СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ










СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


ДИСЦИПЛИНА ОДБ 01 «Русский язык»
для профессий

151903.02 - Слесарь
140446.03 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
151902.03 - Станочник (металлообработка)
190631.01 - Автомеханик
260807.01 - Повар - кондитер











Тольятти, 2014г.

Одобрена
Методической комиссией
преподавателей русского языка
и литературы _______________

Протокол № ___ от "____"_____20___ г.


Председатель МК

_____________________ Шмелева Н. П.





Разработал _________________ Салахова Л. Р. - преподаватель русского языка и литературы первой категории


Рецензент _____________ Шмелева Н. П. - преподаватель русского языка и литературы высшей категории.




Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям
190631.01 - Автомеханик
140446.03 - Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ГБОУ СПО
151902.03 - Станочник (металлообработка)
190631.01 - Автомеханик
260807.01 - Повар - кондитер
ТМК в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.







СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...
4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..
5

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ...
7


«Стили речи» ....
7


«Лексика и фразеология» ............................................................
11


«Орфоэпические нормы» .....
15


«Фонетика. Графика. Орфография».....
17


«Правописание суффиксов и приставок»
19


«Морфемика и словообразование»...
22


«Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов»
24


«Причастия и деепричастия как особая форма глагола»
26


«Самостоятельные части речи».
29


«Служебные части речи»
31


«Синтаксис простого предложения»
34


«Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»
37

ЛИТЕРАТУРА..................
40


ПРИЛОЖЕНИЕ
41



Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Русский язык» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при выполнении заданий у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!


Методические рекомендации
Внимательно прочтите теоретический материал.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала можно предложить следующие приёмы обработки теоретической информации:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- определение алгоритма практических действий (план, схема).
Количество упражнений и заданий в каждой теме может быть разным, но в итоге максимальная сумма будет равняться 50 баллам.
Можно (и это приветствуется) выполнить все задания по теме, но в зависимости от ваших притязаний, Вы выполняете упражнения с учетом того, какую отметку хотели бы получить, исходя из того, что:
От 25 до 30 – «удовлетворительно»;
От 31до 40 – «хорошо»;
От 41 до 50 – « отлично».
По мере выполнения упражнений, в случае затруднения можно обращаться к преподавателю, но не рекомендуется формулировать вопрос подобным образом: «А что здесь нужно поставить?» и т.п.
Если встречается неизвестная Вам лексика, можно воспользоваться информационно-справочной базой интернета или словарями, имеющимися в аудитории и дома.
Если рядом с номером упражнения стоит цифра 20, это значит, что максимальное количество – 20 баллов можно получить за правильно выполненное задание. В случае если преподаватель находит ошибку, сумма, естественно, уменьшается (в зависимости от того, сколько ошибок допущено).
Если Вы не успеваете сделать все намеченные задания в аудитории, можно дома завершить работу, предъявить ее преподавателю и, получив оценку, внести ее в зачетную ведомость файла. Каждый учебно-контрольный файл имеет свою зачетную ведомость.
В ней фиксируются баллы за тренировочные упражнения и контрольные задания по теме, а также выставляются дисциплинарные баллы (2 балла за присутствие на занятии).
Если студент болел или отсутствовал на занятии по другой причине, дисциплинарных баллов он лишается. Параллельно существует контрольная ведомость по дисциплине, куда заносятся баллы после выполнения всех практических работ.
После выполнения всех намеченных для себя заданий по теме, подсчитываете сумму набранных баллов и выставляете результат текущего рейтинг-контроля в зачетную ведомость.
После выполнения всех практических работ, на основании всех зачетных ведомостей и оценки, полученной на экзамене, выводится итоговая отметка по дисциплине.











Практические работы
Раздел 2. Функциональные стили речи.
Тема 2.7 Практическая работа № 1 «Стили речи».
Учебная цель: отработать навыки определения стилевых признаков текста; совершенствовать умения комментировать лексические явления в свете стилистических особенностей текста.
Знать:
знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Уметь:
различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.
Установите соответствие между стилями речи и их признаками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. В этом стиле наблюдается глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней. Языковые средства выступают прежде всего в эстетической функции. Используются богатые возможности синонимии, полисемии, разнообразных пластов лексики. Самая общая и основная стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация.

А. Научный стиль

2. Стилю свойственна ярко выраженная функция воздействия. Речевой стандарт и экспрессия в единстве – его специфика. Также для этого стиля характерны открытая оценочность, доступность, рекламность, речевая выразительность реализуется в стилевом «эффекте новизны».
Б. Разговорный стиль

3. Этот стиль несет на себе стилевую окраску долженствования. Характерными чертами являются точность, не допускающая инотолкования, не личный характер общения и речи, стандартизированность. Официальность и безэмоциональность (своего рода «сухость»).

В. Художественный стиль

4. Характерными стилевыми чертами являются абстрактность, подчеркнутая логичность, смысловая точность, объективность изложения. В то же время такая речь должна быть яркой, не безликой, иначе страдают ее коммуникативные качества. Этому стилю присуща своя образность (например, сравнения, как одна из форм логического мышления). В целом, стилю речи свойственен именной характер (преобладание терминов)

Г. Публицистический стиль

5. Признаками стиля являются неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи. Обычная область такого общения бытовая, обиходная. К признакам стиля можно отнести активность некнижных средств языка, употребление внелитературных средств, неоформленность синтаксических связей, активность языковых средств субъективной оценки.

Д. Официально-деловой стиль

Задание 2.
Распределите языковые средства в соответствии с их принадлежностью к определенному функциональному стилю речи.

1. Разговорный:
А. Собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, одномандатный,  предвыборная  кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус


2. Художественный:
Б. зашиваться, вдребезги, протолкаться, тренькать, скупердяй, взъерепениться

3. Публицистический:
В. лира, гордыня, лелеять, живительный, благодатный, кудесник, благоговеть, вдохновенный.


