Дополнительная образовательная программа возраст (15лет- 18 лет) техническая (профессиональная) направленность кружок «Художественная вышивка»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кулебакский металлургический колледж»
Утверждаю
Зам директора ГБОУ СПО «КМК»
Г.В.Рыжевская
«_____»___________2013


Дополнительная образовательная программа
возраст (15лет- 18лет)
техническая (профессиональная) направленность кружок «Художественная вышивка»
120 часов, срок реализации: 1 год


программа рассмотрена Автор программы
на заседании Цикловой педагог дополнительного
комиссии от 09.09. 2013 образования
Протокол №__1______ Н. И. Шекалина
Председатель:цикловой
комиссии: Бубнова Л.В.





2013
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1
Название программы
Художественная вышивка

2
Фамилия, имя , отчество составителя
Шекалина Наталья Ивановна

3
Образование
Высшее

4
Квалификационная категория
1

5
Сколько лет работает в данном образовательном учреждении
15

6
Награды ( Почетные грамоты)
Грамота Министерства образования Нижегородской области

7
Вид образовательной программы


8
Цель программы
Обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности подростка средствами декоративно-прикладного искусства.


9
Специфика содержания
Освоение технологии вышивания

10
Уровень освоения
Усложненный

11
Функциональное назначение
Дополнительное образование

12
Форма реализации
Кружок

13
Масштаб реализации
120 часов (1 учебный год)

15
Возрастной диапазон
(15-17 лет)






СОДЕРЖАНИЕ
стр
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 4
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 8
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЮШИХСЯ 9
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
5.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 13
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
8. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 15
9. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ВЫШИВАЛЬНЫМИ
ИНСТРУМЕНТАМИ 16
10. УРОВНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 17














1.Паспорт программы
Данная программа призвана помочь обучающимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у обучающихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и вещей, которые украшают быт человека. Она придает им особую привлекательность и позволяет объединить в комплект различные детали костюма и интерьера. Вышивание воспитывает аккуратность, усидчивость и благотворно влияет на состояние здоровья. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения. На основе изучения народного искусства художники создают новые узоры для вышивки. В узорах зачастую использовались мотивы крестьянских вышивок 18-19 веков, где сохранены принципы орнаментальной композиции. Слово орнамент в переводе с латинского означает- украшать. Характерной особенностью орнамента является ритмическое чередование элементов или же группы элементов, соразмерность всех его частей. Орнамент может украшать либо всю поверхность изделия или же часть его (край салфетки, полотенца). Для построения орнамента могут быть использованы геометрические фигуры (треугольники, квадраты, звезды и т. Д.), растительные мотивы (листья, ветки, ягоды и т. Д.), изображения живых существ (насекомых, птиц, рыб и т. Д. ). Вышивка, как и орнамент, не имеет самостоятельного значения. Она органически связана с вещью, которую украшает.
В процессе обучения по данной программе обучающиеся смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями, т.е. она имеет широкий спектр практического применения.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ обучающихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру.
В программе отражён технологический компонент общего среднего (полного) образования. Ее реализация предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: мониторинг и развитие их возможностей, интересов, воспитание творческой самостоятельности при выполнении проектных и исследовательских работ, знание особенностей профессии «вышивальщица», «художник-модельер». Учащиеся, владеющие первоначальными знаниями и умениями по вышивке, выполняют творческий проект с начала учебного года в соответствии с тематическим планированием. Обучающиеся, впервые знакомящиеся с технологией вышивки, выполняют творческий проект после овладения вышивальными швами на образцах или небольших изделиях, разработанных преподавателем. Защита индивидуального или коллективного учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме исследования.
По всем разделам программы представлен примерный перечень практических заданий и изделий для выполнения учебных проектов.

