Образовательная программа для творческой студии Мастерская искусства 2- 4 класс.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 494 Выборгского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
протокол педагогического совета Директор школы № __________ Фамилия И.О.
№ __ от «___» ___ 20 г. «___» ____ 20 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мастерская искусства»
Возраст обучающихся от 8 до 10 лет
Срок реализации 2 года
автор-составитель
Ряжина Дарья Викторовна
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2015
Пояснительная записка
Образовательная программа " Мастерская художника" имеет художественно - эстетическую направленность. Программа предполагает общекультурный уровень освоения.
Одним из наиболее эффективных средств для формирования творчески активной, духовно богатой и разносторонней мыслящей личности является изобразительная деятельность. Она оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Позиция дополнительного образования определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, рациональные способы изобразительной деятельности, выработанные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное художественное обучение детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка до оптимальных параметров
Программа реализуется с 2015 года. В 2015 году корректирована по требованиям оформлению программ.
   Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в творческой направленности, желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Творчество – это вдохновение, замысел, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем. Через занятия по программе дети приобщаются к народным традициям, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия изобразительного творчества способствуют развитию фантазии, мелкой моторики, наблюдательности и духовности через мастерство, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Занятия изобразительной деятельности оказывают положительное успокаивающее, действие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.
Цель образовательной программы (ОП):
Основная цель программы: развитие гармоничной творческой личности через формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению;
научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема, светотени, композиции;
знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей.
Развивающие:
развить художественно - образного мышления как основы формирования творческой личности;
способствовать развитию интереса любви к изобразительному и декоративно - прикладному искусству, как средству выражения своих чувств и замыслов.
Воспитательные:
способствовать воспитанию чувства доброты, высоких нравственных качеств, способности сопереживать;
воспитание деятельной, уверенной в себе личности через процесс творческой самореализации.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 8 – 10 лет без специальной подготовки. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 12 человек
Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся 2 раза в неделю по 1 часу на 1-ом и 2-ом году обучения (72 часа в год).
Форсы занятий:
практическое
выставка
викторина
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповая
Методы обучения:
наглядные (использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия;
практические ( наблюдения, самостоятельная, творческая работа);
ИКТ (информационно - коммуникационные технологии).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения воспитанники:
имеют представление о форме, цвете, характере, деталях;
Расширят понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра);
Получат первое представление о живописи, дополнительных цветах, тёплых и холодных цветах;
Приобретут знания о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов; 
Приобретут знания о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг);
сумеют выполнять аппликацию;
Получат знания на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах, и оси симметрии;
Получат знания о орнаменте;
Приобретут навыки основы работы гуашевыми и акварельными красками;
Приобретут знания о смешивании основных цветов, использовании в живописи дополнительных цветов;
Получат первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон).
Предметная диагностика проводится в форме:
творческих заданий
викторин
Педагогическая диагностика предполагает
анкетирование;
личные беседы с детьми и их родителями;
анализ продуктов деятельности обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
проведение итоговой выставки "Мастерская искуссва"
Учебно-методический план
1 год обучения
№ Название раздела (темы) Количество часов
Наблюдаем и изображаем осень всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 –
2 Волшебные краски 2 0,5 1,5
3 Осенняя листва 2 0,5 1,5
4 Белочка на дереве 2 – 2
5 Моя любимая игрушка. Медвежонок 2 0,5 1,5
6 Осень – пора плодородия. Овощи 2 0,5 1,5
7 Дерево лешего 2 – 2
8 Осенняя деревня. Пряничный домик ( коллективная работа) 4 – 4
В чем красота зимы? 9 Снежный пейзаж. Изображение зимнего леса 2 0,5 1,5
10 Зимние забавы 2 0,5 1,5
11 Изображение снеговика 2 – 2
12 В гостях у сказки. Морозко4 0,5 3,5
13 Снегири на ветке 2 – 2
14 Морозные узоры 2 0,5 1,5
15 Новогодняя елка 2 – 2
Что за чудо эти сказки 16 Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы и божьей коровки на цветах. Понятие Симметрии 2 0,5 1,5
17 Золотая рыбка 2 – 2
18 Ох, уж эти кошки! Изображение 3х котят 2 0,5 1,5
19 Сделаем подарок нашим папам 2 0,5 1,5
20 Рисуем для наших мам "Мамина улыбка" 2 0,5 1,5
21 Царевна Лягушка. Изображение лягушонка 2 – 2
22 Приключение веселых инопланетян 4 0,5 3,5
23 Красная шапочка. Иллюстрация к сказке 2 0,5 1,5
24 Маша и три медведя. Иллюстрация к сказке 2 0,5 1,5
25 Сказочная птица ( коллективная работа) 2 0,5 1,5
Весна красна 26 Рыбки в аквариуме. Пластилиновая живопись 3 0,5 2,5
27 Мой любимый кот. Рельеф 2 0,5 1,5
28 Пуантель. Дракоша2 0,5 1,5
29 Аппликация скорлупой попугай Кеша 4 0,5 3,5
30 Знакомство с техникой рисования " по - сырому" 2 0,5 1,5
31 Изображение дельфина в море " по - сырому" 2 0,5 1,5
32 Акварельные цветы. Тюльпаны " по - сырому" 2 – 2
33 Итоговое занятие 1 1 –
Содержание
1-го года обучения
Наблюдаем и изображаем осень
1. Вводное занятие.
