Профессиональная направленность самостоятельной работы студентов как фактор формирования конкурентно способного специалиста


Профессиональная направленность самостоятельной работы студентов как фактор формирования конкурентно способного специалиста
Сегодня современному обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социальной и профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению своих сфер деятельность.
Одной из важнейших задач современной профессиональной деятельности является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Реализация ФГОС среднего общего образования предусматривает формирование умения осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решать профессиональные задачи, профессиональное и личностное развитие; использование информационно-коммуникативные технологий для совершенствования профессиональной деятельности; самообразование. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь студент. Но нельзя отодвигать реальную ситуацию на второй план, то есть преподаватель должен учитывать, что действительно знают и умеют студенты. Таким образом, перед педагогом стоит противоречивая задача: с одной стороны, использовать все имеющиеся возможности, чтобы развить познавательные интересы студентов, вывести их на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
На мой взгляд, один из способов решение данной проблемы заключается в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов – это одна из форм учебной деятельности, содержанием которой является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы имеет две параллельные линии. Одна – совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. Вторая – способ деятельности студента по выполнению учебного теоретического или практического задания.
Физика одна из точных наук. Усвоение понятий по физике довольно часто вызывает у студентов некоторые трудности. Чтобы повысить интерес к физике, а тем самым и успеваемость студентов, необходим весомый мотив. Таким мотивом, на мой взгляд, является желание стать квалифицированным рабочим. Для этого необходимо углублять знания по специальности или профессии, проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску, стремиться к интеллектуальному росту и расширению кругозора.
В соответствии с рабочей программой по общеобразовательному учебному предмету «Физика» мною составлены методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной внеаудиторной работы. При определении тематики заданий для самостоятельной работы студентов я исходила из требований, предъявляемых к результатам освоения учебного предмета. Каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий, главный итог которых – достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. 
В своей практике организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов я применяю следующие её виды:
Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов.
Решение и составление задач.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, составление опорных конспектов.
Участие в учебно-исследовательской деятельности.
Оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов.
По каждому направлению внеаудиторной самостоятельной работы студентов методические рекомендации или методические пособия для студентов. Вот некоторые из них «Правила написания и оформления рефератов, докладов и сообщений», «Правила оформления мультимедийных презентаций», «Законы сохранения в механике». Но в любом виде внеаудиторной самостоятельной работы студентов я придерживаюсь принципа профессиональной направленности.
Особенностью физики является то, что она изучает все! Цель – помочь студенту лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах, связанных с будущей профессией или специальностью, раскрыть перед студентами физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем. Отвечая на вопрос,  какие основные идеи заложены в содержание принципа профессиональной направленности, выделяю следующие аспекты:
приобретение студентами знаний и умений, которые потребуются им в будущей профессии или специальности;
конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной  жизни.
Так студентам, обучающимся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» предлагаются следующие темы написания рефератов «Перегретый пар и его использование в технике», «Композиционные материалы в автомобилестроении», «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин», «Электрические разряды на службе человека». Каждая из этих тем предполагает изучение материала студентами, связанного с их будущей специальностью или профессией.
Остановлюсь более подробно на решении и составлении задач. На аудиторных занятиях по физике не всегда достаточно времени для решения физических задач. А для глубоко усвоения физических знаний необходима отработка практических навыков. Поэтому большая часть решения задач отводится на самостоятельную работу студентов. Решение физических задач играет большую роль и в формировании навыков самостоятельной работы. Именно это умение наиболее полно характеризует уровень усвоения знаний, показывает, как студенты могут практически применять имеющиеся знания. Так, для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» мною было составлено методическое пособие «Решение физических задач с профессиональной направленностью». В данном пособии собраны задачи по всем разделам физики, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов. Физическая задача – это ситуация, требующая от студента мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Решение задачи – это процесс, показывающий творческую деятельность человека, решающего данную задачу.
Решение физических задач, связанных с профессиональной деятельностью:
1. Содействует более отчетливому формированию физических понятий, более разностороннему и глубокому пониманию, прочному освоению содержания обучения. Через соответствующий подбор материала физических задач можно знакомить студентов с новым материалом, расширяя область их знаний, подготовить к усвоению дальнейших профессиональных модулей. В этом состоит познавательное значение решения физических задач.
2. Создает и укрепляет навыки и умения в применении физических законов к объяснению явлений природы и к решению практических вопросов. Таким образом, реализуется единство теории и практики.
3. Позволяет осуществлять принцип политехнизма в обучении (подбор задач с техническим содержанием).
4. Помогает “оживить» физические формулы конкретным содержанием, дать обучающимся навык в выборе формул.
5. Является одним из действенных способов установления межпредметных связей.
Следует отметить, что при организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.
Таким образом, самостоятельная внеаудиторная работа согласно требованиям ФГОС СПО является важнейшим элементом образовательного процесса. Но при организации самостоятельной работы преподаватель сталкивается с рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного изучения материала. Поэтому, прежде всего, необходимо создать условия для повышения уровня мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.
Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности. Формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д. Корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.
Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей правильно ее организовать.
Источники информации
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (общие положения) [электронный ресурс]// HYPERLINK "http://www.reaviz.ru/" \t "_blank" reaviz.ru›content_files/file_uploads/ovsrs.doc
Самостоятельная внеаудиторная работа как один из компонентов речевого развития студентов техникума (из опыта работы) [электронный ресурс]// http://do.gendocs.ru/docs/index-245296.html
Хомина, О.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной обучающихся при переходе на ФГОС [электронный ресурс] //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/organizaciya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboty