Проект урока математики на тему Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное. 4 класс. УМК Гармония

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №1»

Проект урока математики в 4 классе по теме
«Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления.
Алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное»


Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1»
Смирнова Ольга Викторовна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 23 года


Урень
2015


Проект урока
Учебный предмет математика.

УМК «Гармония».

Тема урока Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Алгоритм письменного
деления многозначных чисел на однозначное. Третий урок в теме «Деление многозначных чисел».
Тип урока Объяснение нового материала.
Задачи урока
Воспроизводить правило деления суммы на число и деления с остатком, применять эти знания для деления многозначных чисел.
Выяснить практическим способом распространение основного правила деления с остатком на многозначные числа.
Разъяснить алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное, воспроизводить последовательность действий алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
Ожидаемые результаты
Развитие познавательных логических УУД анализа, сравнения, обобщения, постановки и решения проблемы на основе открытия нового способа действий при делении многозначного числа на однозначное; использование знаково-символических средств для решения учебных задач.
Развитие личностных УУД учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи, соотношения результата действия с поставленной целью.
Развитие регулятивных УУД принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий для решения задачи через активное включение в деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение различать
способ и результат действия; осуществлять контроль за процессом и результатами деятельности.
Развитие коммуникативных УУД выражения в речи своих мыслей и действий, аргументированных ответов на вопросы на основе учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Оборудование
Для учащихся: Для учителя:
- учебник, тетрадь;
- веер со знаками; - учебник Математика: 4 класс. В двух частях. Часть1/Н.Б.Истомина;
- ТПО №1 - ТПО №1 рабочая тетрадь к учебнику 4 кл. В 2ч. Ч.1/Н.Б.Истомина.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
- Владеют навыками устных вычислений;
- Ориентируются в названиях компонентов и результатов действии и связи между ними;
- На основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий умеют выполнять деление «уголком»;
- Владеют способом действий при делении суммы на число.
Этапы урока и хронометраж
План урока
Этап актуализации - 8 мин.


а) Установление истинности и ложности высказываний.
б) Закрепление способа деления суммы на число. Работа в парах.
в) Самостоятельная работа на деление с остатком, используя запись «уголком».
2. Этап концептуализации – 10 мин.
а) Открытие способа деления трехзначного числа на однозначное, используя деление «уголком».
б) Фронтальная работа с №221, 222 учебника по подготовке к знакомству с алгоритмом письменного деления.
в) Закрепление способа устного деления многозначного числа на однозначное, основанного на свойстве деления суммы на число.
г) Самостоятельная работа на проверку навыка деления многозначного числа на однозначное, основанного на свойстве деления суммы на число.
3. Этап проблематизации – 1 мин.
4. Этап целеполагания и планирования – 1 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
5. Этап моделирования – 10 мин.
а) Открытие нового способа деления на однозначное число – алгоритма письменного деления.
б) Использование знаково-символических средств. Работа с алгоритмом и моделью.
Этап конструирования – 9 мин.
а) Организации работы в парах по применению новых знаний.
б) Обсуждение и комментирование домашнего задания.
Этап рефлексии – 4 мин.



Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование

1.Этап актуализации.
Цель: выявить уровень знаний, актуализировать мыслительные операции.














































2. Этап концептуализации
Цель: выделять сущностные
особенности изучаемого объекта.






















































3. Этап проблематизации.
Цель: сформулировать собственное «незнание» относительно объекта учебной работы.
4.Этап целеполагания и планирования
Цель: сформулировать цель предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания», спланировать учебные действия.
Физкультминутка
Цель: снять усталость и напряжение.



5. Этап моделирования
Цель:
обосновывать выбор модели для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока.























































6. Этап конструирования
Цель: перейти от системы теоретического мышления к системе практического мышления.































7. Этап рефлексии
Цель: выявить ценностное отношение к полученному знанию и самому процессу познания.




Организует оценку готовности рабочего места учащихся. Создает атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Включает учащихся в практическую деятельность. Обращается к индивидуальному опыту учащихся, организуя фронтальную работу.
«Мозговой штурм»
а) Установление истинности и ложности высказываний.
Предлагает указать истинность или ложность высказываний с помощью обратной связи:
- Число, которое делят, называется делителем;
- Число, на которое делят, называется делителем;
- Чтобы найти делимое нужно частное разделить на делитель;
- Число, которое получается в результате деления, называется частным чисел.
- Остаток при делении может быть меньше делителя.
- Чтобы разделить сумму на число, нужно каждое слагаемое разделить на число, и полученные результаты сложить.
Предлагает заменить последнее высказывание буквенной моделью. Просит уточнить и дать математическое название полученной записи.