4. Официально-деловой:
Г. классификация, апробация, этимология, биоценоз, генезис, морфология.


5. Научный:
Д. наличествовать, наниматель, доверитель, удостоверять, входящие бумаги, докладная записка



Задание 3
Прочитайте текст. Обоснуйте принадлежность данного текста публицистическому стилю. Выпишите жаргонизмы. Определите, какую функцию они выполняют в данном тексте.
ЧТОБ ЗИМНИЙ ДРАЙВ БЫЛ В КАЙФ
В предыдущем выпуске «Автошколы» мы подробно рассказали, какой автокосметикой следует пользоваться в неумолимо надвигающийся зимний сезон. В этом выпуске «Собеседник» расскажет, что еще надо сделать, чтобы ваш железный конь чувствовал себя прекрасно в самый лютый мороз.
Надежная « обувка »
Самое главное это, конечно, «переобуть» своего красавца к зиме. На рынке сегодня представлено огромное количество вариантов зимней резины на любой кошелек. Если особого стеснения в семейном бюджете нет, то можно остановить свой выбор на продукции финской фирмы Nokian. Изделия финнов неизменно показывают в тестах наилучшие результаты что, впрочем, и понятно: у них климатические условия хуже, чем но многих регионах России. И к тому же, по законам Финляндии, строго воспрещено ездить зимой без зимних покрышек. Вот они и научились изготавливать самые лучшие.
В прошлом сезоне журнал «За рулем» проводил специальные тесты продаваемых у нас покрышек разных фирм. Самые высокие результаты показали покрышки Nokian Hakkapeliitta II. По отзывам тест-команды, резина вела себя уверенно даже на обледеневших скользких поворотах. Правда, и стоит она недешево - порядка 2000 рублей за покрышку.
В данном тесте не участвовал столичный Таганский завод. Но эксперты отмечают, что его продукция не уступает ярославской.
Самый дешевый вариант «Метелица К-190М» (Кировский шинный завод). По результатам тестов покрышки заняли только 10-е место, хотя стоят не так чтобы сильно дешевле «Медведя» около 950 рублей за штуку.
Нелишним будет озаботиться приобретением и новых дисков иначе купленная вами резина потеряет добрую половину своих полезных свойств. Эксперты рекомендуют зимой использовать простые штампованные диски. На это есть несколько причин. Так, на литые диски налипает слишком много грязи, их разбалансировка колес вам гарантирована.
В тройку лидеров вошли Gislaved NordFrost 3 и Goodyear Ultra Grip 500. Стоимость их примерно одинаковая - порядка 1800 - 1900 рублей за штуку. Зато и поведение в условиях зимы, как и подобает лидерам, особых нареканий не вызывает.
Из разряда «эконом-класса» хорошие отзывы имеет продукция Ярославского шинного завода «Медведь Я-670». Эксперты отмечают, что у них отличные продольные и боковые сцепные свойства на льду. Но есть и недостатки: резина шумная, плохо тормозит на асфальте, значительно увеличивается расход топлива. Но из отечественных шин они показали лучший результат - более того, «Медведь» по некоторым показателям обогнал некоторые импортные покрышки и занял по тестам 4-е место. А стоят они почти в два раза дешевле Nokian около 1000 р\блей за штуку. :

Михаил Яковлев.
«Собеседник». 2010 г., № 15
Дополнительные задания.
1) Выпишите из текста все слова, обозначающие стандарты качества зимних покрышек.
2) Объясните разницу: штампованные диски и литые диски.
3) Выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.

Раздел 3. Лексика и фразеология
Тема 3.7. Практическая работа № 2 «Лексика и фразеология».
Учебная цель: отработать умения нахождения в тексте стилистических синонимов, выделения профессионализмов, научиться определять значение слов, употребленных в переносном значении.
Знать:
знать лексические и фразеологические единицы языка.
Уметь:
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Отработайте теоретический материал одним из предложенных в методических рекомендациях способов.
Слово - ключевая единица языка. Совокупность всех слов в языке составляет его лексику.
Словарный состав языка изучается в разделе науки о языке, который называется лексикологией.
Каждое слово характеризуется определенным лексическим значением. Лексическое значение – это содержание слова.
Помимо понятия в его состав может входить эмоционально-экспрессивная окраска. Под эмоциональностью понимается способность слова выражать чувства говорящего. Экспрессия – это выражение в слове личной оценки говорящего. Эмоционально-экспрессивная оценка может быть нейтральной, положительной и отрицательной, например, девушка (нейтральная); девуленька, девчоночка (положительная); девица, деваха (отрицательная), но это слово имеет одно лексическое значение.
Слова, называющие только один какой-либо предмет, имеют одно значение и называются однозначными. Например, карандаш, врач и т.д.
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Например, слово таять. Оно имеет три значения:
1.«превращаться в воду под воздействием тепла» («Уж тает снег, бегут ручьи»);
2.«худеть», «чахнуть» (девочка таяла с каждым днем);
3.«исчезать, постепенно растворяться» (в небе таяли облака).
У многозначных слов выделяются прямое и переносные значения.
Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира.
Переносное – по смыслу связано с прямым и мотивировано им.
Явление многозначности (полисемии) обусловлено природой логического мышления человека, которое отражает то общее, что имеется у предметов реальной действительности. Для правильного употребления слов в речи важно знать их точное значение, в противном случае нарушается смысловая точность речи. Кроме того, необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов.
Задание 2.
Прочитайте текст. Какое слово является в нем ключевым? Выпишите его стилистические синонимы.