Цель программы:
Обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности подростка средствами декоративно-прикладного искусства.
Методы достижения цели
1. Обучение практическим приемам и навыкам художественной вышивки.
2. Развитие художественного воспитания обучающихся.
3. Развитие эстетического воспитания обучающихся .
4. Подготовка молодого поколения мастеров, способных поддерживать традиции художественного мастерства.
Задачи:
1. Развивающие для:
- самореализации творческих способностей к творческому решению задач, к созданию нового продукта;
- развития умственных способностей (память, мышление, воображение, логика) и социальной компетенции обучающихся:
а) отношения к другому человеку, как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи;
б) развития инициативности, самостоятельности;
в) формирования адекватной самооценки, чувства ответственности, навыков самоорганизации, самоконтроля, нравственного саморазвития.
2. Воспитательные для:
- обогащения духовной жизни подростка;
- совершенствования эстетических взглядов, формирование мировоззрения;
- профессионального ориентирования обучающихся в социуме.
3. Обучающие для :
- приобретения и активного использования обучающимися знаний, умений и навыков по технике базовых элементов вышивания;
-формирования технологической, художественной и эстетической культуры;
-овладения основными навыками и особенностями обработки художественной вышивки и культуры труда;
- формирования культуры речи, овладения терминологией;
-формирования и развития координации движений рук при выполнении вышивки;
- выработки умения самостоятельно работать над творческим проектом.
- сформирования у учащихся чувство значимости своего труда, понимание значения технического творчества и роли искусства в жизни человека.
- сформирования представления о различных видах творческих работ, обучить учащихся основам оформления проектных работ.
Знать/понимать:
характерные черты вышивального промысла – вышивки нетрадиционными материалами; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
правила безопасности труда;
способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
 основные законы построения композиции;
уход за изделиями с вышивкой.
Уметь:
работать с информацией и технологической документацией;
разрабатывать технологическую документацию; 
 составлять цветовое решение по данной преподавателем композиции;
 классифицировать вышитую продукцию;
составлять композиции вышивки  для  изделия;
 владеть навыками вышивки нетрадиционными материалами.
2. Методы образовательного процесса
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
- репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
- самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
- стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:
Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер – классы;
Участие в конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;
Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.
Накопление чувственного опыта.
3. Результаты освоения:
- воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
- взаимопроникновение культур разных поколений;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, расширение круга общения;
- удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах
- умение ценить красоту народных традиций.

В реализации программы участвуют:
Обучающиеся колледжа в возрасте 15-17 лет.
Разработанная программа применима и использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по специальности «вышивальщица»
Срок реализации программы:
1 учебный год.(120 часов)
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
4.Критерии и показатели оценки знаний обучающихся.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы
Исследовательские работы

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1.Тематический план
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов
Теоретическое занятие
Практическое занятие

Художественная вышивка
120



Вводное занятие
Содержание: Ознакомление с художественной вышивкой. История вышивки Возникновение древнего вида народного творчества. Развитие вышивки. Стиль модерн вышивки.


1


Тема 1. Организация рабочего места. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами

Содержание:
Оптимальность освещения при работе. Техника безопасности при вышивании. Необходимые инструменты и материалы. Характеристика используемого материала. Инструменты для вышивания. Подготовка к вышивке. Ткани и нитки.

2
1
1

Тема 2. Классификация вышивки
Содержание:
Классификация вышивки: по положению рабочей нити в структуре ткани; характеру рисунка, географии народного художественного промысла.

2
2


Тема 3.
Основные построения композиции в вышивке
Содержание:
Эскиз, рисунок, композиция, орнамент. Цветовое решение. Форма и пропорции.
2
1
1


Практическое занятие
Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия




Тема 4.
Виды швов.

Содержание:
Шов вперед иголку. Шов за иголку. Стебельчатый шов. Шов шнурок. Шов козлик. Петельный шов. Счетные швы.

4

4

Тема 5.

Вышивка и роспись.

Содержание:
Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья. Белая гладь. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Двусторонняя гладь. Художественная гладь. Вышивка крестом. Наборы. Шов полукрест. Шов косичка. Счетная гладь. Гладь верхошов. Накладные сетки. Козлик. Цветная гладь.


10

10

Тема 6.
Подготовка к вышивке крестом
Содержание:
Организация рабочего места и трудового процесса. Способы разметки и подготовки сетки под двойной крест. Правила запяливания ткани в пяльцы.

