Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья по устранению ОНР (III уровня речевого развития)


Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья по устранению ОНР (III уровня речевого развития)
Программа подготовлена учителем-логопедом Грязновой Ириной Геннадьевной.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей с речевой патологией. Также, меняется структура дефекта, у детей появляется больше проблем, увеличивается число детей со сложной структурой дефекта.
У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходима коррекционная работа с детьми с ОНР, как в дошкольном, так и школьном возрасте.
Актуальность создания данной программы обусловлена постоянным поиском новых технологий, позволяющих оптимизировать и разнообразить коррекционную логопедическую работу. В данных заданиях работа по развитию речи сочетается с развитием мышления, памяти и внимания.
Цель программы: коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:
Развитие фонематического восприятия.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Обогащение словаря.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики.
Подготовка к обучению грамоте.
Целевая группа: дети с ОНР третьего уровня, имеющие нормальное психофизическое развитие, задержку психического развития, сложную структуру дефекта. Настоящая программа реализуется в процессе индивидуальных и подгрупповых групповых занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
Расширение активного и пассивного словаря.
Практическое использование в речи лексических и грамматических средств языка.
Сформированность навыков связной речи.
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
№ П/П Тема Краткое содержание Примечание
(ТСО, оборудование)
1 Осень 1.Образование относительных прилагательных. Игра «Какой? Какая? Какое?»
2. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
3.Выделение звука «А» из обратных слогов: АЛ, УП, АМ, АХ, ИМ, ОН.
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»: погода, зонт, сентябрь, ненастье и т.д.
5. «Сложить картинку» из 6-8 частей. Оборудование: разрезные картинки
2 Ягоды 1.Согласование числительного и существительного. Игра «Сосчитай до пяти»
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игра «Назови ласково».
3.Сравнение слов по звучанию. Игра «Какое слово отличается от других?» (Варенье, соленье, варенье, варенье)
4. Образование формы множественного числа. Игра «Один и много»
5. Веселая зарядка для пальчиков. Оборудование: карточки с контурным изображением ягод.
3 Фрукты 1.Подбор прилагательных и глаголов к существительным. Игра «Подбери признак». Описание предмета по форме, цвету, вкусу
2. Подбор однородных членов предложения. Игра «Продолжи предложения».
3.Выделение звука «И» из ряда гласных. На звук «И» поднять красный квадратик: ЕИОИУИИЕИИЯ.
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5. Определение предметов наощупь. «Чудесный мешочек» Оборудование: муляжи фруктов, мешочек.
4 Овощи 1. Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот»
2. Подбор однородных членов предложения. Игра «Продолжи предложения».
3. Образование формы множественного числа. Игра «Один и много»
4.Счет количества звуков с закрытыми глазами: АО, ОИО, УО, АУОИ.
5.Пальчиковая гимнастика. Оборудование: муляжи овощей
5 Грибы 1. Согласование числительного и существительного в роде и числе Игра «Один и много» (Одна лисичка - много лисичек, один груздь – много…)
2.Определение наличия или отсутствия звука «У» в словах: гриб, груздь, масленок, опенок, мухомор, моховик.3. Классификация по заданным признакам «Что лишне?»
Белый гриб, волнушка, клюква, опята.
Черника, ежевика, мухомор, малина.
4.Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Графический диктант. Оборудование: иллюстрации грибов, листы в клетку
6 Деревья и кустарники 1. Подбор слова по лексической теме в контексте предложения. «Закончи предложения».
2. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
3. Определение последнего звука в словах: дуб, сосна, береза, клен.
4. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
5. Развитие мелкой моторики. Штриховка. Оборудование: иллюстрации деревьев и кустарников.
7 Птицы 1.Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чьи крылья?» (Крылья у журавля - журавлиные крылья).
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игра «Назови ласково».
3. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
4.Определение количества гласных звуков в словах: утка, сорока и т.д.
5. Пальчиковая гимнастика. Оборудование: иллюстрации птиц.
8 Рыбы 1. Подбор однородных членов предложения. Игра «Продолжи предложения».
2. Преобразование существительных в прилагательные по заданному признаку. Игра «Измени по образцу».
3. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5. Нарисовать по клеточкам. Оборудование: иллюстрации рыб, листы бумаги в клетку
9 Одежда 1. Подбор слова по лексической теме в контексте предложения. «Закончи предложения».
2. Подбор антонимов «Скажи наоборот».
3. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего сделано?»
4. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
5. Обводка по контуру. Оборудование: трафареты
10 Обувь 1.Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего сделано?»
2.Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
3.Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
4. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
5. «Шнуровка» Оборудование: шнуровки.
11 Зима 1. Подбор родственных слов к слову зима. Игра «Подбери семейку слов»
2. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
3. Подбор прилагательных. Игровое упражнение «Подбери признак»
4. Классификация по заданным признакам «Что лишне?»
Шуба, сарафан, пальто, пуховик.
5. Пальчиковая гимнастика. Оборудование: Карточки.
12 Дом. Семья. 1. Подбор слова в контексте предложения, с использованием названия помещений квартиры. «Закончи предложения».
2. Согласование числительного и существительного. Игра «Сосчитай до пяти»
3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игра «Назови ласково».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5.Пальчиковая гимнастика. Оборудование: мяч
13 Зимние забавы. 1. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
2. Нахождение смысловой несовместимости «Чего не бывает?»
3. Подбор родственных слов к словам снег, зима.
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Выкладывание снеговика из геометрических фигур. Оборудование: Набор геометрических фигур.
14 Новогодний праздник. 1. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
2. Образование действительных причастий. Игра «Измени слово» Девочка, которая смеётся-смеющаяся девочка.
3. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
4. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
5. Графический диктант. Оборудование: листы бумаги в клеточку
15 Дикие животные 1. Усвоение категории дательного падежа. Игра «Кому это нужно?»
Кому нужен мед? Мед нужен медведю.
2. Классификация по заданному признаку. Игра «Кто лишний?»
3.Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чей хвост?»
4.Сравнение слов по звучанию. «Какое слово не подходит?» Белка, белый, белочка, бельчонок.
5. Сортировка семечек подсолнуха и тыквы. Оборудование: Семечки подсолнуха и тыквы
16 Домашние животные 1.Образование формы винительного падежа имен существительных. Игра «Кого, чем угостим?»
2. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
3.Составление предложений с предлогом У, с использованием названий детенышей домашних животных.
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Обводка по трафарету. Оборудование: Трафареты, листы бумаги
17 Мебель 1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игра «Назови ласково».
2. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего сделано? ».
3.Употребление простых предлогов из и под и сложного предлога из-под
4. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
5. Дорисовать узор. Оборудование: Образцы узоров
18 Посуда 1. Изменение существительных с использованием суффиксов: -онк, -ниц, -ник. Игра « Где «живут» продукты?»
2.Составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы. Игра «Что для чего?»
3.Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Обводка по контуру. Оборудование: Иллюстрации, трафареты.
19 Праздник 23 февраля 1. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?».
2. Образование прилагательных от существительных. Игра «Измени по образцу». Солдат – солдатский, воин-воинский.
3. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
4.Подбор логической пары - «Добавь парное слово». Летчик- самолет, моряк- корабль.
5. Выкладывание из палочек. Оборудование: Счетные палочки.
20 Бытовая техника. 1. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
2.Согласование числительных с прилагательными. Игра «Посчитай»
3.Выделение первого и последнего звуков в заданных словах.
4. Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении. Игра «Исправь ошибку»
5.Самомассаж пальцев. 21 8 марта 1. Подбор слова и согласование его со всеми членами предложения. «Вставь в предложение пропущенное слово».
2. Определение профессии по действию. Игра «Кем работает мама?»
3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. «Назови ласково».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5. Пальчиковая гимнастика 22 Весна 1. Подбор родственных слов к слову весна. Игра «Подбери семейку слов»
2. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
3. Подбор прилагательных. Игровое упражнение «Подбери признак»
4. Развитие восприятия. « Какое слово не подходит?» Капель, капелька, копать.
5. Рисование пальцами ручейков на песке. «Потекли ручейки» Оборудование: Песок
23 Профессии 1. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
2.Образование существительных женского рода. Мужчина - писатель, а женщина – писательница.
3. Подбор слова и согласование его со всеми членами предложения. «Вставь в предложение пропущенное слово».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Пальчиковая гимнастика. Карточки
24 Инструменты 1.Образование существительных в форме творительного падежа. «Игра «Кто, чем пользуется?»
2. Подбор глаголов к существительным. Игра «Подбери действие».
3. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
4.Выделение согласных звуков в начале слов: лопата, молоток, клещи.
5.Штриховка Оборудование: Контурные рисунки.
25 Транспорт 1. Употребление существительных в форме творительного падежа. Игра «Кто, чем управляет»
2. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
3. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
4. Сравнение слов по звучанию. «Какое слово отличается от других?»
5.Раскрашивание картинки. Оборудование: Иллюстрации, картинки.
26 Космос 1. Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении. «Исправь ошибку»
2. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
3. Образование прилагательных из существительных. « Измени по образцу"
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5. Выкладывание из палочек. Оборудование: Счетные палочки.
27 Животные жарких стран 1. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
2. Классификация по заданному признаку. Игра «Кто лишний?»
3. Подбор однородных членов предложения. «Продолжи предложение»
4.Сравнение слов по звучанию. «Какое слово отличается от других?»
5. Сухой бассейн. Оборудование: Сухой бассейн
28 Животные севера. 1.Подбор прилагательных к существительным. Игра «Расскажи, какое животное?»
2. Нахождение смысловой ошибки в предложениях. Игра «Что не так?»
3.Составление предложений с предлогом У, с использованием названий детенышей животных.
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?»
5. Пальчиковая гимнастика. Оборудование: картины, иллюстрации животных
29 Город 1. Добавление подходящего по звучанию и смыслу слову. «Доскажи словечко».
2. Образование прилагательных от существительных. Игра «Придумай название улице» На улице много цветов – назовем ее цветочная.
3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Игра «Назови ласково».
4. Развитие слухового восприятия. « Какое слово не подходит?» Дом, гном, дом, дом.
5. Повторить рисунок по точкам. Оборудование: иллюстрации.
30 Цветы 1. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
2. Образование прилагательных от существительных. Игра «Измени по образцу».
3. Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое короткое?
5. Выкладывание из мозаики.
Оборудование: иллюстрации, мозаика.
31 Насекомые 1. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме. «Отгадай загадки».
2. Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
3. Согласование числительного и существительного. Игра « Сосчитай до пяти».
4. Сравнение слоговой структуры слов. Игра «Какое слово самое длинное?»
5. Выкладывание из палочек. Оборудование: иллюстрации, палочки.
32 Лето 1. Подбор родственных слов к слову лето. Игра «Подбери семейку слов»
2. Согласование частей речи и упорядочивание последовательности слов в предложении. «Собери предложение».
3. Подбор антонимов. Игра «Скажи наоборот».
4. Сравнение слов по звучанию. «Какое слово отличается от других?»
5. Рисование пальцами на песке. Оборудование: песок
Список используемой литературы.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – 128 с.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей – М.: Издательство «Гноми Д», 2011 – 40с.
Жукова Н.С, Мастюкова Е. -М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. 33 лексические темы.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011. – 80с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011. – 80с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва «Просвещение», 2010.- 272с.