В начале XX века автомобиль еще прочнее закрепил свои позиции. Даже церковь перестала предавать анафеме этого «диавола на колесах». Автомобиль – дар Божий в образе надежного и безотказного помощника, - широко проповедовали церковники. Извозчики уже не извергали потоки бранных слов в адрес шоферов, не хлестали лошадей, торопясь поскорее убраться в проулок, подальше от «железного монстра». Полиция и жандармерия перестали гоняться на рысях за «их благородиями», мчавшимися на чадящих и грохочущих драндулетах, обдавая прохожих грязью и пугая детей.
Празднично разнаряженная публика уже не шарахалась по сторонам от несущегося на всех порах по аллеям парка или базарной площади лимузина. Учителя школ и наставники гимназий перестали увещевать своих подопечных, вскакивающих с мест и таращащих глаза на гудящую и грохочущую машину, едущую по дороге под окнами учебного заведения.
(По А. Хуторову)
Задание 3.
Из ряда слов выпишите профессиональные слова-термины, относящиеся к автомобильному транспорту.
Пенальти, ротонда, компрессор, полонез, барабан, протектор, олифа, тенор, радиатор, шпаклевка, стартер, фасад, афоризм, новелла, буксовка, мотор, охра, петит, фара, дуэт, аллегория, ремень безопасности, кантата, обгон, сигнализация, штукатурка, карбюратор, наркоз, форзац, баранка, поршень, кузов.
Задание 4.
Прочитайте текст и сформулируйте его главную мысль.
Немцы, итальянцы, не говоря уже о японцах и американцах, тем временем на глазах меняют облик своих машин, чуть ли не ежегодно. Они шьют новые «платья», пришивают новые «пуговицы». Они применяют новые «нитки». Они меняют «карманы», меняют все, все, все. И напрочь не понимают нас, когда мы к новому платью пришиваем старые пуговицы.
(М. Демидовцев «Красота спасет мир и автомобиль»)
Задание 5.
Слова в кавычках, как вы уже догадались, употреблены в переносном значении. Попробуйте заменить их с существительными в прямом значении.
«платья»_______________________________
«пуговицы»_____________________________
«нитки» ________________________________
«карманы» _______________________________
Задание 6.
Прочитайте выдержку из газет. Подготовьте обсуждение в одной из социальных сетей достоинств и недостатков своих авто, задайте производителям технические вопросы, обратитесь к администраторам с персональной проблемой. Постарайтесь, чтобы ваше обсуждение было конструктивным.
«Самарские известия» пишут о борьбе за потребителя и диалоге с ним, которые АВТОВАЗ ведет в соцсетях. Виртуальное пространство сегодня помогает обсудить достоинства и недостатки отечественного автопрома.

Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Тема 4.3 Практическая работа № 3 « Орфоэпические нормы»
Учебная цель: отработка навыков определения фонетических процессов, происходящих в слове.
Знать:
знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.
Уметь:
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Подготовьте сообщение на лингвистическую тему «Фонетические процессы в языке». (10 баллов)
Вопросы для проверки и самопроверки:
1. Что такое сильная позиция гласного и согласного звука?
2. Какие фонетические процессы происходят в словах?
3. Что такое ударение?
Задание 2.
Расставьте ударения в словах.
Безудержный, красив, отзыв на статью, средства, приговор, зубчатый, углубить, цепочка, аристократия, опошлить, задолго, компас, молодежь, ненависть, правы, алфавит, красивее, кулинария, кремень, осведомиться, облегчить, откупорить, правы, петля, позвонишь, сливовый, торты, туфля, цемент, черпать, тошнота.
Задание 3.
Прочитайте текст. Запишите эти слова в три столбика: в первый те, в которых количество звуков и букв совпадает; во второй – те, в которых звуков больше, чем букв; в третий – те, в которых букв больше, чем звуков. Перепишите текст и подготовьте пересказ.
На фронтовых дорогах, кажущихся безлюдными днем, ночи напролет было могучее, нескончаемое движение и строгий, по-военному закрепившийся порядок. Грузовики, легковые, броневые машины, артиллерийские тягачи, гусеничные тракторы и танки, самоходные установки «катюши», «РАИСы» (реактивная артиллерия «Иосиф Сталин»), полковые минометы, зенитные установки безостановочно бороздили, укатывали, трамбовали, месили и взрывали серый, пыльный накат или грязный снег на дорогах. Все перемалывалось и оседало на железе, на спицах, на дисках машин и на спинах воинов мельничной пылью. Машины неслись и неслись с потушенными фарами по степи, по лесным просекам, к новым местам, чтобы успеть занять боевую позицию и окопаться, замаскировать технику и вырыть окопы. Вперед, вперед! Страшно и радостно было ощущать эту ни с чем не сравнимую даже сегодня боевую силу моторов, орудий, металла.
(Анатолий Хуторов)
Задание 4.
Определите количество звуков и букв в словах:
Броневые, железо, позиция, орудий, вперед.
Произведите фонетический разбор слов:
Радостно, металл, сегодня.
Задание 5.
Определите, какие фонетические процессы происходят в словах (5 баллов):
Безлюдными, закрепившийся, легковые, тягачи
Задание 6.
Верны ли следующие утверждения? Ответьте «да» или «нет».
Сильная позиция для гласного – ударная.
В современном русском языке 6 гласных звуков.
К йотированным гласным относятся е, ё, ю, я, и.
Все согласные парные по глухости – звонкости.
Оглушение – это замена звонкого согласного парным глухим.
Оглушаться и озвончаться могут все согласные.
В слове столько слогов, сколько гласных.
В русском языке ударение одноместное.
В современном русском алфавите 10 гласных и 23 согласных.
Каждая буква обозначает звук.