2

2

Тема 7.
Выбор изделия для выполнения учебного проекта
Содержание:
Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом.

2

2

Тема 8.
Основные построения композиции в вышивке
Содержание:
Эскиз, рисунок, композиция, орнамент. Цветовое решение. Форма и пропорции
Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия
4
1
3

Тема 9.
Отделка края вышитого изделия
Содержание:
Способы отделки края вышитого изделия.

2

2

Тема 10. Выполнение учебного проекта
Содержание:
Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Современные энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии.

50



Тема 11. Влажно-тепловая обработка изделия. Расчёт стоимости вышитого изделия
Содержание:
Обработка изделия. Обработка углов изделия. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество изделия).

2

2

Техника вышивания бисером по свободному контуру
Содержание:
Способы техники вышивания по свободному контуру. Шов «назад иголку», шов «вперёд иголку», шов «за иголку». Создание объёмной композиции. Использование данной техники в швейных изделиях, панно. Работа над творческим проектом.


4

4

Техника вышивания стеклярусом
Содержание:
Приёмы вышивания. Виды стежков для вышивания стеклярусом. Использование ткани и канвы для вышивания. Вышивание по образцам. Комбинирование рисунков. Выбор способа пришивания стекляруса. Вышивание деталей сложной конфигурации
2

2

Тема 12. Подведение итогов обучения. Защита проектов
Содержание:
Обзор знаний по вышивке, защита учебного проекта. Организация выставки работ учащихся.


2

2

Самостоятельная работа
Различные способы техники вышивания
Применение различных видов швов в процессе выполнения учебного проекта
Влажно-тепловая обработка изделия
30



Всего
120




















6. Основы методики и технология образовательного процесса
Занятие по художественной вышивке объединяет на добровольной основе обучащаюхся, увлеченных художественной вышивкой. Программа реализуется на 3 основных этапах:
Начальный - ознакомление с основами теории и освоение технических приемов;
Промежуточно–закрепительный – изготовление отдельных элементов, обработка практических навыков;
Творческий- соединение теории и практика в процессе творческой работы над художественной вышивкой.
В начале обучения проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.
Виды швов – включают теоретические вопросы, и наглядные демонстрационный показ швов.
Практические занятия – начинаются с обработки простейших швов, чтобы научить учащихся выполнять: шов вперед иголку, шов за иголку, стебельчатый шов, шов шнурок, шов козлик, петельный шов.
Вышивка и роспись – счетные швы к ним относятся : крестик, набор, козлик, полукрест, или роспись, счетная гладь, косичка и др. Мотивы узоров и приемы выполнения счетных швов можно использовать для украшения занавесок, подушек, салфеток и панно.
Основная сложность при выполнении художественной вышивки заключается во внимании и аккуратности выполнения, когда необходимо выдержать заданные размеры.
Наборы – различают горизонтальные и вертикальные. Геометрический узор выполняется движением иглы с рабочей ниткой по всему узору то слева направо, то справа на лево.
Шов полукрест, или роспись – этим швом может быть выполнен как самостоятельный узор, так и небольшие узкие полоски. В отличии от креста роспись позволяет создать ажурный, кружевной узор, который состоит из тонких, идущих в разных направлениях линий.
Счетная гладь – ее можно выполнять по счету нитей ткани и по свободному контуру. Прямая гладь. Гладь елочка. Счетная гладь.
Владимирская гладь – К владимирским швам относятся: гладь верхошвом, накладные сетки, козлики др.
Цветная гладь – это гладь без настила, которой вышивают узоры с растительными мотивами : ветки полевых цветов и ягод малины, рябины и др. Скатерть и салфетки – Размер скатерти определить исходя из размера стола; бахрома должна быть 3-5 см. Размер салфеток: 32-32см; бахрома 1-2 см.
7.Организация процесса обучения
Формирование навыков и знаний

Проектирование
Изготовление
Знания
Новая терминология

Определение потребности
Эскизирование изделия и перевод рисунка на ткань
Определение размера и места узора в изделии
Выдергивание нитей

