Доклада на заседании мк по теме Профессиональная направленность преподавания физики в сфере СПО

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский машиностроительный техникум»




Профессиональная направленность преподавания физики   в сфере СПО
доклад на заседании м/к преподавателя Ключниковой Н.В.








Белгород, 2016

 
СОДЕРЖАНИЕ:

1.Роль  межпредметных  связей  в  профессиональной                     2
подготовке  будущих  рабочих.
2.Работа  с  перспективно-тематическим  планом                                4
по  установлению  межпредметных  связей.
3.Интегрированные  уроки – один  из  способов                                  4
активизации  мыслительной  деятельности  учащихся
на  уроках  физики.
4.Решение  задач  как  форма  осуществления                                      5
межпредметных  связей.
5.Реализация  межпредметных  связей  во  внеклассной  работе.         6
6.Заключение.                                                                                      6
7.Литература. 7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





 
1.Роль  межпредметных  связей  в  профессиональной
подготовке  будущих  рабочих.

Успех преобразований в России во многом связан с построением общества, в котором подрастающее поколение будет разносторонне развито, профессионально подготовлено. Достижение этой цели невозможно без использования современных педагогических технологий, позволяющих делать процесс приобретения знаний интересным, показывающих важность всех отраслей науки в современном мире. Установление межпредметных связей можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, поэтому межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в колледже.

Целью моей педагогической деятельности является формирование профессиональной компетентности студентов на уроках физики.
Под профессиональной компетентностью здесь понимается способность студентов применять полученные знания и умения на уроках физики в своей профессиональной области. Актуальность моего опыта следует из концепции модернизации российского образования, где ясно сказано, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Установление межпредметных связей в курсе физики повышает эффективность политехнической и практической направленности обучения. Например, при изучении газовых законов, учитывается, что учащиеся знают правила округления чисел, помнят действия со степенями, умеют строить графики. Эти знания и умения получены при прохождении курса математики. Вместе с тем некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о магнитном поле Земли, плазме и ее свойствах учитываются в астрономии; знания о видах материи, законах ее движения, законах сохранения – в курсе обществознания и т.д.
Различают два типа связей между предметами: временную (хронологическую) и понятийную (идейную). Первая предполагает согласование во времени прохождения программы различных предметов, вторая - одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических положений.
Таким образом, преподавателю физики приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей:
а) предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала курса физики опираются на ранее полученные знания по другим предметам, например, на знания из курсов географии, математики, химии. Так при изучении основ молекулярно-кинетической теории я использую знания по математике: действия со степенями, правила построения графиков, повторяю определения прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимости, свойства пропорций; по химии: определение молярной и молекулярной массы вещества, физический смысл постоянной Авогадро;                                                                  
б) сопутствующие межпредметные связи - это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается как в физике, так и по другим предметам, например, понятие о векторе даётся почти одновременно в курсе математики и физики;
в) перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах, например, понятие о материи (поле) изучается на I курсе, а учитывается при изучении спецпредметов наII и III курсах. В этом случае приходится нацеливать студентов на глубокое усвоение рассматриваемого вопроса, знание которого пригодится в будущем при изучении других предметов. Межпредметные связи в курсе физики в большинстве случаев предшествующие. Разновидностью межпредметных связей как в СПО является профнаправленность предмета, когда знания,  полученные на уроках физики, используются при изучении спецдисциплин, при проведении практических работ. И если я приведу весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста, то получу самое главное – мотив обучения своему предмету. С этой точки зрения вижу необходимость своего опыта.
Ведущая педагогическая  идея заключается не только в формировании знаний учащихся по физике с учетом их профессиональной направленности, но и развитие тех качеств личности, которые помогут молодому  специалисту в его карьерном росте (устроиться на работу).
В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения и активного установления межпредметных связей. Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно – ориентированного и индивидуально – рефлексивного обучения и воспитания.


2.Работа  с  перспективно-тематическим  планом
по  установлению  межпредметных  связей.