Тема 4.9. Практическая работа № 4 «Фонетика. Графика. Орфография».
Учебная цель: повторение орфограмм, основанных на фонетическом принципе русской орфографии; развитие навыков написания текстов в публицистическом стиле.
Знать:
смыслоразличительную функцию звуков речи
Уметь:
выполнять фонетический разбор слова, правильно выбирать орфограммы в словах, создавать тексты в публицистическом стиле.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Правильно произнесите слова и затранскрибируйте их.
Корректный, юриспруденция, купейный, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса.
Задание 2.
Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Назовите типы орфограмм. Напишите названия произведений Э. М. Ремарка, которые вам известны. В каких из них встречаются образы автомобилей?
Каждый круг был лиш__ немногим больше трех к__лометров; но тра(с, сс)а проходила по улицам Монте-Карло, как раз по центру города, об__гала гавань, шла по холму, на котором стояло к__зино, св__рачивало обратно; во многих местах ширины шо(с, сс)е еле хватало для обгона, дорога почти сплош__ состояла из виражей, поворотов в форме шпильки и поворотов под острым углом. Надо было проехать сто таких кругов –(с)выше трехсот к__лометров, а это значило, что гонщик должен десятки тысяч раз переключать скорости, тормозить, трогат__ся с места, (с)нова переключать скорости, тормозить и (с)нова трогат__ся.
Ст__ртовали все двадцать машин. В первом круге Клерфэ ок__зался вос__мым. Его место на старте было не очень удачным, и он на с__кунду замешкался. Теперь он ш__л (в)притык за Микотти; Клерфэ знал, что тот будет рват__ся к победе. Фриджерио, Монти и Саккетти шли (в)переди них; Маркетти лидировал.
Во время четвертого круга на прямой, которая подымалась к к__зино, Микотти, выжимая из м__тора все, что было возможно, промчался мимо Саккетти. Клерфэ повис на его задних к__лесах, он то(же) перенапряг м__тор и обогнал Саккетти только перед самым входом в тон__ель. Выйдя из него, Клерфэ увидел, что машина Микотти задымилась и снизила скорость. Клерфэ обошел ее и начал нагонять Монти. Он знал каждый метр дороги. Монти он настиг через три круга на одном из крутых виражей и, как терьер, повис на его колесах.
(По Э. М. Ремарку).
Задание 3.
Попробуйте себя в роли комментатора автогонок. Составьте текст-комментарий для эпизода из романа Ремарка «Жизнь взаймы». Начинайте свой комментарий словами: «Приветствую всех любителей автогонок. В прямом эфире с вами я, Дмитрий Губерниев, я веду свой репортаж из Монте-Карло, где через считанные минуты начнутся интереснейшие соревнования автогонщиков»

Раздел 5. Морфемика. Словообразование. Орфография
Тема 5.4 Практическая работа № 5 «Правописание суффиксов и приставок»
Учебная цель: повторение орфограмм, основанных на фонетическом принципе русской орфографии; развитие навыков написания текстов в публицистическом стиле.
Знать:
определения словообразовательных и формообразующих аффиксов, способы словообразования.
Уметь:
уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Обозначьте приставку в следующих словах, объясните его написание.
Сдать экзамен, распространять слухи, сбивчивый ответ, сжечь дотла, безвкусица, исчезнуть навсегда, сдержанный человек, неиссякаемый источник, бесчисленное количество, бесперспективный проект, подтвердить решение, надстроить дом, составить расписание, рассыпать порошок, верить россказням, объявить розыск, получить вознаграждение, глубокое безмолвие, смотреть исподлобья, делать что-либо исподтишка.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Ичезать, ибить, черечур, дешний, бебоязненный, делать, добный, бепощадный, дание, ичерпать, расудить, иследовать, вохищение, истари, рацветка, горяча, обесилеть (самому), обесилить (кого-нибудь), ивержение, дравница, преписание, пробраз, прбабушка, чревычайный, пре..чувствие, преставить на конкурс.
Задание 3.
Пре- или при-? Объясните свой выбор.
Продолеть, проткрывать, пркрасный, Пруралье, прчуда, прлюдия, прградить, прстанционный, прземление, прпроводить, пробладать, прохотить, прискусный, пробразить, првернуть гайку, камень прткновения, прпрятать, прнебрегать, прстрастный судья, прбывание, прбытие, првередливый, прковать, првокзальный, пр..стыдить, воспрпятствовать, прподавать, знаки прпинания, пррекаться, премственность, прволжский, пршелец, прзвать в армию.
Задание 4.
Пользуясь словарем, объясните значение слов:
Привилегия, премьера, приоритет, президиум, приверженец, пресмыкаться, привередливый, презумпция невиновности.
Задание 5.
Верны ли следующие утверждения?
1. В приставках на З-С перед гласными и звонкими согласными пишется З, пред глухими – С.
2. Приставка С- пишется неизменно.
3. Правописание приставок пре- и при- определяется только их значением.
4. Приставка пре- имеет значение неполноты действия и территориальной близости.
5. Приставка при- имеет значение неполноты действия, территориальной близости, приближения присоединения.
6. Приставка пре- имеет значения «очень», «по-иному», «через».
7. Во многих словах трудно и невозможно выделить приставки ПРЕ- ПРИ- и их следует запомнить.
Задание 6.
Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите, к какому стилю относится текст.
Любая (электронно) выч_слительная машина (ЭВМ) сложнейшая т_хническая с_стема состоящая из ми_лионов и даже сотен ми_лионов пр_стейших устройств эл_ментов. При создании современных выч_слительных машин использу_тся т_хнология оп_рающаяся на последние дост_жения многих отр_слей науки информатики мат_матики физики химии а также материал_ведения (микро) электроники и др.
(Не) смотря на разницу в размерах внешнем виде выполня_мых функциях различные ЭВМ имеют общую структуру и принц_пы работы. Эти принц_пы достаточно просты. Для того что (бы) понять их нужно познаком_ться с назначен_ем пам_ти проце_сора и устройства ввода и вывода информации основных комп_нентов из которых состоит любая ЭВМ.