Формулировка задачи
Подбор ниток для вышивания
Принципы составления вопросника и проведения интервью
Мережки

Проведение исследований

Технические приемы выполнения вышивки
Кисточки

Написание дизайн спецификации

Материалы и инструменты особенности перевода рисунка на ткань
Столбики

Выработка идеи

Правила ухода за изделием с вышивкой
Раскол

Выбор и проработка лучшей идеи


Сновка, панка, бриды

Экономическая оценка изделия



Решелье

Изготовление изделия
Выполнение вышивки в технике «решелье» или мережки



Испытание и оценка изделия и самооценка процесса проектирования





Организация процесса обучения
Практическая деятельность

Исследовательская деятельность и дизайн анализ
Упражнения до выполнения проекта
Упражнения во время выполнения проекта

Проведение опроса с потенциальными потребителями изделий с вышивкой, анализ результатов
Выполнение выдерга и основного мережечного шва
Отработка техники при выполнении вышивки мережки и решелье

Анализ исторических сведений о вышивке
Выполнение простых мережек, кисточки раскол, столбики
Составление вопросника, написание дизайн спецификации

Выбор материалов
Выполнение брид 3 способами
Экономический расчет изготовления изделия с вышивкой


8.Инструменты и материалы
Для вышивки необходимы иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы. Пяльцы используют для натягивания и закрепления ткани. Они могут быть квадратные и круглые. Круглые пяльцы состоят из двух обручей, меньший из которых должен свободно входить в больший. Лучшими считаются деревянные пальцы.
Подготовка к вышиванию
Прежде чем приступить к вышиванию, нужно разместить расположения узора на ткани, выровнять ее, нанести узор и закрепить в пяльцах.
Края ткани выровняй так: выдерни крайнюю нить и по ее следу отрежь лишнюю ткань. Ширину и длину изделия также намечают выдергиванием нитей.
После нанесения рисунка на ткань ее закрепляют в пяльцах. При этом меньший обруч кладут на стол, накрывают тканью и прижимают ее большим обручем.
Ткань нужно хорошо натянуть, чтобы не было перекосов. Вышивая салфетки, небольшой кусок ткани трудно закрепить в круглые пяльцы. Поэтому к его краям катушечными нитями пришивают плоски любой ткани, которые по окончании работы можно легко удалить.
Ткани и нитки
Для вышивания счетными швами и для строчечных работ используют ткани с полотняным переплетением: редина (редкая ткань из льняных крученых ниток), рогожка , льняное и полульняное полотно, штапельное и шелковое полотно и др.
Лучшие нитки для вышивки – мулине. Они имеют прочную окраску, блеск и прочность. Широко в современной вышивке используют ирис.
Моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где есть узел.
Для подготовительных работ, приметывания и подшивания края изделия, пришивания тесьмы необходимы белые и цветные катушечные нити №40, 50.

9.Правила безопасной работы с вышивальными инструментами

Иглы, булавки, напёрсток, ножницы, сантиметровую ленту надо хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой.
Если игла временно не нужна, например, при подготовке нитки, рисунка, её следует вколоть в подушечку размером примерно 8:8см, которую можно сшить из сурового полотна или из другой гладкокрашеной ткани, набив ватой, поролоном или синтепоном. Такую подушечку можно закрепить на кольце из широкой резинки, диаметр которого должен соответствовать запястью вашей руки. Получившийся браслет пригодится вам в работе.
Нельзя пользоваться ржавой иглой. (Такая игла плохо прокалывает ткань, оставляет на ней следы ржавчины и может легко сломаться.)
Во время работы ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями.


Санитарно-гигиенические правила
Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов и, кроме того, натянутой ниткой можно поранить губы.
До начала работы необходимо вымыть руки. (Если брать иглу влажными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, скрипеть. От влажных рук на вышиваемом изделии могут остаться следы.)
Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5ч, так как при долгом занятии вышивкой утомляются глаза, устают пальцы. Занятия вышивкой можно чередовать с другими видами работ: подбором ниток, выбором и подготовкой узора, физминуткой.


