Статья на тему профессиональная практика и ее роль в развитии профессиональных компетенций студентов колледжа искусств


Профессиональная практика и её роль в развитии профессиональных компетенций студентов колледжа искусств
Главной задачей современного профессионального образования является формирование и воспитание личности конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. В связи с этим в современном образовании большое распространение получает компетентностный подход. Он представляет собой методологическую основу ФГОС и профессиональных образовательных программ. В этих основополагающих документах указывается, что основными результатами образования должны стать профессиональные компетенции выпускника.
Изучение степени разработанности вопросов организации практики в системе среднего профессионального образования на современном этапе показало, что переход на компетентностную парадигму обучения значительно интенсифицировали исследования в этой области. Объектом и предметом современных исследований по практике студентов в вузе является: развитие творческой активности студентов колледжа в процессе педагогической практики (Т.М. Смирнова, 2000 г.); профессиональная практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко, 2005 г.); психологические основы педагогической практики (Л. В. Корнева, 2006 г.); роль практкики в профессиональном становлении студентов (Л.В. Гавриленко, 2007 г.); современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики (О.А. Полежаева, 2012 г.); формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики (Т.П. Жуйкова, 2013 г.); анализ процесса и сущности практико-профессионального образования в колледжах (Ш.У. Касимов, 2013 г.); роль педагогической практики в профессионально-творческом развитии студента - будущего учителя музыки (Н.А. Воитлева, 2014 г.); особенности организации учебной практики студентов в условиях компетентностного подхода (Т.А. Нежинская, 2014 г.); педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов (Е.В. Старченко, 2014 г.); роль производственной практики в профессиональной подготовке студентов (С.Г. Шелковникова,  И.В. Корецкая, А.П. Лотоненко, 2014 г.).
Большие возможности предоставляет профессиональная практика для формирования профессиональных компетенций студентов колледжа искусств. Специфика подготовки студентов концертмейстеров и преподавателей детской музыкальной школы заключается в том, что студенты осваивают творческую профессию, а музыкальная деятельность по-своему уникальна, она выражается в особом отношении к действительности, в этой деятельности происходит становление и развитие творческой личности [2].
Взаимосвязь теории и практики в методике преподавания музыки имеет первостепенное значение, поэтому практика студентов играет решающую роль в формировании специалиста. Студент колледжа искусств во время прохождения практики выступает как субъект исполнительской и педагогической деятельности, что способствует развитию профессиональных компетенций.
Организация профессиональной практики должна быть основана на восприятии студента как личности, как центра образовательного процесса, не только объекта педагогического воздействия, но и как субъекта образовательного процесса наряду с педагогом. Только в таком случае возможно развитие творческой личности педагога и музыканта, обладающей всеми необходимыми профессиональными компетенциями.
Однако, анализ современных исследований по вопросам роли профессиональной практики в формировании профессиональных компетенций студентов колледжа искусств не обнаружил большого количества исследований. Несмотря на достаточно хорошую теоретическую изученность компетентностного подхода в образовании, на практике делаются только первые попытки его реализации. На сегодняшний день разработаны достаточно полно теоретические основы формирования профессиональных компетенций, определено содержание профессиональных компетенций, но учебный процесс, направленный на формирование профессиональных компетенций, нуждается в теоретическом обосновании и дидактическом обеспечении. Коме того, мало изученной остаётся проблема развития профессиональных компетенций в учебных заведениях среднего профессионального образования, готовящих специалистов творческих профессий (музыкантов, концертмейстеров, преподавателей музыки и др.)По мнению ряда авторов, «одним  из  важнейших  путей  достижения  поставленной  цели (развитие профессиональных компетенций) является  профессиональная практика  студентов» [4, С. 156]. 
Во  время  практики будущие  специалисты  приобретают  опыт  практической, организаторской  и  творческой  работы. Профессиональная практика  реализует оптимальное  сочетание  самостоятельной, практической  деятельности  учащихся СПО  с  усвоением  основ  науки. Практика способствует вовлечению обучающихся  в  решение  проблемно-поисковых  задач,  активизирует  познавательную  деятельность  и  способность поиска  и  освоения  новых  умений и компетенций.  Результативность практики в становлении профессиональных компетенций связана с тем, что основана на неповредственной активной деятельности обучающихся, которая наиболее результативна в становлении профессиональных компетенций по сравнению с пассивными формами.