Тема 5.9 Практическая работа № 6 « Морфемика и словообразование».
Учебная цель: научиться отличать словообразовательные и формообразующие аффиксы; отработать навыки определения морфемного состава слова; развитие навыков написания публицистических текстов.
Знать:
определения словообразовательных и формообразующих аффиксов, способы словообразования.
определение терминов: приставка, корень, окончание, суффикс.
Уметь:
отличать форму слова и однокоренные слова.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Из ряда укажите слова с нулевым окончанием.
Модель, рейтинг, востребованность, автоматика, коробка передач, ежегодно, шоссе, преврати, байдарка.
Слова, которые не имеют окончаний.
Приобретя, табло, производство, автосалон, компания, концепт-кар, сегодня, двести, дизайнер, воплотив, мировое имя.
Слова с двумя приставками.
Воодушевить, вообразить, непобедимый, непогрешимый, воссоединение, посоветовать, подействовать, озаглавить, озадачить, обнажить.
Слова с двумя суффиксами.
Талантливый, родовой, дилерский, планируемый, прогнозируемый спрос, покупатель, познакомиться, воплощены.
Сложные слова.
Проектировать, мультибрендовый, производитель, комплектация, конструктор, информация, портал, люксовый, АВТОВАЗ, автосервис.

Задание 2.
В следующих словах обозначьте те, которые являются формами одного и того же слова. Составьте небольшой рассказ о Международном автомобильном салоне.
1. Новинка, новизна, новость, новый, новостийный, новинок.
2. Спрос, спросить, спрося, спросу.
3. Комплект, комплектация, комплектовать, комплексный, комплектуя, комплекты.
4. Мотивировка, мотивировать, мотивированный, мотив, мотивироваться.
5. Контраст, контрастировать, контрастируя, контрастный, контрастность.
6. Реальный, реализовать, реалистичный, реалии, реальность, реалистична.

Задание 3.
Прочитайте и определите, каким способом образованы выделенные слова. Приведите свои примеры на каждый из этих способов, применяя лексику вашей профессии.

1. Считаться специалистом. 2. Назначить дежурного. 3. Любимое мороженое. 4. Навестить больного. 5. беседа с присутствующими. 6. Благодаря прилагаемым усилиям. 7. Разговаривать стоя. 8. Прошлогодние листья. 9. Нижеподписавшиеся члены комиссии.
Задание 4.
Приведите примеры сложносокращенных слов (аббревиатур), обладающих функционально-стилистической окраской и свойственных вашей профессии.



Раздел 6. Морфология и орфография.
Тема 6.7 Практическая работа № 7« Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов».
Учебная цель: научиться выделять грамматические категории глагола, совершенствование навыков правописания окончаний глагола; выработать алгоритм выбора личных окончаний глагола.
Знать:
определение глаголов, правила правописания окончаний глаголов.
Уметь:
выделять грамматические категории глаголов; писать личные окончания глаголов.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Подготовьте сообщение на лингвистическую тему «Грамматическая категория спряжения и ее отношение к правописанию окончаний глаголов».
Вопросы для проверки и самопроверки:
1. К какому стилю относится ваше сообщение?
2. К какой речевой ситуации будет соответствовать его преподнесение?
3. В чем сходство и различие в написании окончаний глаголов и суффиксов причастий?
Задание 2.
Прочитайте рекомендации по подготовке автомобиля к зиме. Определите, наклонение глаголов, выделите окончания глаголов, объясните их правописание.
1. Замена тормозных колодок. Замените тормозные колодки, даже если они не окончательно изношены, так как это в большинстве случаев является причиной заноса.
2. Тормозные цилиндры. Обратите внимание на состояние тормозных цилиндров, ведь если на них появились следы тормозной жидкости, то вероятнее всего, что у них изношены манжеты и зимой они могут потечь. Не забывайте, что тормозную жидкость надо полностью менять раз в два года. И экономить на этом не стоит!
3. Повысьте давление в шинах на 0, 2 бар по сравнению с летним давлением. Лучший вариант для зимы – шипованные шины, которые обеспечат крепкое сцепление с дорогой и на заледенелой загородной трассе.
4. Проверьте аккумулятор. Выбирая новый аккумулятор эксперты советуют обратить внимание на фирменные – они хорошо зарекомендовали себя в условиях российской зимы.
5. Не забудьте о кузове! Ему достается больше всего! Кузов больше всего находится под воздействием дождя и перепадов температуры. Зимой на него обрушивается еще и соль, которой посыпают дороги. Обязательная подготовка к зиме – его антикоррозийная обработка.
6. Перед зимой рекомендуется полностью заменить охлаждающую жидкость антифризом, стойким к низким температурам. Необходимо обратить внимание и на тосол. Если машина не новая, то промойте систему отопления. Поставьте новые свечи зажигания. Обратите внимание на состояние ремня генератора. Он не должен иметь трещин, лохматиться, быть замасленным, обязательно проверьте его натяжение.
7. Масло и масляный фильтр в преддверии мороза следует заменить. В бачок стеклоомывателя залейте незамерзающую жидкость. После того как залита зимняя жидкость обязательно промойте пару раз стекла, чтобы жидкость попала во все патрубки.


Задание 3.
Составьте алгоритм выполнения манипуляций или действий, необходимых в вашей профессии, используя глаголы в повелительном наклонении. Например, «Замена масла в двигателе».