б) Закрепление способа деления суммы на число. Работа в парах.
Обращается к индивидуальному опыту учащихся, организуя работу в парах.
Предлагает выполнить задание:
Представь делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4, и найди значения частных:
а) 8044:4=(8000+ ):4=
б) 3216:4= ( +16):4=
в) 1640:4=( + ):4=
Предлагает уточнить, какое свойство применяли для нахождения значения выражения.
в) Самостоятельная работа на деление с остатком, используя запись «уголком».
Предлагает самостоятельно выполнить деление с остатком, используя запись «уголком».
74: 8 65:9 50:7
а) Открытие способа деления трехзначного числа на однозначное, используя деление «уголком».
Создаёт проблемную ситуацию: предлагает сравнить записи деления слева и справа.


Просит объяснить, чем они похожи, чем отличаются?
Организует диалог с учащимися, в ходе, которого просит высказать предположения, как выполнено деление справа.
б) Фронтальная работа с №221, 222 учебника по подготовке к знакомству с алгоритмом письменного деления.
Организует совместную работу с заданием 221 учебника, просит сравнить свои ответы с рассуждением Миши.
Организует фронтальную работу с заданием 222 учебника, действуя по аналогии с предыдущим заданием.
в) Закрепление способа устного деления многозначного числа на однозначное, основанного на свойстве деления суммы на число.
Предлагает учащимся уделить особое внимание соотнесению записи деления «уголком» с приёмом устного деления, в основе которого лежит свойство деления суммы на число. Для этого просит прочитать высказывание Маши в учебнике на с. 79.
г) Самостоятельная работа на проверку навыка деления многозначного числа на однозначное, основанного на свойстве деления суммы на число.
Предлагает фронтально обсудить возможные варианты представления делимого в виде суммы двух или трёх слагаемых и выполнить на доске записи.



Предлагает выполнить соответствующие упражнения с выражениями, приведёнными в этом задании.















Спрашивает, всем ли легко было выполнять деление. Уточняет причину затруднений. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Появляется необходимость познакомить учащихся с новым способом действия (алгоритмом деления многозначного числа на однозначное).

Просит выдвинуть предположение о теме и учебной задаче урока. Формулирует некоторые задачи урока.









Организует физкультминутку для снятия усталости и напряжения учащихся.





а) Открытие нового способа деления на однозначное число – алгоритма письменного деления.
Организует коллективную исследовательскую работу, направляет к формулированию аргументов и выводов.
Спрашивает о наличии учеников, желающих выполнить деление многозначного числа на однозначное на доске.
В том случае, если кто-либо из ребят проявит желание выполнить деление на доске, предлагает найти значение выражения
126 783 : 9 (не из задания 223 в учебнике)
Добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.








Спрашивает: «Какое же первое неполное делимое следует выделить
в числе 126 783?»






Если желающих работать у доски нет, то учитель, молча, выполняет все операции деления, и просит учащихся прокомментировать каждую из них, используя учебник.
б) Использование знаково-символических средств. Работа с алгоритмом и моделью.
Добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого разные способы фиксации информации.
Использует интерактивную доску, на которой высвечивается «Памятка последовательности действий, входящих в алгоритм письменного деления».
1. Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие
разрядные единицы оно обозначает.
2. Определяю количество цифр в значении частного.
3. Подбираю первую цифру в значении частного.
4. Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
5. Вычитаю полученный результат из неполного делимого
и нахожу остаток.
6. Записываю цифру следующего разряда делимого рядом
с остатком. Получаю второе неполное делимое и повторяю
пункты 3, 4, 5, 6.




а) Организации работы в парах по применению новых знаний.
Организует работу в парах по применению новых знаний с последующей проверкой с заданием 224 (1,2), предлагает воспользоваться памяткой при работе в паре.
Уточняет, какие проблемы возникли при работе в паре.
Стремиться оценивать продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает успехи.


Предлагает восстановить алгоритм деления. Организует самопроверку и самооценку по образцу.











б) Обсуждение и комментирование домашнего задания.
Предлагает ознакомиться с домашним заданием:
№114, № 115, 116 (а, б, в) из ТПО №1.

Просит высказать свои предположения, с какой целью предложены эти задания для домашней работы. Предлагает выполнить задания по усмотрению учащихся, оценив значимость каждого задания для лучшего усвоения данной темы.
Проводит рефлексивный анализ учебной деятельности. Предлагает соотнести поставленную задачу и полученный результат.
Обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие.
Предлагает оценить полученные знания по заданным критерия (глубокие и осознанные; предстоит осознать; неосознанные).
Принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию.
- Что было самым важным в уроке?
Предлагает закончить предложение.
Я положительно оцениваю
Мне нужно обратить внимание
Я хочу поблагодарить
Мне было интересно
Мне показалось важным



Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Включаются во фронтальную деятельность по воспроизведению полученных ранее знаний.
Устанавливают истинность и ложность высказываний с помощью обратной связи. На веере показывают «+» - высказывание истинное, «-» - ложное.
Излагают своё мнение и
аргументируют свою точку
зрения.









Работают самостоятельно: (а+b):c=a:c+b:c. Соотносят полученные ранее знания с буквенным выражением и приходят к выводу, что так записывается свойство деления суммы на число.
Выполняют задание в парах.
Учатся договариваться, выслушивать мнение партнера.
Представляют полученные результаты, доказывая свой способ действия.