Рассмотрим возможности профессиональной практики в становлении профессиональных компетенций студентов колледжа искусств. С этой целью проанализируем программу обучения по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано». Студенты данной специальности проходят два вида практики: концертмейстерская (квалификация - аккомпониатор) и педагогическая (квалификация - преподаватель детской музыкальной школы по классу фортепиано).
По учебным планам введение концертмейстерской практики предусматривается с третьего курса и от правильной ее организации и последовательности поэтапного усложнения практических задач зависит комплекс навыков, заложенных в будущего специалиста. Элементы практических упражнений пианист получает уже при встречах с иллюстратором под руководством преподавателя, но это еще не практика. Практические занятия можно подразделить на две формы: учебная (классная) и исполнительская (внеклассная).
Концертмейстерская практика имеет целью подготовить концертмейстеров, то есть специалистов, умеющих не только аккомпанировать солисту-вокалисту, но и разучивать с ним сольную партию. Эта задача является определяющей при работе с вокалистами, поскольку солисты-инструменталисты разучивают репертуар самостоятельно или с помощью педагога-инструменталиста. Отсюда особое внимание в программе уделяется вокальному репертуару, который дифференцирован по трудности и используется также в качестве материала для выработки навыков чтения аккомпанемента с листа.
Концертмейстерскую практику целесообразно начинать с вокального класса. Здесь студент практически знакомится с классификацией голосов по их характеру, диапазонам, регистровым и тесситурным возможностям, встречается с вокальными упражнениями для постановки голоса и развития техники, вникает в работу над звукоизвлечением, дикцией, вокальной орфоэпией: дыханием и его расстановкой. Вокальные произведения программны, замысел автора более конкретизирован, и поэтому учащемуся легче понять и раскрыть его средствами музыкальной выразительности.
Второй вид практики - педагогическая. Цель педагогической практики в музыкальном колледже - воспитать студентов как будущих передовых музыкантов-педагогов, подготовить их к музыкально-воспитательной деятельности в различных ее формах. В частности, к преподаванию в детских музыкальных школах, в музыкальных кружках при общеобразовательных школах и т.д. Педагогическая практика проводится в тесной связи с курсами «Методика преподавания игры на фортепиано » и «Изучение педагогического репертуара». В процессе практики конкретизируются и закрепляются знания, получаемые учащимися в упомянутых курсах.
Практика в любой ее форме проводится в соответствии с программой музыкальной школы. Практика начинается в пятом семестре, через 2-3 недели после начала лекций по методике. На 3 курсе практиканту поручается обучение одного ученика- начинающего или имеющего небольшую подготовку.
Руководство практикой возлагается на передовых и опытных педагогов-практиков которые должны работать в тесном контакте с методистом. Методист возглавляет методическую комиссию, которая регулярно собирается для разрешения всех возникающих по ходу практики вопросов.
Рекомендуются различные формы консультаций:
1) На начальном этапе практики-проведение консультантом урока с учеником. Такой урок отличается от обычных занятий преподавателя музыкальной школы с детьми своей особой направленностью: практиканту должны быть раскрыты задачи урока, метод проведения, приемы и формы воздействия на ученика; урок включает таким образом, элементы показа практиканту. Урок сопровождается анализом и обсуждением его, дополнительными разъяснениями практиканту, определением задания на ближайшее время.
2) Совместное с практикантом прослушивание ученика, обсуждение его игры, проверка приемов домашней работы и вытекающие из всего этого выводы и советы практиканту.
3) Проведение урока или части его практикантом в присутствии консультанта с последующим обсуждением и анализом проделанной работы (возможны и смешанные уроки: практикант работает с учеником над одним произведением, консультант - над другим).
4) Исполнение (практикантом или консультантом) и разбор музыкальной литературы, над которой ведется работа с учеником, или намеченной по плану (консультация в отсутствии ученика).
