Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по естествознанию (биология с элементами экологии): «Биовикторина»


Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Хабаровский педагогический колледж»
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия
по естествознанию (биология с элементами экологии):
«Биовикторина»
для студентов средних специальных образовательных учреждений.
Автор: Пилипенко Наталья Алексеевна, преподаватель
КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж»
Хабаровск 2014
Содержание
Введение (пояснительная записка)
3
Конспект
5
Методические комментарии.
13
Список использованной литературы.
14
Приложение.
15
Введение
(пояснительная записка)
Методическая разработка содержит описание методики проведения внеаудиторного мероприятия по дисциплине «Естествознание (биология с основами экологии)» среди студентов 1 курса специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и предназначена для преподавателей, кураторов, классных руководителей школ и средних специальных образовательных учреждений, а также может быть использована студентами при проведении подобных мероприятий.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего воспитателя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Потребность в высококвалифицированных кадрах способствует более глубокому изучению естественнонаучных дисциплин, развитию творческих способностей подрастающего поколения. Исходя из этого очень важно не только на уроках, но и во внеурочное время знакомить студента с особенностями будущей профессии, способствовать развитию навыков общения, умения работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами. Задача преподавателя - формирование профессионально значимых качеств у студентов начиная с первого курса. Мероприятие, представленное в методической разработке, также и предназначено для закрепления знаний по первому разделу программы дисциплины в форме интеллектуальной игры.
Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. Это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Они помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.
При проведении мероприятия используются активные методы и формы. Характер заданий – творческий, развивающий, развлекательный. Игра может проводиться сразу со всей группой, с командами от групп и с каждым человеком в отдельности. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Задания также дают возможность проявить студентам не только коммуникативные качества, но и умение самостоятельно мыслить, фактическая работа познавательного и характера готовит учащихся к самостоятельной деятельности, развивает логическое мышление, учит анализировать, делать выводы. Такие мероприятия имеют огромное значение для овладения дополнительными знаниями при изучении естественнонаучных дисциплин, повышают мотивацию изучения и развивают познавательный интерес к предмету «Естествознание (биология с основами экологии)». Игра способствует личностному самовыражению студентов и формированию благоприятной психологической обстановки в группе.
Конспект
Название учебной дисциплины - Естествознание (биология с основами экологии)
Тема «Биовикторина»
Курс 1 курс
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Форма - интеллектуальная игра
Цель - повышение интереса учащихся к изучению естествознания и биологии.
Планируемый результат – ОК 6., ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.6.
Формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами;
планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;
организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;
организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, 2 свободных стула, чёрный ящик, яблоко, зеркало, перо птицы, два бланка с таблицей из 5 колонок (см. приложение 1), материал для жеребьёвки, ручки и листы бумаги для конкурса «Буриме», задания для конкурса «Крокодил» (см. приложение 2), музыкальное сопровождение для проведения конкурсов и награждения победителей, грамоты (или иной вариант поощрения).
Ход занятия
Интеллектуальная разминка.
Противников нужно выстроить в ряд друг напротив друга, а на каждом конце между двух рядов установить 2 стула: один будет обозначать «верно», другой - «неверно». Ведущий зачитывает утверждения из списка каждой паре соперников по очереди. Если им кажется, что утверждение верно, они должны как можно быстрее занять «верный» стул, и, соответственно, если неверно, — оккупировать другой стул.
Кто сделает это первым и не совершит ошибки, получает 1 балл.
Верите ли Вы, что…
Буратино – это не только сказочный персонаж, а ещё и видовое название лягушки?
Ответ: Да, В Папуа - Новой Гвинеи, в горах Фойя у этой древесной лягушки довольно длинный нос. За это лягушку назвали Пиноккио или - Буратино.
Растения могут питаться небольшими животными вроде мышей и крыс?
Ответ: Да, На Филиппинах Ловчий лист Аттенборо сворачивает свои листья (16 - 30 см) в шарики и выделяет внутри вязкую жидкость. Этими шариками и ловит всяческую живность соответствующих размеров. А потом поедает ее.
В Индокитае обитает рыба дракула?
Ответ: Да, Рыба-Дракула получила свое прозвище за причудливые клыки.
У древних греков крокодил назывался «водяной лошадью»?
Ответ: Нет. «Водяная лошадь» — это бегемот.
Китай – единственная страна, где растут голубые розы?
Ответ: Нет, таких роз вообще не существует в природе.
В Африке живут мухи-людоеды?
Ответ: Да (муха тумбу).
Фазан - это та же курица?
Ответ: Да. Он из этого же семейства.
На луну воют только волки-одиночки?
Ответ: Нет, это может делать любой волк.
В Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, у кого есть охотничий билет?
Ответ: Да.
Ящерицы поддаются дрессировке?
Ответ: Да, австралийских драконов научили открывать дверь.
Пингвины не умеют прыгать, они только ходят вперевалку?
Ответ: Нет. Прыгают в воздух на высоту до 2 метров! 
У каждого человека индивидуальный отпечаток языка?
Ответ: Да.
Мозг неандертальца был чуть меньше нашего?