Необходимым условием реализации межпредметных связей является работа с учебно – планирующей документацией, с перспективно –тематическим планом, сначала своим (начинать надо с себя), затем своих коллег, ведущих предметы профессионального цикла. Однако этого бывает недостаточно. Приходится брать учебные пособия по другим предметам и изучать их, чтобы установить общие понятия для двух предметов. Трактовка понятий, как правило, совпадает, не совпадают обозначения, единицы измерения. Обычно преподаватели договариваются между собой овыполнении единой системы требований в соответствии со стандартом образования РФ.
Реализовать хронологическую связь между предметами не всегда представляется  возможным, например, тема « Основы молекулярно – кинетической теории » изучается в середине I курса, а тема « Приемы тепловой обработки при приготовлении пищи » МДК 03.01 « Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции » гораздо позже на III курсе. Поэтому о видах посола и копчения мяса и других изделий я говорю сначала на уроке физики, создавая тем  самым интерес к изучению обоих предметов. Результат работы по изучению межпредметных связей отражается в перспективно – тематическом плане.

3. Интегрированные  уроки – один  из  способов
активизации  мыслительной  деятельности  учащихся
на  уроках  физики.

Следующий вопрос, который задает себе любой преподаватель в своей деятельности «Как реализовать эти связи? Какие выбрать формы и методы для их осуществления?» Работа по поиску и внедрению активных методов обучения, способов реализации межпредметных связей привела к особой форме проведения уроков –интегрированным урокам. Между предметами естественно – математического и профессионально – технического циклов особенно эффективна интеграция на уровне синтеза, обеспечивающая значительное повышение мотивации к изучению первого цикла дисциплин. К этой мысли я пришелпрактическимпутем, более того, даже интеграция между двумя предметами отдельных тем естественно – математического цикла также обеспечивает значительную активизацию мыслительной деятельности ребят. За последние два года я провел три открытых урока: а) «Деформация, ее учет и использование» - для сварщиков; б) «Деформация, ее учет и использование»  - для компьютерщиков;
в) «Законы постоянного тока» - для электриков.           
Выпускной экзамен по физике подтвердил результат: знания ребят по темам, которые рассматривались на интегрированных уроках, оказались на 5-7% лучше знаний, полученных на уроках, проведенных по традиционной методике. Таким образом, я практическим путем пришел к определению интеграции естественно – математических и профессионально – технических дисциплин на уровне синтеза, что это есть целесообразный процесс проникновения различных структурных элементов естественно – научных знаний в содержание профессионально – технического образования.

4.Решение  задач  как  форма  осуществления
межпредметных  связей.

