Реализация проектной технологии при изучении английского языка в колледже


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ
Кутикова Наталья Андреевна,
преподаватель,
КГБ ПОУ «НГГПК»,
г. Находка
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФГОС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельности, подчеркивая особую роль проектной работы.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
При изучении иностранного языка мы обучаем способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
для формирования лингвистической компетенции, необходима активная устная практика для каждого студента группы;
для формирования у студентов коммуникативной компетенции вне языкового окружения, недостаточно насытить занятия условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. В центре внимания должна быть мысль, а язык выступает в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
  Чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой); выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; наглядное представление результата.
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.  На уроках  при работе над проектами чаще всего используют работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни.  Метод проектов позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.
Каждый проект - это результат большой и трудной работы студентов. В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты и др. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат студентов пользоваться различными новыми технологиями. В любом случае результатом выполненных проектов должны быть оформленные материалы: видеофильмы, презентации, альбомы, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.
Главной трудностью такого вида работы является противоречие между жизненным опытом студента и его ограниченными возможностями при описании событий и изложении фактов на иностранном языке, с другой. Выход из положения состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности. Студенты ведут записи лексического и грамматического материала, необходимого для презентации проекта, в своеобразном дневнике. Форма заполнения дневника должна быть достаточно стабильной и единообразной. Это придает действиям повторяющийся характер, а самому студенту - уверенность при ведении дневниковых записей. В распоряжении студента должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно было бы привлечь для заполнения дневника, для адекватного описания своей деятельности .
Для того, чтобы обеспечить студента языковым материалом для справок, далее предлагаем нужный ему лексический материал. Однако его недостаточно для тех ситуаций, которые студентам захочется отразить в своих записях. Поэтому работа с дневником должна стимулировать умение и потребность работать со словарями, прежде всего с русско-английским. Также в процессе изучения английского языка используются связи с другими учебными предметами, изучаемыми студентами в колледже: русским языком и литературой, историей, экономикой, экологией и др.
Наблюдая за студентами, можно отметить, что проектная работа способствует укреплению языковой и речевой базы, развитию коммуникативных умении и межкультурной компетенции. Студенты в ходе совместной деятельности учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения различных познавательных задач, развивают творческие умения и нестандартное мышление. В качестве примера можно привести Открытый урок по теме "Российская Федерация" в группе 121 в 2013-2014 учебном году ,во время которого студенты защитили свои проекты на английском языке по темам "Общие сведения о Российской Федерации", "Москва", "Города Приморского края" и др. С этим проектом я принимала участие в V Международном конкурсе учителей "Я иду на урок", организованном Центром научной мысли, 28.02.15, Россия, Таганрог, заняла 1 место и получила диплом за разработку открытого урока "Российская Федерация". Эта методическая разработка была опубликована на образовательном интернет-ресурсе "Учительский сайт", свидетельство № 045189 от 07.03. 2015.
Метод проектов активно используется и при организации внеклассных мероприятий. Так, в апреле 2014 было подготовлено открытое внеклассное мероприятие"450-летний юбилей В.Шекспира". С этой методической разработкой я участвовала в I Международном конкурсе учителей "Педагогический поиск", организованном « Центром научной мысли» г.Таганрог, Россия. 30.06.14г. и заняла II-место в номинации «Внеклассное мероприятие», получила медаль и соответствующий диплом. Кроме того, авторский материал "Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку, посвященному 450-летию со дня рождения В.Шекспира" был опубликован на странице интернет-проекта "Копилка уроков - сайт для учителей", свидетельство №108543 от 26.06.2014 года.
Основываясь на своем опыте, могу с уверенностью сказать, что тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания отдельных студентов по этому вопросу и дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний студентов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественно интеграция знаний. В качестве примера можно привести участие студентов группы 1031 "Сварочное производство", где я являюсь куратором, в краевой студенческой научно-практической конференции «Наш дом – Приморье!» 20 октября 2015 года. Они подготовили проекты "Этапы освоения и развития Дальнего Востока и Приморья" и "Из истории переселения украинцев на Дальний восток и Приморье".
Как мы видим, проектная технология может использоваться как в учебной, так и во внеклассной работе, она может выполнять как образовательную, так и воспитательную функцию. Проектная технология повышает мотивацию студентов при изучении английского языка: на протяжении нескольких лет они активно участвуют в различных международных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Только в этом учебном году в таких олимпиадах участвовало 20 человек. Студенты заняли 1 первое место, 1 второе и 3 третьих места, получив 5 дипломов и 15 сертификатов участника.
В заключение хотелось бы сделать вывод, что методика проектной деятельности позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем иностранного языка, но и воспитательные, которые я решаю как куратор группы. Таким образом, в процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Выпускник колледжа, имеющий опыт такой деятельности, способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.
Литература
Бабинская П.К. Пути реализации проблемного подхода в обучении иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. - 2009. - №6.- С. 5-10.
Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 8. - С. 38-42.
http:// www/englishteachers.ru
4. http://www.english.ru5. http://www.learn-english.ru