Методическая разработка открытого урока по естествознанию «Смена времен года. Осень.»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школаVIII вида
Методическая разработка
открытого урока по естествознанию
5 класс
«Смена времен года. Осень.»
6477004172585
30645105838190
Учитель истории, обществоведения, географии и естествознания: Чубова Галина Витальевна
Тема: «Смена времен года. Осень»
Цель: объяснить причины смены времен года, рассмотреть основные черты осени.
Задачи:
-образовательные: объяснение смены времен года как результата изменения освещенности Земли в течение года;
- коррекционно-развивающие:развитие умения вести наблюдения за изменением погоды и делать соответствующие записи, формирование умения описывать сезонные изменения в жизни природы и людей;
- воспитательные: воспитание любви к красоте родной природы, нравственно-эстетическое и экологическое воспитание, воспитание интереса к предмету, расширение словарного запаса.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: учебник, музыка П.Чайковского «Времена года», карточки с заданиями, фото осени, картины художников об осени.
Ход урока.
Организационный момент.
Я приветствую вас, дорогие ребята!
На уроке нам нужен учебник,альбомный лист, цветные карандаши и, конечно же, ваше терпение, внимание, взаимопонимание.
Ребята, я прошу вас посмотреть вокруг себя, обратить внимание на оформление нашего класса, на картины и фотографии, вывешенные на доске, на корзину с созревшими плодами шиповника, наконец, взглянуть за окно… и ответить на мой вопрос.
Вот художник, так художник –
Все леса позолотил…
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем.
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так, как лето.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?...
Ответ детей –
Правильно – осень!
Тема нашего урока так и называется – «Осень».
Актуализация знаний.
Осень – это одно из 4-х времен года. Назовите оставшиеся 3 времени года.
Ответы детей (зима, весна, лето).
Времена года поочередно сменяют друг друга. За летом приходит осень. За осенью зима. Зиму сменяет весна.
Ребята, а вы не задумывались над тем, почему происходит смена времен года?
Оказывается, смена времен года связана с вращением Земли вокруг солнца и неравномерным нагревом земной поверхности на протяжении Года (времени, в течение которого наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца).
Скажите, чему равен Год?
Дети – 365 дням (или земным суткам).
Вернемся к теме нашего урока.
Скажите, какое сегодня число, день недели, месяц?
Какое время года наступило? (осень).
А как мы определим, что на дворе – осень?
Какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей и дополнения учителя (ярко-желтая листва,созрели ягоды рябины, осенние грибы, листопад, прячутся насекомые, первый лед на лужах, небо покрыто серыми тучами, люди собирают урожай).
Молодцы! А сейчас выполним следующее задание.
Раздаточный материал.
Перед вами стихотворение И.Плещеева об осени. Внимательно послушайте его, а затем внимательно прочитайте. Ваша задача – найти характерные черты осени, описанные в стихах, и подчеркнуть их карандашом.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
Проверяем…
Вы правильно назвали приметы осени!
Изучение нового материала.
Более точно судить о приходе осени можно по измороси на траве. Первая изморось может появиться еще до 1 сентября, или значительно позже. Но именно 1 сентября называют первым днем осени.
Осенью дни становятся короче, а ночи – прохладнее. Это становится особенно заметно после 23 сентября – дня осеннего равноденствия.
23 сентября повсюду на Земле день равен ночи. С этого дня начинается поворот к зиме. Освещенность нашего северного полушария резко убывает. Для растений и животных – это сигнал к активным действиям. Нужно хорошо подготовиться к зиме.
Как же готовятся к зиме растения и животные?
Работа с текстом учебника –страница 45 – абзац 3.
Читаем – страница 46. Оказывается…
Беседа с учащимися:
-Какдеревья готовятся к зиме?(сбрасывают листву, начинается листопад).
Как готовятся к зиме животные? (птицы улетают на юг, лягушки, змеи,жуки, мухи прячутся в свои укрытия, к зимнему сну готовы медведь и барсук, хомяки, бурундуки, белки запаслись едой на целую зиму.
Осень! Как хороша она своим разноцветным нарядом, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем овощей и фруктов!
Об осени можно говорить много. Но народного слова об осени не скажешь!
На доску вывешиваются народные приметы осени:
-Осень – перемен восемь.
- Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
- Осень – всех наградила.
-Осень – перемен восемь- как вы понимаете эту поговорку? (Осень очень разнообразна).
Каждый месяц имеет свои черты.
Сентябрь – «жмурится», ревун, хмурень.
Октябрь – «золотит», листопад, грязник, свадебник.
Ноябрь – сеет, веет, кружит, мутит, ревет, льет и снизу метет, полузимник, листогной.
В старину каждый месяц имел свое название.
Какие чувства вызывает у вас осень?
Ответы детей.
Осень никого не оставляет равнодушным. Она волнует поэтов, музыкантов, художников.
Перед вами картины И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень».
А какие проникновенные строки написали А. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин об осени!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.Пушкин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, как оконце.
(С.Есенин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(Ф.Тютчев)
Первичное закрепление материала.
Наш урок подходит у концу.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Чем вам нравится это время года?
Как можно узнать о наступлении осени?
Продолжите предложение:
Осень –это хорошо, потому что…
Осень – это плохо, потому что…
Мне понравилось, что вы были активны на уроке, многое знаете об осени.
Спасибо! Вы молодцы!
И в заключении, я включаю музыку, а вы изображаете осень, как вы ее понимаете, видите,чувствуете.
У каждого времени года свой любимый цвет.
Какого цвета осень! Какими красками вы будете пользоваться при рисовании осени?
Дети рисуют.
А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память и раскрасит дубовый листочек.
Дети и учитель оценивают свою работу. На доске плакат
47682156421120«Я доволен собою, я все запомнил» - красный цвет;
«Я работал хорошо» - зеленый цвет;
«Не все получилось, как хотелось бы» - желтый цвет;
« Получилась только часть задания, не все понял» - синий цвет.
Домашнее задание – составить рассказ об осени и ее приметах; сделать поделки из даров осени.