  Другой из наиболее распространенных форм осуществления межпредметных связей является решение задач. Умело подобранные и составленные задачи с производственным содержанием играют большую роль в получении студентами прочных знаний по предмету, поскольку ребята при этом глубже осознают практическую ценность физики в освоении избранной профессии, ибо формирование физических понятий у них происходит на основе конкретных примеров, взятых из жизни или производства. Задачи по физике с производственным содержанием я использую на всех этапах урока: при объяснении новой темы, при закреплении изучаемого материала, проверке и учёте знаний. Решение задач является одним из тех видов активнойдеятельности ребят, которая позволяет им осмыслить свои теоретические знания. Задачи с межпредметным содержанием можно разделить на три группы:
а)       временная классификация задач, в основу которой положена зависимость изучения соответствующих разделов по предметам всех циклов обучения (соответствует хронологическому типу межпредметныхсвязей);
б)       классификация по содержанию предусматривает выход на группу учащихся с учётом их специальности (соответствует понятийному типу связи между предметами);
в)       классификация по способу решения (арифметический, аналитический, графический и теоретический).
Арифметический способ предусматривает решение задач без преобразования формул (задачи 1 уровня).
Например, для группы по специальности «Технология продукции общественного питания» по теме "Количество теплоты" может быть предложена задача: В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг*К?   
Для групп по специальности «Сварочное производство, изучающих материаловедение, задача будет иметь другой вид:Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка – нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?       
Аналитический способ заключается в выводе определенных аналитических зависимостей (если из исходной формулы надо вывести рабочую формулу – задача 2го уровня, если надо вывести  рабочую формулу с использованием 2-3 исходных – задача 3го уровня). Задачи данного типа предлагаю использовать для студентов, плохо оперирующих аналитическими понятиями алгебры и геометрии. Поэтому тип задач, предусматривающий такой способ решения, является основным в моей деятельности по подбору и составлению задач.   
Например, задача 2гоуровня для сварщиков: На зажимах дуги сварочной машины поддерживается напряжение 20В. Сила тока, питающего дугу 200А, время работы 7 часов. Какова стоимость расхода электроэнергии сварочным аппаратом, если з,6*106Дж энергии стоит 2,28руб. Задача 3гоуровня для сварщиков: Сварочный аппарат потребляет ток 600А при напряжении 60В от сварочного генератора с внутренним сопротивлением 0,02Ом, сопротивление подводящих проводов 0,01Ом. Каковы ЭДС и напряжение на зажимах генератора?
Графический способ, предусматривающий составление графиков, схем и теоретический способ, применяемый при решении качественных задач, я использую реже, т.к. таких задач с профессиональной направленностью встречается меньше в методической литературе, их сложнее придумать.
Таким образом,  опыт работы позволяет сделать вывод, что решение задач,межпредметного характера, особенно на этапе актуализации прежних знаний, способствует активному вовлечению ребят в учебный процесс, осознанию цели занятия, осмысленному применению ранее усвоенных знаний; на этапе формирования новых понятий способствует мотивации познавательно – мыслительной деятельности студентов, возникновению внутренней потребности в новых знаниях для разрешения возникающей проблемной ситуации;на этапе формирования умений и навыков развивает умение самостоятельно использовать полученные знания, разрешать простейшие проблемные ситуации; на любом этапе урока позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся.        
                                                                          
5.Реализация  межпредметных  связей  во  внеклассной  работе.

  Следующим эффективным путем реализации межпредметных связей, приводящим к развитию у ребят интереса к предмету, являются игры, которые все чаще и чаще используются на уроках физики и во внеклассной работе. Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить три типа игр: творческие игры, игры – соревнования и игры с раздаточным материалом. На уроке, в основном, использую игры – соревнования: кубик электрических цепей, эстафеты, шаги, кроссворды наоборот и т.д, их описание взято из методической литературы [4,5,6]. Творческие игры в сочетании с играми – соревнованиями использую во внеклассной работе, это КВНы, конкурсы художников, историков, эрудитов, конкурсы «Спешите видеть» (по выполнению опытов), путешествия по местам практики и т.д. К организации игр с физическим содержанием предъявляется ряд требований, которые я строго соблюдаю [4]:                                           
       а) игра должна носить эмоциональный характер, вызывать удовольствие играющих, повышать их настроение;                                
       б) содержание предлагаемых вопросов должно быть доступным для понимания учащихся;                                              
    в) игра должна в максимальной степени быть основана на свободном творчестве и самостоятельности учащихся;                           
      г) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.                                   
В своей работе на неделе физики и математики я провожу много внеклассных мароприятий с профессиональной направленностью «Мы мыслители», «Умники и умницы», «Проценты и курение», «Путешествие по стране физики», «В мире электрических зарядов и полей» и т.д.        


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально – технического цикла способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление межпредметных связей – необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов.
 
 
 
 
 
 
 




Литература

   1.Рыбаков «Дуговая и газовая сварка» М, «Высшая школа», 2006 г.                 
   2.Гольдин «Слесарно – вентиляционные работы» Минск, 2007г.                   
   3.Диканева «Воспитай творца» М, «Просвещение», 2007г.                              
   4.Ланина «100 игр по физике» М, «Просвещение», 2006г.                              
   5.Ланина «Не уроком единым» М,  «Просвещение», 2008г.                           
   6.Кабардин.Браверман «Внеурочная работа по физике» М, «Просвещение», 2008г.                                                                           










13PAGE 15


13PAGE 14215




15