Тема 6.9 Практическая работа № 8 "Причастие и деепричастия как особая форма глагола».
Учебная цель: отработка навыков образования причастий и деепричастий, повторить морфологический разбор причастий и деепричастий.
Знать:
определение причастий и деепричастий, словообразовательные суффиксы причастий и деепричастий.
Уметь:
образовывать причастия и деепричастия.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Изучите теоретический материал одним из предложенных в методических рекомендациях способов.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов I спряжения при помощи суффиксов –ущ,- ющ и второго спряжения при помощи суффиксов –ащ-, -ящ-: стерегущий, кричащий.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или от основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксов – вш-, -ш-: принесший, клеивший
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов первого спряжения при помощи суффиксов –ем-, -ом-, и второго спряжения при помощи суффикса –им-: слышимый, посылаемый.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или от основы прошедшего времени) при помощи суффиксов –т-, -нн-, -енн-: посеянный, застеленный, открытый.
Задание 2.
Образуйте все возможные типы причастий от следующих глаголов:
Зависеть, бороться, искать, обидеть, вырасти, беречь, видеть, гнать, отчаяться, любить, ненавидеть, резать, сшить.
Задание 2.
Выделите суффиксы, при помощи которых образованы эти причастия.
Тающий снег, белеющий парус, слышащаяся песня, расстилающаяся долина, колышущиеся деревья, исполняемая увертюра, мучимый сомнениями, видимые у горизонта тучи, борющиеся отряды, несомая бабушкой свеча.
Задание 3.
Образуйте, где возможно, краткую форму причастий.
Раскрытый словарь, увядающий сад, опустошенный дом, видимые под микроскопом, сожженное письмо, проезжающий мимо экипаж, сверкающие на солнце кусты, обагренные кровью знамена, редеющий, туман, открытое окно, замерзший пруд, побелевшие за ночь деревья.
Задание 4.
Отграничьте словосочетания с причастиями от словосочетаний с прилагательными.
Блестящее выступление, выздоровевший ребенок, тающий снег, осунувшееся лицо, поношенный костюм, закрытый учебник, закрытый слог, открытый характер, текущий мимо ручей, текущий счет, засохший пирожок, отталкивающая внешность.
Задание 5.
Изучите теоретический материал одним из предложенных в методических рекомендациях способов.
Деепричастию свойственны следующие признаки глагола:
Вид: читая (несов.в.), - прочитав (сов.в.)
Переходность-непереходность: разгонять тучи – разгоняя тучи, препятствовать движению – препятствуя движению.
Деепричастия имеют категории времени.
Как и наречия, деепричастия:
Не изменяются: думая;
Примыкают: читать сидя;
Выражают обстоятельственные значения: лежать, закрыв глаза
В предложении являются обстоятельствами.
Задание 6.
Образуйте деепричастия от приведенных ниже глаголов:
Беречь, встретиться, ждать, идти, лить, пахать, уплывать, быть, плыть, наклониться, нахмуриться, зависеть, обидеться.
Задание 6.
Спишите предложения. Определите вид каждого деепричастия и его соотнесенность во времени.
Светлея, не колыхнет день. (Ф. Тютчев)
А заря лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)
Журча, еще бежит за мельницу ручей. (А. Пушкин).
Измучив доброго коня, на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. (М. Лермонтов).
Он ушибся, упав с лошади. (Л. Толстой).
Димка, уткнувшись лицом в полушубок, плакал. (А. Гайдар)
Уехав из Вятки, я долго еще вспоминал его. (А. Герцен).
Помолчав еще немного, он встал и вышел. (А. Чехов).
Задание 7.
Выполните морфологический разбор найденных вами причастий и деепричастий.
У корней голых деревьев шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь. (А. Пушкин).

Тема 6.13 Практическая работа № 9 «Самостоятельные части речи».
Учебная цель: отработать навыки образования форм множественного числа существительных, определения части речи слов в тексте.
Знать:
определение самостоятельных частей речи.
Уметь:
составлять словарь терминов.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
От данных существительных образуйте форму множественного числа и поставьте в родительном падеже. Составьте 5 предложений с любыми из этих слов.

Инженер, шофер, технолог, слесарь, автоэлектрик, токарь, диспетчер, директор, горожанин, сельчанин, крестьянин, дело, место.
Задание 2.
Составьте словарь, включающий названия неживых предметов и названия людей, употребляющихся в вашей профессии. Например, неодушевленные имена существительные: ключ, домкрат, насос; одушевленные имена существительные: механик, техник, слесарь.
Задание 3.
Дайте определения названным вами предметам, используя выражение не что иное, как; не кто иной, как.
Образец: Автомеханик – это не кто иной, как специалист по ремонту и техническому обслуживанию машин. Домкрат – это не что иное, как инструмент для поднятия машин.

Задание 4.
Прочитайте и перепишите текст. Определите части речи всех слов.
Нежданно-негаданно для многих на небосклоне мировой автомобилизации взошла новая «звезда». Малоизвестный француз Луи Рено покорил дистанцию, показав лучшее время на заданном расстоянии со средней скоростью, в три раза превышающей прошлогодний рекорд «Гран-при».
Автомобиль Рено оказался настолько легок и маневрен, что водителю удалось без особого труда управлять машиной в узких местах городских улиц и на горных дорогах.
Силовая передача не цепной, а карданной конструкции, со сменным набором шестерен приводного вала. «Бархатная», бесшумная работа мотора. Правда, двигатель иной раз немного коптил из-за новой, еще не испытанной конструкции глушителя – самоварной трубы, наполненной глиняными черепками. Немало и других замысловатых новинок имел мотор Рено, резко отличавшийся от своих собратьев.
Основатели фирмы Рено не только проектировали новые машины типа «лимузин», но и стали законодателями специальной одежды для шоферов и пассажиров.
(А. Хуторов)

Тема 7.7 Практическая работа № 10 «Служебные части речи».
Учебная цель: научиться отличать омонимичные союзы от частиц, отработка навыков морфологического разбора служебных частей речи.
Знать:
определение служебных частей речи, правила правописания служебных частей речи.
Уметь:
уметь выполнять морфологический разбор служебных частей речи, отличать омонимичные союзы и частицы.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Отработайте теоретический материал одним из предложенных в методических рекомендациях способов.
Союзы – это служебные слова, которые употребляются для связи однородных членов предложения и для связи в предложении: День стоял пасмурный и холодный. Когда я проснулся, на дворе было уже темно.
По значению и синтаксическим функциям союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, либо, также, тоже, зато и др.) соединяют однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложносочиненного.
Подчинительные союзы служат для соединения частей сложноподчиненного предложения.
Задание 2.

