Программа дополнительного образования детей «Волшебная акварель»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №6»
г. Ленинск-КузнецкийСогласована Рассмотрена и утверждена
МО воспитателей педагогическим советом
протокол №____от__________ протокол №____от________
Руководитель МО: Директор школы:
__________________________ _____________Данилов Д.И.
Адаптированная рабочая программа дополнительного образования детей
«Волшебная акварель»
(1 год обучения)
Составила:
Огибалова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
2016-2017 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………3
Тематический план………………………………………………………...5
Содержание программы………..………………………………………...15
Условия реализации программы………………………………………...20
Литература………………………………………………………………...21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, идет поиск путей решения этой социальной проблемы.
Дети, с которыми мы работаем психологически младше своего возраста, мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Они быстро утомляются, делая любую монотонную работу. Эти дети часто добры и отзывчивы, но могут быть агрессивными и упрямыми. Они очень чувствительны и обидчивы, а так же подвержены влиянию: как плохому, так и хорошему. Все эти особенности необходимо учитывать, организуя работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Специально разработанная программа «Волшебная акварель» рассчитана на данный контингент и учитывает их особенности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предлагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами изобразительной деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на обучение детей 5 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Цель программы: приобщить детей к изобразительному искусству.
Задачи:
- учить выполнять простейшие навыки и способы изображения;
- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику, глазомер и образное мышление;
- воспитывать доброе отношение друг к другу, терпение, аккуратность;
- развивать интерес и любовь к искусству.
Главная особенность программы заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания.
Продвижение обучающихся происходит последовательно от одного раздела к другому в течение учебного года, но в тоже время оно не является строго линейным, педагог может варьировать, исходя из местных условий и материально-технической базы. Каждый раздел завершается проведением итогового занятия.
Программа:
∙ раскрывает перед ребенком возможности изобразительного искусства; приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
∙ позволяет воспринять коллектив творческого объединения, как единый целостный организм, в котором все взаимосвязаны, выполняя общие работы;
∙ удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками;
∙ позволяет организовать досуг обучающихся, интересно и с пользой для себя и для окружающих.Программа предусматривает 1 год обучения.
Программой предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование.
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
∙ правила поведения на занятиях;
∙ технику безопасности;
∙ называть графические материалы и принадлежности;
∙ называть и различать цвета;
∙ называть основные и дополнительные цвета;
∙ называть теплые и холодные цвета;
∙ названия инструментов и приспособлений, которые использовали;
∙ правила работы простым карандашом;
∙ правила работы акварельными и гуашевыми красками
Должны уметь:
∙ выполнять правила техники безопасности;
∙ пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
∙ правильно организовывать рабочее место;
∙ свободно работать карандашом, акварельными красками и кистью;
∙ передавать в работе простейшую форму;
∙ смешивать цвета;
∙ владеть простейшими трудовыми умениями и навыками;
∙ с помощью педагога выполнять несложные изобразительные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группа №1. Всего: 170 часов.
Дата №
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1 Вводное занятие 1.1. О работе студии. Осенние листья 2 1 1
1.2. Диагностика умений и навыков. Солнышко 3 3
1.3. Облака 3 3
2 Рисунок 2.1. Графические материалы и принадлежности 2 2
2.2. Осеннее деревья 3 3
2.3. Зайчик 3 3
2.4. Средства выразительности рисунка – линия, штрих 1 1
2.5. Комнатный цветок 3 3
2.6. Березка 3 3
2.7. Мы рисуем паркет 3 3
2.8. Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики 2 2
2.9. Морские волны. 2 2
2.10. Ромашки. 3 3
2.11. Любимые фрукты 3 3
2.12. Основы композиции 1 1
2.13. Бабочка 3 3
2.14. Яблочко 3 3
2.15. Композиция на тему «Спорт» 3 3
2.16. Перспектива. Дом 2 2
2.17. Аллея деревьев 4 4
2.18. Рисуем дороги 4 4
2.19. Пейзаж 2 2
2.20. Вид из моего окна 4 4
2.21. Объем. Мяч 4 4
2.22. Итоговое занятие. Зимний пейзаж 4 4
3 Живопись 3.1. Акварель и другие живописные материалы и принадлежности 2 2
3.2. Рисуем радугу 2 2
3.3. Аквариум 5 5
3.4. Основные цвета. Цветочная поляна 5 5
3.5. Радуга 5 5
3.6. Дополнительные цвета. Цветовой коврик 5 5
3.7. Воздушные шары 5 5
3.8. Теплые цвета. Костер 5 5
3.9. Перо жар-птицы 5 5
3.10. Холодные цвета. Волшебные снежинки 5 5
3.11. Замок снежной королевы 5 5
3.12. Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности 1 1
3.13. Натюрморт в теплой цветовой гамме 10 10
3.14. Натюрморт в холодной цветовой гамме 10 10
3.15. Мамочка моя 5 5
3.16. Веселый клоун 5 5
3.17. Золотая рыбка 5 5
3.18. Паутинка 5 5
3.19. Свободная тема 5 5
3.20. Итоговое занятие. Цветы 5 5
170 1 169
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группа №2. Всего: 170 часов.