5) Проведение урока практикантом в присутствии группы учащихся и последующий совместный разбор урока (такие «открытые уроки» следует поручать лишь наиболее развитым и уверенным в своих силах практикантам).
Рассмотрим основные профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано». Профессиональные компетенции соответствуют основным видам профессиональной деятельности: исполнительская деятельность; педагогическая деятельность.
Данные группы компетенций были рассмотрены в основных российских (ФГОС) [3] и казахстанских (ГОСО) [1] документах и представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Профессиональные компетенции студентов колледжа искусств специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
Профессиональные компетенции в исполнительской деятельности Профессиональные компетенции в педагогической деятельности
ФГОС
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно овладевать сольным, ансамблевым репертуаром.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в ансамблевых коллективах, учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Применять приобретённые умения и знания при  создании концертно-тематических программ с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп. ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ГОСО РК
ПК 12. Различать особенности работы в концертмейстерском классе;
ПК 13. Использовать профессиональную терминологию концертмейстера;
ПК 14. Классифицировать певческие голоса и уметь исполнять их репертуар;
ПК 13. Совершенствовать исполнительские приемы игры на фортепиано;
ПК 14. Применять навыки самостоятельной работы при разучивании инструментальных произведений;
ПК 15. Выбирать оптимальные приемы техники для передачи художественного замысла исполняемой музыки;
ПК 17. Совершенствовать технику аккомпанемента;
ПК 18. Читать с листа, выявлять на слух элементы музыкальной фактуры, находить оптимальные технические решения. ПК 19. знать основы педагогики и психологии, владеть теоретическими знаниями и быть подготовленным к осуществлению всех видовпрофессиональной деятельности, определен
ных образовательным стандартом;
ПК 20. быть способным в условиях глобализации, интернационализации ирегионализации профессий осознанно принимать рациональные решения по своей профессиональной деятельности:
ПК 21. быть способным к творческому решению профессиональных задач, уметь ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать проблемы, принимать решения и быть готовым к ответственности за их выполнение;
ПК 22. проявлять позитивное отношение к выбранной профессии, постоянно стремиться к личностному и профессиональному самосовершенствованию;
ПК 23. быть компетентен в области истории, теории и методики школьного музыкального образования;
ПК 24. уметь дать компетентную оценку профессионального мастерства (исполнительства, методов обучения и воспитания);ПК 25. доступно и ясно излагать цели, задачи, требования, знания по соответствующим
проблемам музыкальной педагогики и психологии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что как ФГОС так и ГОСО выделяются две группы профессиональных компетенций студентов колледжа искусств специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»: исполнительские и педагогические. По своему содержанию данные компетенции сходны в рассмотренных нами документах России и Казахстана.
Проанализировав содержание каждой из перечисленных профессиональных компетенций, можно сказать, что основа для формирования компетенций закладывается в процессе освоения содержания профильных дисциплин, но в гораздо большей степени они формируются во время профессиональной практики студентов, за счёт того, что пребывание на практике создаёт для студентов в ситуации, когда для выполнения поставленных задач и решения возникающих проблем необходимо интегрировать имеющиеся знания, умения и опыта деятельности.
Таким образом, на основании анализа научно-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что профессиональная практика способствует развитию профессиональных компетенций студентов колледжа искусств, так как:
- во-первых, позволяет реализовать личностно-деятельностный подход, за счёт осуществления непосредственной активной деятельности обучающихся, которая наиболее результативна в становлении профессиональных компетенций;
- во-вторых, как показал анализ содержания профессиональных компетенций, все она формируются в период практики в процессе приобретения опыта деятельности студентом.
Список литературы:1. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан по специальности «Музыкальное образование» // Министерство образования и науки Республики Казахстан. - Астана, 2010. - 48 с.
2. Кучерова А.В. Методика развития творческого мышления студентов в процессе профессионального становления в системе педагогического колледжа // Омский научный вестник. - 2010. - №4. - С. 196-198.3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2010. – 71 с.4. Шелковникова  С.Г. Корецкая  И.В., Лотоненко А.П. Роль производственной практики в профессиональной подготовке студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть I. Новосибирск: «СибАК», 2014. - С. 156.