Раскройте скобки. Укажите союзы.
1) Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр. 2) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 3) Гек крепко закрывал глаза, что (бы) они не плакали. 4) Все те (же) берега, все то (же) небо, та (же) тишина. 5) Он то (же) приходил вчера.6) Спрячься за (то) дерево. 7) Так (же), как и вчера, все шумели и суетились. 8) Он не требовал долгов, за (то) не отдавал их сам.
Задание 3.
Укажите, в каких предложениях слово и является союзом, а в каких – частицей.
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. Метель становилась сильнее и сильнее. Мы простились еще раз, и лошади поскакали. Будет и на нашей улице праздник. Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо. Левин повернулся и окликнул его. Дубов и не подозревал о сложных морозкиных переживаниях.
Задание 4.
Выполните морфологический разбор союзов: а, хотя, либо-либо, если.
Задание 5.
Найдите союзы и охарактеризуйте их.
Под капотом
Нелишне озаботиться и сменой масла, особенно если вы живете в регионе с суровым климатом. Зимой рекомендуется использовать «синтетику»: она себя прекрасно чувствует даже при самом сильном морозе.
Можно сменить масло и самому, но лучше это сделать в автосервисе. Скажем, в том же «Автоделе» это обойдется в 200 рублей, если покупать масло у них, и 300 если со своим. А можно просто договориться с соседом по гаражу за пол-литра жидкой валюты. Благо работа несложная и не требует особой квалификации, так что можно смело доверить дело и неспециалисту. Только в случае с соседом проследите, чтобы масляный фильтр был крепко закручен иначе ваш двигатель будет безбожно «гнать» масло.
И еще: не повредит поменять аккумулятор (особенно если вы не меняли его уже года два). Это программа-минимум. Не составит труда и закинуть в багажник небольшую лопату (чтобы откапываться в сугробах) и старый ватник. Вы ему очень обрадуетесь, когда придется менять колесо на двадцатиградусном морозе.
Михаил Яковлев.
«Собеседник» 2010г., № 15
Задание 6.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
Он так рассказывал, что все хохотали. Я сегодня ходил так много, что ноги гудят. Так это действительно он. Дней так пять-шесть назад почту отправили. Где вы сейчас живете? Угадай, где я был и кого видел. Где уж мне в этом разобраться! Пройдете прямо, через квартал повернете налево. Прямо невезение сплошное, ничего не получается.
Задание 7.
Слитно или раздельно? Перепишите правильно.
Не(то), не(смотря) на трудности, задача вовсе (не)трудная, ( не)заметная на первый взгляд ошибка, (не)надо, комната (не)большая, но уютная, (не) совсем, (не)дорогой, а дешевый костюм, (не)дорогой, но хороший костюм, прочитать стихотворение (не) громко, но впечатляюще, (не)десять, (не) под силу, (не)сегодня, (не) замечал ошибок, (не)за что благодарить, (не)способен к точным наукам, (не)закончен, (не)законченное высшее образование, далеко (не) легкое дело, (не)чему удивляться, (не) к чему стремиться, (не) предвиденные обстоятельства, (не)кошеный луг, (не) кошенный братом луг, едва ли (не) успел, чуть ли (не) преступление, какое (не)везение, (не)справедливое решение, (не)правленая рукопись, (не)правленная автором рукопись, еще (не)правленная рукопись, еще (не)правленная автором рукопись.
Задание 8.
Раскройте скобки. Перепишите.
Вряд(ли), едва(ли), все(таки), все(ж)(таки), надо(бы), нужно(ли), однако(же), позвонил(таки), опять(таки), решился(таки), если(бы), слушаю(с), все(же), подойди(ка), она (таки) согласилась.
Задание 9.
Расскажите о своей мечте, используя глаголы в условном наклонении (образуйте их с помощью частицы бы/б). Например, «Автомобиль моей мечты».
Раздел 8 Синтаксис и пунктуация
Тема 8.7 Практическая работа № 11 « Синтаксис простого предложения».
Учебная цель: отработать навыки выделения грамматической основы предложения, выполнить комплексные задания к тексту.
Знать:
определение простого предложения и способы его осложнения.
Уметь:
уметь выделять грамматическую основу предложения, составлять схемы предложений.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.
Подготовьте сообщение на лингвистическую тему «Простое осложненное предложение».
Вопросы для самопроверки и проверки:
1. Чем простое осложненное предложение отличается от сложного?
2. Назовите случаи обособления второстепенных членов предложения.
3. Какова роль вводных слов и обращений в языке? Почему нельзя говорить, что они выполняют синтаксическую роль в предложении?
4. Какие бывают односоставные предложеня?
Задание 2.
Перепишите предложения и выделите грамматические основы.
Шумит вековая тайга. Я приехал вчера. Кто-то звонит в дверь. Каждый это понимает. Никто не сказал ни слова. Пятнадцать делится на три без остатка. Петь – это единственное, что он любит делать. Взрослые сидели молча. Большинство делегатов проголосовало против этого решения. Семеро выпускников остались на кафедре. Что-то непонятное происходит с нами. Жили-были старик со старухой. Красная смородина богата витаминами. Уже не поют птицы. Сегодня я буду читать всю ночь. Он скажет так скажет. Мы якобы промолчали. Наконец весна вступила в права. Гроза начала усиливаться. Я могу ему помочь. Он горел желанием выступить. Мы рады будем встретить вас у себя. Разговор интересный. Он кажется нелюдимым. Моторин слывет чудаком. Как молоды мы были!
Задание 3.
Верны ли следующие утверждения? Ответьте «да» или «нет».
Каждое предложение имеет и подлежащее, и сказуемое.
Односоставные предложения содержат один главный член и не требуют наличия другого.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Задание 4.
Прочитайте текст. Как называется это произведение? Вспомните его автора. Перепишите текст.
В ту же секунду «Карл» рванулся вперед. Засвистел компрессор, и сразу же исчезла только что махавшая нам рука. Послушный посылу, «Карл» набавлял скорость, и удержать его уже не могло ничто, он наверстывал все сполна. И перепачканный «Карл», распластав свои потрескавшиеся крылья, на полном газу ушел далеко вперед – непобедимый замарашка!
Вот ради таких гонок мы и не меняли кузов «Карла». Стоило ему появиться где-нибудь на шоссе, как тут же находился охотник обставить его. На иные машины он действовал, как ворона с подбитым крылом на свору изголодавшихся кошек. Он приводил в состояние сильнейшего возбуждения водителей самых мирных семейных автоэкипажей. Всем хотелось его обогнать. Даже самые солидные бородачи, отцы семейств, и те попадали под власть неодолимого честолюбия, когда перед ними, подпрыгивая и спотыкаясь на ухабах, двигалось это нечто на колесах. Никто из них не мог додуматься, что внутри этого смехотворного сооружения бьется великое сердце – отличный гоночный двигатель!
Ленц утверждал, что «Карл» играет чисто воспитательную роль. Он учит людей чтить творческое начало, которое всегда заключено в неприметной оболочке. Так рассуждал Ленц, который сам себя называл последним романтиком.
Задание 5.
Выполните следующие задания по тексту:
1) Во всех предложениях выделите грамматические основы.

