Методическая разработка урока-экскурсии по естествознанию для учащихся 5 класса по теме «Сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны».

Методическая разработка урока-экскурсии по естествознанию для учащихся 5 класса по теме «Сезонные изменения в природе, связанные с приходом весны».
Учитель биологии МБОУ СОШ №8 г.Красногорска
Гвоздева Елена Владимировна.
Урок-экскурсия предполагает: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.
Образовательные задачи: 
1) формировать навыки определения видов растений и животных согласно учебнику-определителю;
2) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев, цветы некоторых растений
3) развивать умение различать кустарники, деревья, травы.
4) познакомить с разнообразием животного мира
Воспитательные задачи: 
1) воспитывать бережное отношение к природе;
2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе;
3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению;
4) повышать уровень экологической культуры учащихся.
Развивающие задачи: 
1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за явлениями в природе,
3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе;
4) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Программное содержание.
Познакомить учащихся с наблюдением, как методом изучения природы
Сформировать у детей представление о том, что любой участок городской среды (пришкольная площадка, городской парк) это биогеоценоз в состав которого входят различные компоненты живой и неживой природы
Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе все взаимосвязано: цветущие растения и животные-опылители, условия произрастания растения и его фенотипические признаки
Познакомить детей с разнообразием городской флоры и фауны.
Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Формировать связную диалогическую речь.
Сбор природного материала
Зарисовки своих наблюдений
Методы, формы урока:
-работа в группах
-исследовательская работа
-творческое задание
Возможное развитие:
- умение применить теоретические знания на практике;
- умение видеть влияние деятельности человека на природу;
- умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли;
- умение корректно и эстетично оформлять свою работу
Оборудование: 
-Маршрутный лист с заданиями
- блокнот для записи результатов наблюдения
Карандаши
Линейка
Определитель растений и животных Подмосковья
Фотоаппараты
 Урок проводится в апреле-мае (в зависимости от сроков цветения растений), учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки, фотоаппараты).
В качестве подготовительного этапа учащимся предлагается задание:  найдите в интернете, в книгах приметы погоды, связанные с весенним периодом и записать их в тетрадь.
Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о методах изучения живой природы, о том, что дети будут наблюдать, и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.)


Маршрутный лист юного натуралиста.
Тема: сезонные изменения в природе, связанные с весенним периодом.
Задания.
Измерьте высоту 10 одуванчиков, растущих на солнечном месте и 10 одуванчиков, растущих в тени, вычислите среднюю длину растений, растущих на солнце и тени.
Найдите плодоносящие одуванчики (семена с белыми парашютиками) Рассмотрите внимательно смена, зарисуйте их. Зачем нужны парашютики семенам?
Листья на деревьях. Какие они по цвету, форме? Сделайте замеры 10 листочков (длина и ширина) и определите их средние показатели.
Найдите цветущие яблоню, вишню и черемуху, определите их сходство и различия.
Найдите цветки клена остролистого и калифорнийского (американского) сравните их
Какие еще цветы вы увидели на практикуме? Напишите
Зарисуйте цветок любого растения.
Найдите побег на дереве, который вырос этой весной (светлее по цвету и кожица вместо коры). Измерьте его длину.
Каких животных (птицы, звери, насекомые) встретили Вы на экскурсии? Запишите в тетрадь их названия.
Сосчитайте количество посаженных осенью деревьев перед школой, определите, сколько из них прижилось. По каким признакам Вы сделали такой вывод? Как вы думаете, почему некоторые саженцы не прижились?

В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: «Учись наблюдать». Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Учащимся предлагается подумать, какие качества наблюдательности они проявили, и какие качества каждому еще нужно тренировать. Сравниваются показатели наблюдений разных групп и выдвигаются предположения о полученных результатах. Т.о. дети знакомятся с новым методом изучения – выдвижение гипотезы.
В качестве домашнего задания и в целях осуществления рефлексии учащимся предлагается зарисовать по памяти или сделать фотографии нескольких диких животных (птицы, звери, насекомые), которых можно встретить в нашем парке или во дворе в этот период.
Итогом наблюдений весенних изменений в природе может творческое задание : написать сочинение на одну из предложенных тем : «Моя зеленая весна», «Я и природа весной», «Как я изучаю окружающий мир».