Ответ: Нет. Он был больше мозга современного человека!
Березовый сок заживляет раны?
Ответ: Да, Березовый сок повышает скорость миграции кератиноцитов, попадая в пораженную область они способствуют ее быстрому заживлению. 
Человек смеется в среднем 5 раз в день?
Ответ: Нет, в среднем 15 раз!
Правое легкое человека вдыхает больше воздуха, чем левое?
Ответ: Да, левое легкое меньше — часть объема грудной клетки занимает сердце.
Ученые добились рождения тигренка с круглыми пятнами вместо полосок, как у барса?
Ответ: Нет. Полоски повернуты на 90 градусов, как у бурундука.
Раки зимуют в норках под водой, впадая в спячку?
Ответ: Нет. Раки и зимой активны.
Листья водяной лилии способны удерживать на себе вес до 40 кг. 
Ответ: Да, в диаметре листья достигают 3 метров. Обитает в неглубоких водоёмах бассейна Амазонки.
Существует дерево способное приносить 40 видов разных плодов
Ответ: Да, его вырастил Ван Акен художник из Нью-Йорка.
Внимание! Черный ящик!
В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушеном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, в Средней Азии. Растение – перекрестноопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до минус 30 о С. Плоды содержат много витаминов, а также вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Плоды обогащают кровь железом. О каком плоде идет речь? (О яблоках)
За правильный ответ учащиеся получают 10 баллов.
3. «Знатоки слов».
Выдаются листочки, которые разделяются на 5 колонок: растение, насекомое, птица, зверь, рыба. Случайным образом выбирается буква. Неудобные буквы исключаются. После чего в течение минуты нужно придумать по 1 слову каждой категории на выбранную букву. Затем ответы сверяются.
За отсутствие слова начисляется 0 очков, за слово, придуманное двумя и более игроками - 1 балл, за оригинальное слово – 5 баллов.
4. БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ.
 
С помощью предложенных подсказок отгадайте  названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
 За правильный ответ студенты получают 1 балл.
Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.
(Череда)
Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.
(Чехлик)
Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.
(Узел)
Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.
(Рубец)
Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.
(Бархотка)
Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.
(Борец)
Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.
(Мушки)
Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.
(Коромысло)
Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.
(Грифон)
Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.
(Водолаз)
Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.
(Тур)
Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.
(Секрет)
Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.
(Телескоп)
Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
(Клетка)
Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.
(Немки)
Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.
(Вахта)
Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.
(Юла)
Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.
(Волчок)
Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.
(Шип)
Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.
(Перевязка)
Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.
(Топорик)
Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.
(Портниха)
Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
(Кабачок)
Не только шоколадные конфеты, но и грибы.
(Трюфели)
Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.
(Стопа)
Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
(Таз)
Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.
(Лопатка)
Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.
(Ребро)
5. Внимание! Черный ящик!
В “черном ящике” лежит предмет, с помощью которого вы сможете увидеть самого злого хищника нашей планеты. (Зеркало)
За правильный ответ учащиеся получают 10 баллов.
6. Игра «Назови шестое».
Перечисляются пять любых названий: животных, растений и т. д. Каждый из игроков должен продолжить перечень и назвать шестое слово из той же области. Если не назвал — выбывает из игры. Подсказывать нельзя, а отвечать нужно быстро.
Побеждает команда, игрок которой остался последним.
Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, альвеолы,… (легкие).
Малина, кизильник, рябина, боярышник, черемуха,… (шиповник).
Митохондрии, рибосомы, клеточный центр, аппарат Гольджи, пластиды,…(любой органоид клетки).
Молекула, клетка, ткань, орган, организм,…(популяция или вид).
Лимфоциты, тромбоциты, лейкоциты, нейтрофилы, базофилы,…(эритроциты или другие клетки крови).
ДНК, РНК, АТФ, жиры, углеводы,…(белки).
Термит, пчела, оса, шершень, шмель,… (муравей).
Лошадь, верблюдица, олениха, коза, буйволица,… (корова).
Ястреб, скопа, кондор, гриф, сова,…(сокол).
Непентес,  жирянка, саррацения, венерина мухоловка, дарлингтония,… (росянка).
7. "Буриме".
Само слово «буриме» в переводе с французского языка означает «рифмованные концы», то есть если говорить простым языком, речь идет об игре в рифмы. Принимать участие в данном состязании можно как коллективно (командой), так и индивидуально. Суть его такова: ведущий выдает игрокам подборку рифмующихся слов, а они, в свою очередь, сочиняют под эти рифмы стихотворение, чтобы получился осмысленный текст. Время на раздумье – 5 минут.
Подборка слов:
Трансляция – информация, ДНК – белка.
Природа – народа, Стебелёк – привлёк.
За стихотворение со смыслом команды или участники получают 5 баллов.
Внимание! Черный ящик!
В 60-х годах в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Сегодня мы в быту пользуемся застежкой «молния». Какой природный аналог этой застежки находится в черном ящике? (Контурное перо птицы).
За правильный ответ учащиеся получают 10 баллов.
«Крокодил» или «Голубая Корова».