Дата №
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1 Вводное занятие 1.1. О работе студии. Осенние листья 2 1 1
1.2. Диагностика умений и навыков. Солнышко 3 3
1.3. Облака 3 3
2 Рисунок 2.1. Графические материалы и принадлежности 2 2
2.2. Осеннее деревья 3 3
2.3. Зайчик 3 3
2.4. Средства выразительности рисунка – линия, штрих 1 1
2.5. Комнатный цветок 3 3
2.6. Березка 3 3
2.7. Мы рисуем паркет 3 3
2.8. Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики 2 2
2.9. Морские волны. 2 2
2.10. Ромашки. 3 3
2.11. Любимые фрукты 3 3
2.12. Основы композиции 1 1
2.13. Бабочка 3 3
2.14. Яблочко 3 3
2.15. Композиция на тему «Спорт» 3 3
2.16. Перспектива. Дом 2 2
2.17. Аллея деревьев 4 4
2.18. Рисуем дороги 4 4
2.19. Пейзаж 2 2
2.20. Вид из моего окна 4 4
2.21. Объем. Мяч 4 4
2.22. Итоговое занятие. Зимний пейзаж 4 4
3 Живопись 3.1. Акварель и другие живописные материалы и принадлежности 2 2
3.2. Рисуем радугу 2 2
3.3. Аквариум 5 5
3.4. Основные цвета. Цветочная поляна 5 5
3.5. Радуга 5 5
3.6. Дополнительные цвета. Цветовой коврик 5 5
3.7. Воздушные шары 5 5
3.8. Теплые цвета. Костер 5 5
3.9. Перо жар-птицы 5 5
3.10. Холодные цвета. Волшебные снежинки 5 5
3.11. Замок снежной королевы 5 5
3.12. Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности 1 1
3.13. Натюрморт в теплой цветовой гамме 10 10
3.14. Натюрморт в холодной цветовой гамме 10 10
3.15. Мамочка моя 5 5
3.16. Веселый клоун 5 5
3.17. Золотая рыбка 5 5
3.18. Паутинка 5 5
3.19. Свободная тема 5 5
3.20. Итоговое занятие. Цветы 5 5
170 1 169
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группа №3. Всего: 170 часов.
Дата №
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1 Вводное занятие 1.1. О работе студии. Осенние листья 2 1 1
1.2. Диагностика умений и навыков. Солнышко 3 3
1.3. Облака 3 3
2 Рисунок 2.1. Графические материалы и принадлежности 2 2
2.2. Осеннее деревья 3 3
2.3. Зайчик 3 3
2.4. Средства выразительности рисунка – линия, штрих 1 1
2.5. Комнатный цветок 3 3
2.6. Березка 3 3
2.7. Мы рисуем паркет 3 3
2.8. Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики 2 2
2.9. Морские волны. 2 2
2.10. Ромашки. 3 3
2.11. Любимые фрукты 3 3
2.12. Основы композиции 1 1
2.13. Бабочка 3 3
2.14. Яблочко 3 3
2.15. Композиция на тему «Спорт» 3 3
2.16. Перспектива. Дом 2 2
2.17. Аллея деревьев 4 4
2.18. Рисуем дороги 4 4
2.19. Пейзаж 2 2
2.20. Вид из моего окна 4 4
2.21. Объем. Мяч 4 4
2.22. Итоговое занятие. Зимний пейзаж 4 4
3 Живопись 3.1. Акварель и другие живописные материалы и принадлежности 2 2
3.2. Рисуем радугу 2 2
3.3. Аквариум 5 5
3.4. Основные цвета. Цветочная поляна 5 5
3.5. Радуга 5 5
3.6. Дополнительные цвета. Цветовой коврик 5 5
3.7. Воздушные шары 5 5
3.8. Теплые цвета. Костер 5 5
3.9. Перо жар-птицы 5 5
3.10. Холодные цвета. Волшебные снежинки 5 5
3.11. Замок снежной королевы 5 5
3.12. Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности 1 1
3.13. Натюрморт в теплой цветовой гамме 10 10
3.14. Натюрморт в холодной цветовой гамме 10 10
3.15. Мамочка моя 5 5
3.16. Веселый клоун 5 5
3.17. Золотая рыбка 5 5
3.18. Паутинка 5 5
3.19. Свободная тема 5 5
3.20. Итоговое занятие. Цветы 5 5
170 1 169
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группа №4. Всего: 170 часов.