Обобщают и представляют свои аргументы. Для нахождения значения выражения применяли свойство деления суммы на число.




Принимают, сохраняют и решают учебную задачу.
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают свои предположения, аргументируют свою точку зрения.








Выполняют задание 221, сравнивают свои ответы с рассуждением Миши.
Выполняют задание 222, действуя по аналогии с предыдущим заданием.




Читают высказывание Маши на с.79 учебника. Соотносят запись деления «уголком» с приемом устного деления.






Обсуждают возможные варианты представления делимого в виде суммы слагаемых и выполняют записи на доске:
275 : 5 = (250 + 25) : 5
378 : 6 = (360 + 18) : 6
Выполняют такую же запись для выражений: 2735:5; 6584:8, используя тот же способ действия. Главное, чтобы учащиеся поняли, что делимое нужно представить в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на делитель.
Применяя правило деления суммы на число, дети вычисляют значения выражений самостоятельно, выполняя записи в тетрадях:
2735 : 5 = (2500 + 200 + 35) : 5=500+40+7+ 547 и т. д.
Применяют освоенный способ действий.

Отвечают на вопросы учителя. Называют причины затруднений. Ищут пути решения проблемы.





Выдвигают предположения на проблемный вопрос.
Пытаются сформулировать тему и учебную задачу - познакомиться с новым способом действия: алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное.
Совместно с учителем планируют учебные действия.

Повторяя за учителем, совершают движения под музыку.




Готовятся к восприятию и усвоению алгоритма письменного деления.
Учебную задачу: усвоение нового способа действия ученики решают с помощью учителя, включившись во фронтальную деятельность, опираясь на опыт.
Дети читают описание каждой операции в учебнике №223, а ученик у доски выполняет эти операции.
Например, 1-й пункт: «Начиная с высшего разряда, выдели
в записи делимого такое число, при делении которого на данный делитель ты получишь однозначное число, не равное нулю.
Это число называется первое неполное делимое. Определи, какие разрядные единицы оно обозначает».
После обсуждения делают вывод: число 12, оно обозначает
12 десятков тысяч.
Аналогично выполняются последующие операции.
Пытаются прокомментировать и обсудить каждую из операций деления, используя учебник.



Используют знаково-символические средства (модель, алгоритм).

Выполняют задание 223 с четким проговариванием каждого шага алгоритма деления. Выполняют соответствующие действия при моделировании.



















Сотрудничают при определении общей цели и пути её достижения.
Упражняются в письменных вычислениях, осваивают новый способ действия деления многозначного числа на однозначное.
Учитывают позицию партнёра, организуют и осуществляют сотрудничество со сверстниками. Осуществляют самопроверку и самооценку. Сотрудничают с учителем. Учатся корректировать результат и исправлять ошибки при самопроверке.









Читают задания. При необходимости задают вопросы по выполнению заданий.
Высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что эти задания на усвоение алгоритма письменного деления многозначного числа на однозначное.


Анализируют учебный материал. Соотносят поставленную задачу и результат, степень их соответствия. Анализируют собственную учебную деятельность. Рассуждают о значимости полученных знаний.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, учатся пользоваться критериями в ходе самооценки.






Личностные УУД: осознание учебной задачи.


Познавательные УУД: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли в речи.




Познавательные УУД: логические – операция обобщения через запись в буквенной форме.


Личностные УУД: самоопределение, высказывание своего отношения к мнениям и действиям сверстников.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные УУД: логические – анализ и синтез, обобщение.





Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализациии




Познавательные УУД: логические – анализ и синтез, обобщение.






Познавательные УУД: логические – операция обобщения.






Познавательные УУД: постановка и решение проблемы.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу.




Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, взаимосвязь умножения и деления, подготовка к алгоритму действия деления







Познавательные УУД: постановка и решение проблемы через создание способа решения проблемы.





Регулятивные УУД: целеполагание через постановку учебной задачи, составление плана решения задачи.



Регулятивные УУД: составление плана решения задачи.







Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выявления признаков, применение разных способов фиксации информации.
Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу.






















Регулятивные УУД: планирование через работу с памяткой-алгоритмом.
Познавательные УУД: логические – знаково-символические действия.
Познавательные: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.










Познавательные УУД: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Личностные УУД: способность к самооценке своих действий
Коммуникативные УУД: умение договариваться и распределять работу, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные УУД: планирование через преобразование памятки-алгоритма, контроль и коррекция через сличение с образцом, поиск и исправление ошибок, адекватное восприятие оценки учителя, товарищей.
Личностные УУД: действия смыслообразования через дифференцированное д/з по степени самостоятельности.
Регулятивные УУД: прогнозирование через прогноз своих действий при выборе уровня сложности задания.
Познавательные УУД: общеучебные через рефлексию собственной деятельности
Личностные УУД: смыслообразование при проведении рефлексии, оценка своих действий в ходе учебного сотрудничества.
Регулятивные УУД: развитие у учащихся мотивации на дальнейшую учебную деятельность.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 115