Теория: введение в программу, условия безопасной работы, знакомство с планом работы.
Практика: для первого занятия не предусмотрена.
2. Волшебные краски.
Теория: знакомство с цветовым кругом, основами цветоведения.
Практика: выполнение упражнений для освоения нового материала.
3. Осенняя листва.
Теория: знакомство с техникой монотипии, знакомство с теплой цветовой гаммой.
Практика: выполнение упражнения в технике монотипии
4. Белочка на дереве
Теория: –
Практика: выполнение рисунка белочки на дереве.
5. Моя любимая игрушка. Медвежонок
Теория: Знакомство с работами художников Е. Чарушина, В. Ватагина. Знакомство с техникой мазка.
Практика: выполнение рисунка с использованием "пушистого" мазка.
6. Осень – пора плодородия. Овощи
Теория: знакомство с понятиями: натюрморт, фон, горизонтальная плоскость.
Практика: выполнение рисунка овощей.
7. Дерево лешего
Теория: –
Практика: выполнение изделия в технике папье - маше, с дальнейшим окрашиванием.
8. Осенняя деревня. Пряничный домик ( Коллективная работа)
Теория: –
Практика: выполнение изделия из соленого теста с дальнейшим раскрашиванием.
В чем красота зимы
9. Снежный пейзаж. Изображение зимнего леса
Теория: знакомство с понятиями: пейзаж, холодная цветовая гамма
Практика: выполнение изображения зимнего леса.
10.Зимние забавы
Теория: знакомство с понятием плановости.
Практика: выполнение изображения зимних видов игр.
11. Изображение снеговика
Теория: –
Практика: выполнить изображение снеговика
12. В гостях у сказки. Морозко (конкурсные работы памяти И. Билибина)
Теория: знакомство с русской народной сказкой, знакомство с работами художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В. М. Васнецова.
Практика: Выполнение иллюстрации к сказке.
13.Снегири на ветке
Теория: –
Практика: выполнение композиции снегири на ветке.
14. Морозные узоры
Теория: знакомство с акварельной техникой.
Практика: выполнения упражнения "морозные узоры"
15. Новогодняя елка
Теория: –
Практика: выполнение рисунка нарядной, праздничной елки.
Что за чудо эти сказки
16. Насекомые. Изображение бабочки, стрекозы, божьей коровки на цветах.
Теория: знакомство с понятием симметрия, условия безопасной работы с ножницами.
Практика: выполнение аппликации из цветной бумаги и эскиза в цвете.
17. Золотая рыбка
Теория: –
Практика: выполнение рисунка рыбки.
18. Ох, уж эти кошки! Изображение 3х котят.
Теория: знакомство с анималистическим жанром
Практика: выполнение рисунка котят в различных позах и размерах.
19. Сделаем подарок нашим папам
Теория: техника безопасности, правила поведения с ножницами.
Практика: выполнение открыток на 23 февраля для мужчин.
20. Рисуем для нашим мам "Мамина улыбка"
Теория: знакомство с понятием портрет.
Практика: выполнение портрета мамы.
21.Царевна Лягушка. Изображение лягушонка.
Теория: –
Практика: выполнение изображения сказочного лягушонка.
22. Приключение веселых инопланетян (выставка в школе к 12 апреля)
Теория: знакомство с графическими материалами, просмотр презентации на тему "день космонавтики"
Практика: выполнить рисунок с графическими элементами.
23.Красная шапочка
Теория: знакомство со сказкой, просмотр иллюстраций художников Билибина, Васнецова.
Практика: выполнить изображение - театр, с использованием нескольких фигур и планов
24. Маша и три медведя
Теория: знакомство со сказкой, просмотр иллюстраций художников Билибина, Васнецова.