Дата №
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1 Вводное занятие 1.1. О работе студии. Осенние листья 2 1 1
1.2. Диагностика умений и навыков. Солнышко 3 3
1.3. Облака 3 3
2 Рисунок 2.1. Графические материалы и принадлежности 2 2
2.2. Осеннее деревья 3 3
2.3. Зайчик 3 3
2.4. Средства выразительности рисунка – линия, штрих 1 1
2.5. Комнатный цветок 3 3
2.6. Березка 3 3
2.7. Мы рисуем паркет 3 3
2.8. Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики 2 2
2.9. Морские волны. 2 2
2.10. Ромашки. 3 3
2.11. Любимые фрукты 3 3
2.12. Основы композиции 1 1
2.13. Бабочка 3 3
2.14. Яблочко 3 3
2.15. Композиция на тему «Спорт» 3 3
2.16. Перспектива. Дом 2 2
2.17. Аллея деревьев 4 4
2.18. Рисуем дороги 4 4
2.19. Пейзаж 2 2
2.20. Вид из моего окна 4 4
2.21. Объем. Мяч 4 4
2.22. Итоговое занятие. Зимний пейзаж 4 4
3 Живопись 3.1. Акварель и другие живописные материалы и принадлежности 2 2
3.2. Рисуем радугу 2 2
3.3. Аквариум 5 5
3.4. Основные цвета. Цветочная поляна 5 5
3.5. Радуга 5 5
3.6. Дополнительные цвета. Цветовой коврик 5 5
3.7. Воздушные шары 5 5
3.8. Теплые цвета. Костер 5 5
3.9. Перо жар-птицы 5 5
3.10. Холодные цвета. Волшебные снежинки 5 5
3.11. Замок снежной королевы 5 5
3.12. Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности 1 1
3.13. Натюрморт в теплой цветовой гамме 10 10
3.14. Натюрморт в холодной цветовой гамме 10 10
3.15. Мамочка моя 5 5
3.16. Веселый клоун 5 5
3.17. Золотая рыбка 5 5
3.18. Паутинка 5 5
3.19. Свободная тема 5 5
3.20. Итоговое занятие. Цветы 5 5
170 1 169
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Группа №5. Всего: 170 часов.