Правила безопасной влажно-тепловой обработки
Во время работы утюг необходимо ставит на специальную подставку.
Шнур утюга не должен попадать под его подошву, перекручиваться. (Это может привести к излому шнура и короткому замыканию.)
Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра.
По окончании работы утюг следует выключать из электросети, берясь за корпус штепселя.


















10. Уровни научно-исследовательской работы
Формы исследовательской работы:
Реферат
Исследовательская работа
Научное исследование
Реферат
Реферат (лат. реферо – доношу, сообщаю, излагаю) – письменная Учебно-научная работа на определённую тему, выполняемая на основе осмысления материала, собранного из разных публикаций.
Реферат выполняет следующие задачи:
1. Научиться подбирать литературу по теме.
2. Умение критически оценивать факты и доводы, изложенные в литературе, сопоставлять точки зрения и аргументы.
3. Самостоятельно выстраивать логику исследования.
4. Отбирать материал строго по теме исследования.
5. Формирование навыков написания авторского письменного текста.
6. Умение на основе собранного материала делать самостоятельные выводы.


Исследовательская работа
Задачи данного уровня:
1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и анализа источников. Например, можно привлечь всего один источник, но извлечь из него максимальный объём информации.
2. Умение на основе источников реконструировать прошлое (события, факты, обряды).
3. Развитие навыков создания авторского письменного сочинения (логика изложения, выводы).


Вид исследовательской
работы

Формируемые навыки

Назначение

Конспект
Выбор и фиксация сведений
Где находится информация (в каких книгах)

Реферат
Отбор материала и логика изложения
Как можно структурировать материал и выстроить исследование

Исследовательская работа
Авторская реконструкция прошлого
Реконструкция событий и фактов по источникам