Практика: выполнить изображение - театр, с использованием нескольких фигур и планов.
25 Сказочная птица (коллективная работа)
Теория: знакомство со сказочными птицами художников- иллюстраторов.
Практика: выполнение рисунка различного типа и форм перьев для птицы.
Весна красна
26. Рыбки в аквариуме. Пластилиновая живопись.
Теория: знакомство с техникой пластилиновой живописи.
Практика: выполнить изображение аквариума с рыбками в технике.
27. Мой любимый кот. Рельеф
Теория: обучение лепки рельефного изображения, просмотр презентации о котах.
Практика: выполнение изделия из цветного пластелина.
28. Пуантель. ДракошаТеория: знакомство с техникой пуантель, просмотр презентации - вдохновение о драконах.
Практика: выполнение изображения дракона в технике точечного мазка.
29. Аппликация скорлупой "попугай Кеша".
Теория: знакомство с техникой аппликации скорлупой.
Практика: выполнение аппликации по шаблону.
30. Знакомство с техникой рисования "по-сырому"
Теория: просмотр презентации по технике, знакомство с художниками.
Практика: выполнение упражнений в технике.
31. Изображение дельфина в море "по-сырому"
Теория: предупреждение ошибок в акварельной технике
Практика: выполнение рисунка в технике.
32. Акварельные цветы. Тюльпаны "по - сырому"
Теория: –
Практика: выполнение рисунка в технике
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ Название раздела (темы) Колличество часов
Всего Теории Практики
Осенние фантазии 1 Вводное занятие. 1 1 –
2 Выполнение линий разного типа. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. 4 0,5 3,5
3 Зарисовки растений с натуры. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. 2 0,5 1,5
4 Природная форма – лист. Тональная растяжка цвета. 3 0,5 2,5
5 Улитка на листе. 2 0,5 1,5
6 Осенний пейзаж. Композиция - настроение 2 0,5 1,5
7 Осеннее дерево 2 0,5 1,5
Зимняя сказка 8 "Гризайль". Тоновая растяжка 3 0,5 2,5
9 Зимний пейзаж. "Сугробы возле дома" 2 0,5 1,5
10 Мороз и солнце". Рисунок ассоциация 2 0,5 1,5
11 Дворец снежной королевы. 4 0,5 3,5
12 Волшебные снежинки 2 – 2
13 Скраппбукинг. Открытка "С новым годом" 3 – 3
Настроение в искусстве 14 Рисующий свет. 2 0,5 1,5
15 Стихия – вода. Рисование по методу ассоциаций 2 0,5 1,5
16 Настроение в искусстве. Радость / грусть 2 0,5 1,5
17 Чудесные превращения. 2 0,5 1,5
18 Африканский слон. Изображение слона на фоне джунглей 2 0,5 1,5
19 Натюрморт. 2 0,5 1,5
20 Мое любимое животное. 4 0,5 3,5
21 Мир вокруг нас. 6 0,5 5,5
Весенняя капель 22 Космические фантазии 3 0,5 2,5
23 Кактус 2 0,5 1,5
24 Букет весенних цветов 2 0,5 1,5
25 Городские приключения 3 0,5 2,5
26 Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения. 3 0,5 2,5
27 Коллективная работа. Совместить 25, 26 воедино 2 – 1,5
28 Свободный рисунок – рисунок фантазия 2 0,5 1,5
29 Итоговое занятие 1 1 –
Содержание
Осенние фантазии
1.Вводное занятие.
Теория:Условия безопасной работы, знакомство с планом работы.
Практика: –
2. Выполнение линий разного характера. Орнаментальная композиция. Орнаментальные плосткости.
Теория: знакомство с понятиями, орнамент, композиция, ритм.
Практика: придумать и выполнить орнаментальную композицию " Цветы модерна".
3. Зарисовки растений с натуры. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.
Теория: знакомство с правилами компоновки листа и изображением натуры на нем.
Практика: Выполнить зарисовки с натуры.
4. Природная форма – лист. Тоновая растяжка.
Теория: изучаем свойства акварели.
Практика: выполнить рисунок акварелью.
5. Улитка на листке.
Теория: знакомство с декоративной композицией, упрощение элементов.
Практика: выполнение декоративной композиции.
6. Осенний пейзаж. Рисунок – настроение. Занятие игра.
Теория: изучение основ пейзажа, просмотр презентации на тему осенних пейзажей, для вдохновения.
Практика: выполнить рисунки пейзажей.
