Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 5 класса по биологии. УМК Пасечник В.В.


Тематическое планирование по учебному предмету
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)

п/п Тема урока Планируемые результаты Дата
Предметные Метапредметные:
познавательные УУД (П);
коммуникативные УУД (К);
регулятивные УУД (Р) Личностные результаты Введение(6 ч.) 1 Биология – наука о живой природе.
Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. Давать определение ключевым понятиям.
Р: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П: умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты
К: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры
2 Методы исследования в биологии. Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете. Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем
П: практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
К: читают статьи учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации Формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности
3 Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
Экскурсия «Многообразие живых организмов». Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления.
Составлять план параграфа по предложенному алгоритму.
Р: постановка новых целей П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. К:умение участвовать в диалоге
Осваивать названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы
4 Среды обитания организмов. Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
 К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов
5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами. Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму.
Р: умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
П: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
К: умение участвовать в диалоге Формировать элементы экологической культуры
6 Обобщение гл. «Введение»
Тест. Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Р: постановка новых целей П: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 ч. )7 Устройство увеличительных приборов. Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме.
Р: умение контролировать время П: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований
8 Строение растительной клетки. Л.р. №1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов.
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
9 Строение растительной клетки. Л.р. №2 «Пластиды в клетках листа элодеи». Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки. Уметь работать в парах, согласуя совместные действия.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П: иметь понятия о пластидах и хлоропластах.
К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи
Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов
10 Химический состав клетки. Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и неживой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.  
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы 11 Процессы жизнедеятельности клетки
Л.р. №3 «Наблюдение движения
цитоплазмы». Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,
П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты
К: умение формулировать выводы Формировать познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов
12 Деление и рост клетки. Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.  
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов 13 Ткани. Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. Иметь навыки заполнения таблицы.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,
П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника
К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток 14 Обобщение главы «Клеточное строение организмов».
Тест. Правильно использовать биологическую терминологию и символику
Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Р : умение контролировать время
П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.  
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы
Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого
Раздел 2. Царство Бактерии(3 ч.) 15 Строение и жизнедеятельность бактерий. Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта.
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы
П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями.  
К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий
16 Роль бактерий в природе и жизни человека. Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.  
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования
17 Болезнетворные бактерии.
Тест. Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактериями. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний. Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника  
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы
Раздел 3. Царство Грибы(6 ч.) 18 Общая характеристика грибов. Давать характеристику изучаемого объекта, отражая его основные особенности. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью
П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма.  
К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения и значения грибов
19 Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Проект «Шляпочные грибы». Поделки. Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы.
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы
П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника
 К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам 20 Грибы съедобные и ядовитые. Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы
П: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы.  
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы
21 Плесневые грибы и дрожжи.
Л.р.№5 «Строение дрожжей». Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы.
речь
Р: умение контролировать время
П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формируется познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы
22 Грибы-паразиты.
Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Понимать отличие симбиоза и паразитизма Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.  
К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую Формировать научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.
23 Обобщение глав «Бактерии», «Грибы».
Тест. Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы», грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по контрольным тестам.
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения.
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать экологическая культура на основе понимания важности охраны растений Раздел 3. Царство Растения(11 ч.)24 Разнообразие, распространение, значение растений.
Проект «Значение растений». Мини-сочинение. Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям.
Формировать познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы 25 Одноклеточные водоросли.
Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.
П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям
К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности 26 Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника.
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы
П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника
К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Формировать экологическую культуру на основании изучения лишайников и выводов о состоянии окружающей среды.
27 Лишайники. Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы
П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы
К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении
28 Мхи.
Л.р. №7
«Строение мха». Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,
П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям
К: умение участвовать в диалоге Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.
29 Плауны. Хвощи. Папоротники.
Л.р. №8 «Строение спороносящего папоротника». Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. Иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля. Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией.
Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию
П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении 30 Голосеменные.
Л.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных». Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных».
Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями
К: умение подбирать аргументы, делать выводы
Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении
31 Покрытосеменные или Цветковые.
Проект «Многообразие покрытосеменных растений». Паспорт. Иметь представление о покрытосеменных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека. Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника.
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,
П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам.
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции
32 Происхождение растений. Начальные этапы развития. Самостоятельно готовить краткие сообщения, характеризуя сущность науки палеонтологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появлении низших растений, причинах выхода растений на сушу. Расшифровывать и грамотно характеризовать схемы учебника.
Р: умение оценивать конечный результат
П: развивается умение анализировать
К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Формировать навыки логического мышления 33 Происхождение растений. Появление высших
споровых и семенных растений. Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу Уметь использовать схемы учебника в устном ответе.
Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции).
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции
34 Обобщение главы
«Царство растений».
Тест. Подводить итоги изучения биологии в 5 классе;
Планировать содержание и методы выполнения летних заданий. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования.
Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции).
К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Формировать навыки логического мышления