2. Разработка программы исследования
Выбор темы
Актуальность темы определяется тремя факторами:
1. Важность изучаемого периода или проблемы в общеисторическом контексте, то есть их значимость для познания последующих процессов.
2. Значимость темы для современного общества.
3. Значимость для науки, то есть исходя из степени изученности темы (проблемы). Главным критерием при выборе темы представляется наличие проблемы, то есть вопросов, на которые у науки нет достаточных знаний.
Формулировка цели и задач
Формулировка цели, название работы и предмет исследования должны соответствовать друг другу. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задачи – это более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темой, они указывают пути и способы достижения цели. Фактически, именно через решение задач достигается общая цель.
Разработка методики исследования
Группы методов:
1. Методы сбора информации (наблюдение, анкетирование). Результатом этой работы должно стать создание полноценных источников.
2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом является создание таблиц, графиков, схем, реконструкций.
3. Интерпретационные методы (от лат. – истолкование, объяснение, разъяснение) – методы, с помощью которых создаётся авторская интерпретация собранных сведений. Результатом является создание авторского сочинения.
3. Реализация исследовательской программы
Наиболее простыми и распространёнными являются следующие способы поиска литературы:
1. Начинать работу следует с изучения словарей и энциклопедических изданий, поскольку там даётся краткая информация о предмете исследования, а также чётко сформулированы термины, которыми необходимо пользоваться при проведении исследования.
2. Анализ тематических библиотечных каталогов и справочно-библиографической литературы.
3. Интернет
Наблюдение и эксперимент Анкетирование и опрос Интервьюирование (от англ. – беседа встреча) Метод репортажного сбора Методы археологического исследования
Работа с источниками
Источники:
1) вещественные (археологические, музейные памятники, предметы быта;
2) письменные (созданные при помощи алфавита);
3) устные
4) кино-фотодокументы (на негативной плёнке);
5) фонодокументы аудиозаписи, пластинки);
6) изобразительные (карты, планы, картины, иконы)
7) лингвистические (топонимика, говоры)
Методика исследования
Написание содержательной части письменной работы
Правила рубрикации
1. Каждая глава строится в соответствии с её целевым назначением и является базой для последующей.
2. Заголовки должны точно отражать содержание. Названия не должны быть слишком короткими или слишком длинными.
3. Строго следите за соотношением глав и параграфов по объёму и по содержанию.
4. В тексте для всех глав и параграфов надо указывать те же названия, что и в оглавлении
Стиль письменной работы
В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией. Глаголы используются несовершенной формы. Наречия не принято начинать абзац со слов «хотя», «предвидя». Неопределённые местоимения – не используются. Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш», и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»).
Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учётом их подлинного смысла, так как в научном тексте они играют существенную роль.
Абзацы должны отделять одно высказывание (мысль) от другого. Не стоит делать абзацы слишком мелкими (1-2 предложения) или очень большими (на 1-1,5 страницы).
Работа над «Заключением»
Заключение – это не резюме и не краткий пересказ содержания, а анализ проделанной работы. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении.
Данная часть письменной работы является самой небольшой по объёму (1,5 – 3 страницы), но имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершённой и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты Вашего труда.
5. Оформления письменной работы Титульный лист
В верхнем поле указываются:
1) Название конкурса, на который представляется работа.
2) Полное название учебного заведения, которое представляет работу на конкурс, с указанием района или города (края).
В среднем поле даётся заглавие и вид работы:
1) Название приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Его следует давать крупнее, чем остальные элементы описания, поскольку это главный раздел титула.
Название работы всегда должно отражать суть исследования.
2) Вид работы.
Третий раздел титула предназначен для указывания сведений об авторе и научном руководителе:
1. Полные сведения о школьнике: Ф.И.О. в именительном падеже, класс, школа. Указывается официальное название школы, где учится автор.
2. Полные сведения о научном руководителе: Ф.И.О., должность и место работы.
В нижнем поле приводятся место и год выполнения работы без слова «ГОД».
Оформление раздела «Оглавление» Пример оглавления:
Введение (не нумеруется).3
Глава 1. Название (без кавычек и сокращений)..7
1.1 Название первого параграфа первой главы7
1.2 Название второго параграфа первой главы..10
Глава 2. Название (как в тексте)..15
2.1. Название первого параграфа второй главы...15
2.2. Название второго параграфа второй главы...22
Заключение (не нумеруется) ..................27
Список источников и литературы.....29
Приложения ...30
Оформление печатного текста
Шрифт Times New Roman,13 или 14 пунктов.
Все страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставят в середине нижнего поля или в нижнем правом углу.
Каждый новый раздел работы начинается с новой страницы, параграфы даются подбором сразу после текста предыдущего параграфа с отступом в одну строку. Заголовки разделов выделяют жирностью. В них не должно быть переносов, и их не следует помещать последними строками на странице. Точка в конце заголовка не ставится.
Фразы новых абзацев печатают с красной строки с отступом 1см (5знаков).


















Рецензия
образовательной программы « Художественная вышивка»
разработана преподавателем специальных дисциплин
ГБОУ СПО «КМК» Шекалина Н.И.

Данная программа ориентированна на обучающихся колледжа в возрасте 15-17 лет. В основном дети интеллектуально развиты, имеют навыки самообслуживания.
Срок реализации программы – ( 1 год)
Актуальность заключается в формировании художественной культуры обучающихся, как составной части материальной и духовной культуры, художественно – творческой активности, которая помогает им в овладении образного языка декоративно-прикладного искусства.
Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы.
Образовательная программа тесно взаимосвязана с историей России, с изобразительным искусством,
Основными структурными компонентами, программы являются: вышивание гладью, крестом, вышивание бисером, стеклярусом.
В ходе изучения программы у обучающихся ожидается развитие и укрепление чувства любви к Родине, к родному краю. В результате они смогут приобрести следующие умения: проектировать и создавать декоративные изделия с учетом закономерностей дизайна, знать и выполнять различные технологии вышивания.
Программа отражает специфику стороны, которая присуща предметам профессиональной деятельности, как средство развития, учитывающая все требования к декоративно-прикладному образованию, и дополнительному образованию.
Качество данной образовательной программы отвечает всем современным требованиям. Данная программа рекомендуется для обучения обучающихся колледжа по дополнительному образованию.









13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515