Нужно угадывать фразы, показанные лишь мимикой и жестами. Вот правила:
Фраза показывается одному из игроков, который и должен через 2-3 минуты разыграть перед товарищами своей команды пантомиму, а те, в свою очередь, должны угадать, что же ведущий пытается изобразить. 
Допускается изображать отдельные слова и фразы в любом порядке.
Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.
Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! 
Отгадывающие могут выяснять, какое это слово по счёту, к какой части речи оно относится, просто перебирая номера слов и части речи - в нужный момент ведущий должен кивнуть головой.
У ведущего есть несколько «стандартных» жестов: к примеру, номер слова во фразе обозначают поднятые вверх пальцы.
Фразы для угадывания:
песни
Миллион, миллион, миллион алых роз…
Расцветали яблони и груши.
пословицы и поговорки
Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
Яйца курицу не учат.
Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
А там хоть трава не расти.
За каждую правильно угаданную на счёт команд зачисляется по 5 баллов.
После каждого конкурса жюри подводит итоги. В конце объявляют победителей и награждают их призами.
Методические комментарии.
Методическая разработка может быть использована при проведении предметных недель, Дня науки или Дня биологического разнообразия, а также при проведении урока обобщения по теме «Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации» дисциплины «Естествознание (биология с элементами экологии)».
Желательно для оценки работы команд групп сформировать жюри, в состав которого будут входить преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла.
В мероприятии участвуют две команды противников, которые заранее придумывают название, эмблему, девиз команды и выбирают капитана. Участникам команды рекомендуется использовать одежду в едином стиле, либо отдельный общий атрибут одежды.
Музыкальное сопровождение должно подходить для разных этапов игры: объявления вопросов и заданий – динамичное, рассуждение команды над вопросом – спокойное и награждения победителей – торжественное. Для конкурсов «Внимание! Чёрный ящик!» можно использовать музыкальную заставку клуба «Что? Где? Когда?».
Необходимо заранее продумать материал жеребьёвки, которую проводят для определения очерёдности ответов в конкурсах 1, 4, 6 и 9. Это могут быть шары, кубики с цифрами 1 и 2 в тканевом мешочке или иные предметы, которые будут выглядеть эстетично.
В случае заминок, связанных с подготовкой команд (например, составление буриме), рекомендуется проводить конкурсы для болельщиков, вопросы для которого также содержатся в методической разработке (Приложение 3).
Список использованной литературы:
Агеева И. Д.Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. М. Творческий центр «Сфера», 2005 г.
http://www.live-and-learn.ru
http://mysci.ru/tag/biologiyahttp://sandbox.openclass.ru/node/221641
http://sci-lib.com/biologyhttp://sbio.info/index.php
Приложение.
Приложение 1.
Команда _______________________________________________________
растение насекомое птица рыба зверь
Приложение 2.
Фразы для угадывания конкурса «Крокодил»
Покажите фразу из песни: Миллион, миллион, миллион алых роз…
Покажите фразу из песни: Расцветали яблони и груши.
Изобразите пословицу: Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
Изобразите поговорку: Яйца курицу не учат.
Изобразите пословицу: Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
Изобразите поговорку: А там хоть трава не расти.
Приложение 3.
Вопросы для болельщиков:
Что в Японии является символом молодой женщины, в Китае символом молодого, причем влюбленного, мужчины. А в древней Мексике символом колышущегося огня.
Ответ: Символом молодой женщины в Японии, молодого влюбленного мужчины в Китае, символом огня в Мексике является … бабочка.
Для чего древние индейцы были вынуждены часами с задранными вверх ногами лежать под деревьями?
Ответ: Весь вопрос в том, под какими деревьями лежали индейцы. Это были каучуконосы, и индейцы, лежа с задранными вверх ногами, получали себе галоши. Капал сок, обтекал ноги, потом снимали готовое изделие.
Почему летом, для предохранения от скисания молока, в селах в банки с молоком опускают лягушек?
Ответ: Кожа лягушек покрыта слизью, обладающей бактерицидным свойством. Температура тела лягушек на 1-2, и даже на 8-9 градусов, ниже температуры окружающей среды.
На латинском языке название этого насекомого «сверчок крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и лазает, и даже поет. Кто это?
Ответ: Медведка.
Назовите 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных.
Ответ: Ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.
За какие качества гриб получил название «трутовик»?
Ответ: Раньше его использовали как сухой трут для зажигания.
На подводной лодке были повреждены системы подъема и связи. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачисли в экипаж лодки. Это произошло в 1942г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее.
Ответ: Голубь.
В каких животных течет голубая кровь?
Ответ: В пауках, скорпионах, крабах, раках очень много меди, а в некоторых морских червях зеленая кровь, за счет закиси меди.
Древние греки прикладывали ее к ранам, чтобы остановить кровь. В недалеком прошлом из нее изготавливали дамские сумочки, шляпки, перчатки, чулки. Сегодня из нее производят особо прочные и легкие соединения – композиты. В США, Германии она идет на изготовление бронежилетов.  А в Индонезии из нее делают рыболовные лески. О чем идет речь?
Ответ: О паутине.
Почему бактерии называют космополитами?
Ответ: Т.к. одни и те же виды бактерий можно найти на всех материках.