Дата №
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1 Вводное занятие 1.1. О работе студии. Осенние листья 2 1 1
1.2. Диагностика умений и навыков. Солнышко 3 3
1.3. Облака 3 3
2 Рисунок 2.1. Графические материалы и принадлежности 2 ! 2
2.2. Осеннее дерево 3 ! 3
2.3. Зайчик 3 ! 3
2.4. Средства выразительности рисунка – линия, штрих 1 ! 1
2.5. Комнатный цветок 3 ! 3
2.6. Березка 3 ! 3
2.7. Мы рисуем паркет 3 ! 3
2.8. Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики 2 ! 2
2.9. Морские волны. 2 2
2.10. Ромашки. 3 3
2.11. Любимые фрукты 3 3
2.12. Основы композиции 1 1
2.13. Бабочка 3 3
2.14. Яблочко 3 3
2.15. Композиция на тему «Спорт» 3 3
2.16. Перспектива. Дом 2 2
2.17. Аллея деревьев 4 4
2.18. Рисуем дороги 4 4
2.19. Пейзаж 2 2
2.20. Вид из моего окна 4 4
2.21. Объем. Мяч 4 4
2.22. Итоговое занятие. Зимний пейзаж 4 4
3 Живопись 3.1. Акварель и другие живописные материалы и принадлежности 2 2
3.2. Рисуем радугу 2 2
3.3. Аквариум 5 5
3.4. Основные цвета. Цветочная поляна 5 5
3.5. Радуга 5 5
3.6. Дополнительные цвета. Цветовой коврик 5 5
3.7. Воздушные шары 5 5
3.8. Теплые цвета. Костер 5 5
3.9. Перо жар-птицы 5 5
3.10. Холодные цвета. Волшебные снежинки 5 5
3.11. Замок снежной королевы 5 5
3.12. Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности 1 1
3.13. Натюрморт в теплой цветовой гамме 10 10
3.14. Натюрморт в холодной цветовой гамме 10 10
3.15. Мамочка моя 5 5
3.16. Веселый клоун 5 5
3.17. Золотая рыбка 5 5
3.18. Паутинка 5 5
3.19. Свободная тема 5 5
3.20. Итоговое занятие. Цветы 5 5
170 1 169
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
О работе студии. Осенние листья (2ч)
Знакомство с планом работы, задачами студии, работами обучающихся, с основными правилами поведения в студии на занятиях, с правилами безопасной работы (правилами работы простым карандашом, кистью, колющими, режущими предметами). Инструктаж по технике безопасности. Расположение листа бумаги, баночки с водой, красок и других принадлежностей.
Практическая работа №1: расположить правильно материалы и принадлежности.
Практическая работа №2: выполнить работу на тему «Осенние листья»
Диагностика умений и навыков. Солнышко (3ч)
Выявление уровня художественных навыков обучающихся, умение использовать художественные материалы, средства выразительности.
Практическая работа: рисуем солнышко. Анализ результатов работы
Облака (3ч)
Выявление уровня художественных навыков обучающихся, умение использовать художественные материалы, средства выразительности.
Практическая работа: изобразить облака. Анализ результатов работы.
Рисунок
Графические материалы и принадлежности (2ч)
Художественные материалы. Материалы для рисунка: простой карандаш, фломастер, ластик. Способы и приемы использования графических материалов.
Практическая работа: практические опыты с материалами для рисунка.
Осеннее дерево (3ч)
Простой карандаш. Какие простые карандаши бывают. Учить работать простым карандашом. Практическая работа: изобразить осеннее дерево простым карандашом.
Зайчик (3ч)
Фломастер (черный). Какие бывают фломастеры. Учить работать фломастером. Практическая работа: изобразить зайчика.
Средства выразительности рисунка – линия, штрих (1ч)
Рисунок – основа языка графики. Понятия линия (плавная, колючая, тонкая, толстая, прямая, кривая, сплошная, прерывистая) и штрих, виды линий. Отработка приемов нанесения на лист линий и штрихов.
Комнатный цветок (3ч)
Знакомить детей с понятием рисунок, линия. Практическая работа: используя линии, изобразить характер растения.
Березка (3ч)
Знакомить детей с понятием рисунок, линия.
Практическая работа: используя линии, изобразить березку.
Мы рисуем паркет (3ч)
Учить накладывать линии и штрихи.
Практическая работа: используя линии и штрихи, изобразить паркет.
Волшебные линии и штрихи. Воздушные шарики (2ч)
Знакомить детей с понятиями линии и штрихи. Отработка приемов нанесения на лист линий и штрихов.
Морские волны (2ч)
Практическая работа: нарисовать морские волны, используя штрихи и линии.
Ромашки (3ч)
Практическая работа: нарисовать полянку из ромашек (вид сверху), используя штрихи и линии.
Любимые фрукты (3ч)
Практическая работа: нарисовать любимый фрукт и, используя штрих, показать самые темные и светлые места предмета.
Основы композиции (1ч)
Выбор формата, размера и расположения листа. Правила размещения изображения на листе. Компановка различных предметов на своем листе.
Практическая работа: выполнить рисунок одного предмета (например, кувшина, кружки, чайника, коробки).Бабочка (3ч)
Практическая работа: изобразить бабочку.
Яблочко (3ч)
Практическая работа: изобразить яблочко.
Композиция на тему «Спорт» (3ч)
Практическая работа: выполнить композицию на тему спорт.
Перспектива. Дом (2ч)
Понятия линейная и воздушная перспектива. Изображение объектов с учетом перспективы.
Аллея деревьев (4ч)
Учить передавать перспективу в работе.