7. Осеннее дерево
Теория: упрощение деталей, закрепление материала по декоративной композиции.
Практика: выполнить декоративную композицию.
Зимняя сказка
8. "Гризайль". Тоновая растяжка.
Теория: знакомство с техникой "гризайль", знакомство с понятием тон, тоновая растяжка.
Практика: выполнить упражнения, выполнить постановочный натюрморт в технике.
9. Зимний пейзаж. "Сугробы возле дома"
Теория: знакомство с термином – плановость, мазок.
Практика: выполнить пейзаж по заданной теме.
10. Мороз и солнце. Рисунок ассоциация
Теория: знакомство со стихами А.С. Пушкина, знакомство со средствами выразительности.
Практика: выполнить рисунок - ассоциацию.
11. Дворец Снежной королевы.
Теория: знакомство с понятиями, ритм, перспектива, холодная гамма.
Практика: выполнить рисунок дворца сказочной героини.
12. Волшебные снежинки
Теория: –
Практика: выполнить рисунок акварелью.
13. Скраппбукинг. Открытка "с Новым годом"
Теория: –
Практика: выполнение открытки.
Настроение в искусстве
14. Рисующий свет.
Теория: трансформация плоскости в объем, организация пространственной среды.
Практика: выполнение рисунка в объеме.
15. Стихия – вода. Рисование по методу ассоциаций
Теория: знакомство с понятием холодной гаммы.
Практика: выполнение рисунка ассоциации по заданной теме.
16. Настроение в искусстве. Радость / грусть
Теория: знакомство с теоретической информацией о настроении в рисунках.
Практика: выполнить рисунок веселого / грустного клоуна.
17. Чудесные превращения. Иллюстрации к русским сказкам
Теория: знакомство с русскими сказками, просмотр работ художников иллюстраторов.
Практика: выполнить композицию к прочитанным сказкам.
18. Африканский слон. Изображение слона на фоне джунглей
Теория: знакомство с анималистическим жанром.
Практика: выполнить рисунок по заданной теме.
19. Натюрморт.
Теория: знакомство с основными и дополнительными цветами гаммы, изучаем изобразительные свойства гуаши.
Практика: выполнить постановочный натюрморт, используя полученные знания на практике.
20. Мое любимое животное. Смешанная техника
Теория: знакомство со смешанной техникой гуашь + тушь перо, знакомство с работами художников: Е. Чарушина, В. Ватагина.
Практика: выполнить рисунок животного.
21. Мир вокруг нас. (коллективная работа)
Теория: знакомство с теорией изображения людей, правила композиции.
Практика: выполнить рисунок растений, животных и людей.
Весенняя капель
22. Космические фантазии
Теория: знакомство с праздником " день космонавтики", просмотр презентации.
Практика: выполнить аппликацию по заданной теме.
23. Кактус
Теория: знакомство с техникой рисунка фломастерами
Практика: выполнение скетч -рисунка.
24. Букет весенних цветов
Теория: знакомство со смешанной техникой восковые мелки + акварель, просмотр презентации.
Практика: выполнить рисунок в смешанной технике.
25 Городские приключения.
Теория: знакомство с перспективой, стилизацией.
Практика: выполнение рисунка по заданной теме.
26. Изображение литературных персонажей по выбору.
Теория: изучение теоретического блока по изображению людей в движении и в статике, правила перспективы, просмотр презентации для вдохновения.
Практика: выполнить рисунки сказочных персонажей разного размера.
27 Коллективная работа. Совмещение 25 и 26 воедино.
Теория: изучение правил компоновки листа, правил композиции.
Практика: соединить ранее сделанные работы на большой формат.
28. Свободный рисунок. Рисунок – фантазия
Теория: просмотр презентации для вдохновения.
Практика: выполнить рисунок по выбранной теме в любой технике и любых материалах.
29. Итоговое занятие.
Теория: викторина - игра по пройденному материалу.
Практика: –
Методическое обеспечение
1 год обучения
Раздел
или тема программы Формы
занятий Приемы и методы организации образовательного процесса
(в рамках занятия) Дидактический материал Формы подведения итогов Техническое оснащение
1 2 3 4 5 6 7
Вводное занятие игра-путешествие Игровые приемы,
беседа, ИКТ – опрос Компьютер, экран, проектор
2 Волшебные краски комбинированный ИКТ – – Компьютер, экран, проектор
3 Осенняя листва комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
4 Белочка на дереве комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
5 Моя любимая игрушка. Медвежонок комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
6 Осень – пора плодородия. Овощи комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
7 Дерево лешего комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
8 Осенняя деревня.Пряничный домик комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
9 Снежный пейзаж комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
10 Зимние забавы комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
11 Изображение снеговика комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
12 В гостях у сказки. Морозкокомбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
13 Снегири на ветке комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
14 Морозные узоры комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
15 Новогодняя елка комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
16 Насекомые. комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
17 Золотая рыбка комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
18 Ох, уж эти кошки! комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
19 Сделаем подарок папе комбинированный – Образец для выполнения работы самоанализ работ –
20 Рисуем для наших мам. "Мамина улыбка" комбинированный – Образец для выполнения работы самоанализ работ –
21 Царевна Лягушка комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
22 Приключения веселых инопланетян комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
23 Красная шапочка экспозиция ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
24 Маша и три медведя комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
25 Сказочная птица комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
26 Рыбки в аквариуме комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
27 Мой любимый кот комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
28 Пуантель. Дракошакомбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
29 Аппликация скорлупой попугай Кеша комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
30 Техника "по-сырому" комбинированный ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
31 Изображение дельфина в море комбинированный – Образец для выполнения работы анализ работ –
32 Акварельные цветы. Тюльпаны экспозиция – Образец для выполнения работы анализ работ –
33 Итоговое занятие Занятие - викторина ИКТ, игровые приемы – Рефлексия Компьютер, экран, проектор
Материально-техническое обеспечение программы
(перечень оборудования к программе)
1.Мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор)
2. Образцы для выполнения работ
3. Репродукции художников
4. Презентации по изобразительному и декоративно – прикладному искусству
2 год обучения
№ Раздел
или тема программы Формы
занятий Приемы и методы организации образовательного процесса
(в рамках занятия) Дидактический материал Формы подведения итогов Техническое оснащение
1 2 3 4 5 6 7
Вводное занятие Игровое занятие Беседа, игровые приемы, ИКТ – опрос Компьютер, экран, проектор
2 Выполнение линий разного характера. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
3 Зарисовки растений с натуры. Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
4 Природная форма – лист. Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
5 Улитка на листе Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
6 Осенний пейзаж. Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
7 Осеннее дерево Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
8 Гризайль. Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
9 Зимний пейзаж. "Сугробы возле дома" Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
10 Мороз и солнце Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
11 Дворец Снежной королевы Экспозиция – Образец для выполнения работы анализ работ –
12 Волшебные снежинки Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
13 Скраппбукинг. Открытка "С новым годом" Комбинированное – Образец для выполнения работы Самоанализ работы –
14 Рисующий свет Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
15 Стихия – вода Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
16 Настроение в искусстве Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
17 Чудесные превращения Экспозиция ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
18 Африканский слон Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
19 Натюрморт Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
20 Мое любимое животное Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
21 Мир вокруг нас Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
22 Космические фантазии Экспозиция ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
23 Кактус Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
24 Букет весенних цветов Комбинированное ИКТ Образец для выполнения работы анализ работ Компьютер, экран, проектор
25 Городские приключения Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
26 Изображение фигур персонажей литературного произведения Комбинированное – Образец для выполнения работы анализ работ –
27 Коллективная работа Комбинированное – – Самоанализ
работы –
28 Свободный рисунок Комбинированное – – Самоанализ работы –
29 Итоговое занятие Занятие - викторина Беседа, игровые приемы, ИКТ – – Компьютер, экран, проектор
Материально-техническое обеспечение программы
(перечень оборудования к программе)
1.Мультимедийное оборудование (компьютер, экран, проектор)
2. Образцы для выполнения работ
3. Репродукции художников
4. Презентации по изобразительному и декоративно – прикладному искусству
Список использованной литературы
для педагога
1. Бондарева И.М. Наглядно-дидактическое обеспечение учебного процесса// Дополнительное образование, № 12, 2009. – с 13 – 17.
2. Джудит Мартин Учимся смешивать цвета,Пер. с англ.М. Туриловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2008.-64.:ил.
3. Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. 8 – е изд.-М.: Просвещение, 2009.-192с.:ил.
4. Курочкина М.В. Мне учится интересно// Дополнительное образование, № 4, 2009. – с 40 – 43.
5. Левейлль П. Школа рисования. Методика построения, Минск, 2008.
6. Рукавишникова Е.В. Использование психолого-педагогической диагностики для оценки творческого развития детей// Дополнительное образование, № 2, 2006. – с 38 – 42.
7. Сокольникова Н. М.Изобразительное искусство.: учебник для уч.5 – 8кл.: В 4ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2009. – 80с.