Цветоводство и декоративное садоводство Способы вегетативного размножения розы: прививки, зеленое черенкование, деление куста 8 классЦветоводство и декоративное садоводство 8 класс Тема урока: Способы вегетативного размножения розы: прививки, зеленое чере


Урок: Цветоводство и декоративное садоводство 8 класс
Тема урока: Способы вегетативного размножения розы: прививки, зеленое черенкование, деление куста. Цели на уроке.Образовательные: 1. Формировать практические умения по размножению роз.Коррекционные: 1.Способствовать коррекции и развитию речи учащихся и обогащать словарь за счет введения новых слов: пересадка, посадка, вегетативное размножение.
Воспитательные:1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность. Оборудование: черенки роз, горшки для посадки черенков, совочки, деревянные палочки и пластмассовые вилки для рыхления почвы, раствор для дезинфекции, бутылки с водой, готовые почвенные смеси, камешки.
Ход урока.
I. Организационный момент.Сообщение темы урока.Сегодня мы познакомимся с группами роз и научимся размножать розы вегетативно.
II . Актуализация опорных знаний. Обоснование важности растений для природы, животных и жизни человека.- Какой газ необходим для дыхания?(кислород)- Человек и животные постоянно вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Почему же углекислого газа не становится меньше?( количество кислорода восполняется растениями - растения больше выделяют кислород, чем поглощают его).- Зачем мы выращиваем растения, ухаживаем за ними?(растения – часть природы; для питания; для того, чтобы пополнить запасы кислорода; для красоты).
Знакомство с группами роз.
Роза – признанная королева цветов, воплощает в себе красоту и гармонию. Розы украсят любой сад с самой весны, после появления первых листьев и молодых побегов, вскоре вы увидите изящные бутоны, которые распускаются в великолепные цветы, наполняя воздух волшебным ароматом. Конечно, эти нежные цветы требуют ухода, но научившись выращивать розы, ваши труды окупятся сторицей.
Все розы - кустарники с многочисленными слабо одревесневающими побегами покрытыми шипами. Листья сложно непарноперистые располагаются на стебле очередно. Поверхность листа гладкая, глянцевая. Листья яйцевидной или ланцетной формы с острым кончиком и мелкозубчатым краем.
Работа с тетрадью.
Выписать формы цветков роз.

Работа с тестовым материалом.
Прочитать и выписать в тетрадь способы размножения роз.
Способы размножения.
Деление кустов — наиболее простой способ. Он применяется для размножения корнесобственных парковых роз (Р.белая, Р.морщинистая, Р.французская и др.). Делят кусты весной, после оттаивания почвы.
Отпрыски. С их помощью размножают парковые корнесобственные розы, способные давать корневые отпрыски, образующиеся в период интенсивного роста и отходящие от основного куста в виде вертикальных побегов. Рано весной, после оттаивания почвы, их выкапывают, обрабатывают, как в предыдущем случае, и сажают на другое место.
Отводки. Пользуясь ими, можно получить новые кусты как от привитых, так и от корнесобственных растений различных групп роз. Но особенно этот прием удобен для размножения длинностебельных плетистых сортов. Для получения отводков используют растущие у корневой шейки побеги. Ранней весной их пригибают, укладывают в предварительно подготовленные неглубокие канавки, осторожно пришпиливают и сверху засыпают рыхлой влажной землей. Верхушки побегов оставляют снаружи и, подвязав к колышкам, придают им вертикальное положение.
Стеблевые черенки. Это наиболее распространенный способ получения корнесобственных роз. Легко черенкуются (почти на 100 %), а также хорошо растут и цветут на своих корнях Плетистые, Полуплетистые, большинство сортов из групп Миниатюрных, Флорибунда и Полиантовых роз. Черенки Чайногибридных роз также хорошо укореняются, но у большинства сортов этой группы корнесобственные растения имеют более слабую корневую систему и уступают в росте привитым. Значительно труднее укореняются ремонтантные и парковые розы. Для их окоренения используют одревесневшие (ранее) и полуодревесневшие стебли.
Одревесневшие черенки. Используют закончившие рост и хорошо вызревшие ровные однолетние побеги толщиной 4—5 мм. Их заготавливают осенью, до наступления морозов, с кустов, растущих на открытом солнечном месте. Совершенно непригодны недостаточно вызревшие «жировые» побеги. Заготовленные побеги после удаления с них листьев связывают в пучки по сортам и прикапывают на участке, выбрав для этого высокое, незатапливаемое место. Чтобы предупредить просачивание талых вод при зимних оттепелях сверху, закопанные побеги прикрывают пленкой или рубероидом. Весной после оттаивания земли из них нарезают черенки длиной 10—12 см (это примерно 4—7 почек в зависимости от длины междоузлия) и сразу опускают в воду.
III. Практическая работа.
Повторение по технологической карте выполнения черенкования роз.
Повторение правил техники безопасности при черенковании роз. IV. Упражнения на правильное дыхание.V. Практическая работа. Вегетативное размножение роз.
Технологическая карта (у каждого ученика)
Вегетативное размножение роз (черенками)
Последовательность работы Рисунки
Нарезают черенки роз с тремя почками. 12382515240
Нижний срез делают наискосок, верхний срез над почкой. Нижний лист убирают. 17430752794026670027940
Обрабатывают черенки корневином.
( Поставить в раствор на 12 часов) 12477753175
Живую землю смешать с вермикулитом в прозрачной таре 18542012700
Перемешать руками почвенный грунт. 1552575-6350
Подготовленные черенки втыкать в грунт на глубину 2 – 3 см на расстоянии 3 -4 см.
Поместить черенки в прозрачный пакет и поставить на светлый, теплый подоконник. 1323975635
Через некоторое время видны корешки роз. 19050107950
VI. Закрепление изученного.Соревнование двух команд: Садоводов и Цветоводов «Вопрос – ответ».Каждый из членов 2-х команд по очереди задает вопрос по вегетативному размножению роз.VII. Рефлексия.Что мне больше всего понравилось делать на уроке?Чему бы я хотел научиться в следующий раз?VIII. Домашнее задание.Найти в энциклопедии материал о выращивании и хранении гладиолусов.