Практическая работа: изобразить аллею деревьев.
Рисуем дороги (4ч)
Практическая работа: изобразить дорогу, уходящую к линии горизонта, и находящиеся вдоль нее фонарные столбы.
Пейзаж (2ч)
Знакомить учащихся с понятиями линейная и воздушная перспектива. Учить изображать простой пейзаж с учетом перспективы.
Практическая работа: изобразить простой пейзаж.
Вид из моего окна (4ч)
Практическая работа: изобразить «вид из моего окна».
Объем. Мяч (4ч)
Познакомить с понятием объем, объем предметов.
Практическая работа: изобразить мяч. Показать объем.
Итоговое занятие. Зимний пейзаж (4ч)
Практическая работа: изобразить «зимний пейзаж».
Живопись
Акварель и другие живописные материалы и принадлежности (2ч)
Свойства акварели, виды кистей, палитра. Практическое использование материалов. Правила работы кистью. Техника безопасности.
Практическая работа: сравнить материалы.
Рисуем радугу (2ч)
Практическая работа: изобразить радугу акварельными красками.
Аквариум (5ч)
Практическая работа: изобразить аквариум акварельными красками.
Основные цвета. Цветочная поляна (5ч)
Основные цвета, смешение цветов. Получение разных оттенков, имея три основных цвета.
Практическая работа: изобразить цветочную поляну (вид сверху), используя три основных цвета.
Радуга (5ч)
Практическая работа: используя три основных цвета, изобразить радугу.
Дополнительные цвета. Цветовой коврик (5ч)
Дополнительные цвета. Механическое, оптическое смешение цветов. Взаимосвязь цветов между собой.
Практическая работа №1: выполнить цветовой коврик.
Практическая работа №2: назови цвета, сравни цвета, определи родственные цвета.
Воздушные шары (5ч)
Практическая работа: изобразить воздушные шары, используя дополнительные цвета.
Теплые цвета. Костер (5ч)
Теплые цвета, эмоционально-образное звучание в изобразительном искусстве.
Практическая работа №1: на определение теплых цветов.
Практическая работа №2: изобразить костер.
Перо жар-птицы (5ч)
Учить работать используя только теплые цвета в работе.
Практическая работа: изобразить перо жар-птицы, используя теплые цвета.
Холодные цвета. Волшебные снежинки (5ч)
Холодные цвета, эмоционально-образное звучание в изобразительном искусстве.
Практическая работа: Изобразить волшебные снежинки.
Замок снежной королевы (5ч)
Учить работать используя только холодные цвета в работе.
Практическая работа №1: на определение холодных цветов.
Практическая работа №2: изобразить замок снежной королевы.
Гуашь и другие живописные материалы и принадлежности (1ч)
Гуашь. Виды гуаши. Свойства гуаши. Отличительные особенности свойств акварели и гуаши. Материала и принадлежности для работы гуашью. Практическое использование материалов. Техника безопасности (работа кистью, красками).
Практическая работа №1: выполнить цветовой коврик.
Практическая работа №2: выполнить цветовую растяжку от основного цвета до дополнительного теплого (например, от желтого до оранжевого).
Натюрморт в теплой цветовой гамме (10ч)
Натюрморт. Виды и разнообразие натюрмортов. Этапы выполнения натюрморта.
Практическая работа №1: выполнить натюрморт гуашью в теплой цветовой гамме, состоящий из двух предметов (например, кружка и яблоко).
Практическая работа №2: выполнить натюрморт гуашью в теплой цветовой гамме, состоящий из четырех предметов (например, кружка, яблоко, груша, кувшин).
Выставка работ обучающихся. Анализ работ обучающихся.
Натюрморт в холодной цветовой гамме (10ч)
Натюрморт. Виды и разнообразие натюрмортов. Этапы выполнения натюрморта.
Практическая работа №1: выполнить натюрморт гуашью в холодной цветовой гамме, состоящий из двух предметов (например, кружка и яблоко).
Практическая работа №2: выполнить натюрморт гуашью в холодной цветовой гамме, состоящий из четырех предметов (например, кружка, яблоко, груша, кувшин).
Выставка работ обучающихся. Анализ работ обучающихся.
Мамочка моя (5ч)
Познакомить с понятием портрет. Учить правильно располагать на листе бумаги человека (портрет крупным планом).
Практическая работа: изобразить свою маму.