2) Составьте схемы сложных предложений.

3) Найдите и укажите обособленные члены предложения.

4) Выпишите слова, относящиеся к тематической группе «Автомобили».
5) Из первых двух предложений выпишите словосочетания со связью примыкание.

Тема 8. 13 Практическая работа № 12. «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».
Учебная цель: повторить правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Знать:
правила постановки знаков препинания в сложном предложении.
Уметь:
уметь составлять схемы предложений, определять типы связи между частями предложения (однородное соподчинение, параллельное неоднородное подчинение, последовательное подчинение).
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1.
Перепишите, составьте схемы данных предложений. Определите типы связи между частями предложения (однородное соподчинение, параллельное неоднородное подчинение, последовательное подчинение).
1) Он думал, что труд его не пропал даром, что ему удалось передать читателям частицу своей любви к родной стране. 2) Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться. 3) Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки. 4) Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. 5) Самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто щедро раздавал людям. 6) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной стала бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка?
Задание 2.
Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания.
Смагин чувствовал что на него упала мягкая тяжесть приплюснув к земле так что подогнулись колени. Когда эскадроны прибыли к месту куда их посылал приказ там было темно и тихо. Был одиннадцатый час когда Готовцев вернулся к себе. Даша заметила что когда в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала голову к нему а минуточку медлила.
Задание 3.
Перепишите следующие предложения. Подчеркните их грамматические основы и составьте схемы.
1) Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии; он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах.
2) Пусто никогда не бывает в лесу, и если тебе кажется пусто, то сам виноват.
3) Прав был Тургенев, когда писал, что Россия может обойтись без каждого из нас, но никто из нас не может обойтись без нее.
4) И грустно было в ту ночь, и он желал, чтоб ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито.
5) Нигилист – это человек, который ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Задание 4.
Перепишите, расставьте знаки препинания в данных сложных синтаксических конструкциях.
1. Я понимал что мне трудно будет сосредоточиться на этих далеких воспоминаниях под грохот настоящего в котором слышатся раскаты надвигающейся грозы но я не представлял себе до какой степени это будет трудно.
2. Карась говорил что можно на свете одною правдою прожить а ёрш утверждал что нельзя без того чтоб не слукавить.
3. Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы вышли и куда вам нужно идти.
4. Пока чистили оружие сбрую и коней звезды померкли стало совсем светло и потянул предрассветный ветерок.
5. Там было море и там была степь которых Петя еще никогда не видал наяву.
6. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.


















Литература
Учебно-методическая литература:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. Учрежд. – М., 2008.
2. Гольцова Н.Г. Шамшин И.В. Русский язык. 10-11кл. – М., 2008.
Справочная литература:
1. Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., "Просвещение" 2004
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для учащихся среднее профессиональное заведений – М, 2007.
3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник -4-е изд., испр. – М., 2007.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык 10-11кл. – М, 2007.
Интернет-ресурс:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПРИЛОЖЕНИЕ
Зачетная ведомость
по дисциплине_Русский язык_
Группа ______________ ФИО _________________________
Семестр _______ 20__ г.
Преподаватель __Салахова Л. Р.______

Упражнения
Максим.
Набрано
Дисциплинар-
ные баллы
Оценка

№1 «Стили речи»





№2 «Лексика и фразеология»





№3 «Орфоэпические нормы»





№4 «Фонетика. Графика. Орфография»





№5 «Правописание суффиксов и приставок»





№6 «Морфемика и словообразование»





№7 «Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов»





№8 «Причастия и деепричастия как особая форма глагола».





№9 «Самостоятельные части речи»





№10 «Служебные части речи»





№11 «Синтаксис простого предложения»





№ 12 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»





Результат текущего рейтинг контроля







Подпись студента _________________________

Подпись преподавателя ____________________









13PAGE 15














Заголовок 1 Заголовок 415