Веселый клоун (5ч)
Практическая работа: изобразить клоуна.

Золотая рыбка (5ч)
Практическая работа: изобразить золотую рыбку.
Паутинка (5ч)
Практическая работа: изобразить паутинку.
Свободная тема (5ч)
Практическая работа: выполнить рисунок на свободную тему.
Итоговое занятие. Цветы (5ч)
Практическая работа: изобразить цветы. При выполнении работы применить знания выполнения рисунка, основ композиции, перспективы, объема, свойства цвета, колорита, соблюдение техники безопасности. Материал для работы: акварель.
Выявление знаний, умений и навыков обучающихся приобретенных за год.
Выставка работ обучающихся, анализ творческих работ обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материалы: бумага (альбом для рисования), карандаши простые, стирательная резинка, краски акварельные, гуашь, палитра, баночка для воды, тряпочка.
Формы занятий: практическая работа, беседа.
Приемы и методы работы на занятиях:
Индивидуальная работа: показ приемов работы каждому обучающемуся с последующим повтором за педагогом.
Объяснительно-иллюстративные: педагогический рисунок, рассказ, беседа и т.д.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ
Демонстрация выполненных работ с элементами анализа, беседа.
Для подведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы организуются выставки лучших работ обучающихся, обучающиеся принимают участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999. – 624 с. – ISBN 5-88687-064-4.
Браун, Д. Учись рисовать диких животных [Текст] / Дэвид Браун; пер. с англ. А. Д. Швед; худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2004. – 48 с.: ил. – (Учись рисовать). - ISBN 985-438-616-3.
Браун, Д. Учись рисовать лошадей [Текст] / Дэвид Браун; пер. с англ. Н. В. Кремко; худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2003. – 48 с.: ил. – (Учись рисовать). - ISBN 985-438-670-8.
Браун, Д. Учись рисовать перспективу [Текст] / Дэвид Браун; пер. с англ. Н. В. Кремко; худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2002. – 48 с.: ил. – (Учись рисовать). - ISBN 985-438-669-4.
Браун, Д. Учись рисовать птиц [Текст] / Дэвид Браун; пер. с англ. Н. В. Кремко; худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2002. – 48 с.: ил. – (Учись рисовать). - ISBN 985-438-667-8.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: Классические труды). - ISBN 5-7155-0747-2.
Газман, О. С. В школу с игрой [Текст] / О. С. Газман, И. Е. Харитонова. – М. : Просвещение, 1991 – 95 с.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для вузов / А.Д. Гонеев. – М: изд.центр «Академия», 1999. – 172с. – 230с.
Горяева, Н. А. Искусство вокруг нас [Текст] : учеб. для 3 кл. нач. шк. / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, Б. М. Неменский и др. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 142 с.: ил. - ISBN 5-09-013169-4.
Детский журнал об искусстве «Эскиз» для детей среднего школьного возраста.
Коротеева, Е. И. Искусство и ты [Текст] : учеб. для 2 кл. нач. шк. / Е. И. Коротеева, Б. М. Неменский. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 144 с. : ил. - ISBN 5-09-013447-2.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для Средних учебных заведений / под ред. Г.Ф. Кумарина. – М.: изд.центр «Академия», 2000. – 229с. – 327с.
Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе. 1 книга [Текст] : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 1996. – 276 с.: ил.
Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет [Текст] / М. Михейшина. – М. : Полиграфмаркет, 1999. – 96 с. - ISBN 985-6359-25-2.
Михейшина, М. Уроки рисования для школьников 10-14 лет [Текст] / М. В. Михейшина. – Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1999. – 96 с. - ISBN 985-6235-25-1.
Неменская, Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь [Текст] : учеб. для 1 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 111с.: ил. - ISBN 5-09-013171-6.
Неменская, Л. А. Каждый народ – художник [Текст] : учеб. для 4 кл. шк. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 144с.: ил. - ISBN 5-09-013515-0.
Новоселова, В. П. С кисточкой по белу свету [Текст] / В. П. Новоселова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2002. – 48 с.
Новоселова, В. П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства [Текст] / В. П. Новоселова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. – 48 с.
Сеймур, М. Учись рисовать цветы и растения [Текст] / Мэри Сеймур; пер. с англ. А. Д. Швед; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 48 с.: ил. – (Учись рисовать). - ISBN 985-438-620-1.
Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1997.