Пояснительная записка по физической культуре для классов с адаптированной образовательной программой (7 класс)

Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для классов с адаптированной образовательной программой
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 7-Е составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в редакции ФЗ от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ (ст. 79).
2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.).
3. Примерная рабочая программа по физической культуре для классов с адаптированной образовательной программой составлена на основе базового компонента общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры, комплексной программы 1-11 классов по физической культуре под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевич, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2010г.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
Специфика деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое проявление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым. Учитель свои требования должен сочетать с уважением личности ребенка, учетом уровня его физического развития и физической подготовки.
Учащиеся должны на уроке проявлять больше самостоятельности при постоянном контроле и помощи учителя. Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей контингента учащихся.
Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение в СКК имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю. Огромную роль играет личность учителя.
При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.)
В зависимости от условий работы учитель может подбирать упражнения, игры, которые помогли бы конкретному ребенку быстрее овладеть основными видами движений.

Цель школьного образования по физической культуре формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс по физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение физической
культуры в 7 классах в объёме 105 годовых часов (3 часа в неделю).

Тематический план курса


основные разделы
количество часов





1
Легкая атлетика
10

2
Метание
3

3
Прыжки
5

4

Длительный бег
10

5
Баскетбол
21

6
Гимнастика
14

7
Волейбол

16

8
Легкая атлетика.
Длительный бег
11

9
Легкая атлетика
Спринтерский бег
8

10
Легкая атлетика
Метание
3

11
Легкая атлетика
Прыжки
4

1 полугодие
48

2 полугодие
57

Итого:
105


Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения физической культуры являются:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Метапредметными результатами изучения физической культуры являются:

владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметными результатами изучения физической культуры являются:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.


Средства адаптации для классов с ЗПР.
Приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля.
Приемы поиска дополнительной информации.
Использование наглядных материалов, средств ТСО.
Изменение темпа изложения материала.
Организация повторения (вводное, текущее, периодическое, заключительное).
Частая смена видов учебной деятельности (слушание, пение, наблюдение).
Обучение порциями.

ученик научится
ученик получит возможность научиться

рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их.

выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.





Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса
Формы контроля

Метапредметные
Исследовательские проекты

Предметные
Тестирование,выполнение упражнений

Личностные
Наблюдение, исследования


Перечень
учебно-методического и программного обеспечения
образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г.).

Учебник, учебное пособие
Гуревич И.А.300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие-2-е изд. стереотип, - Мн.; Выш.шк.,2009
-Подвижные игры для учащихся среднего школьного возраста; учебметод. пособие/сост.Л.В.Аустер; Сургут го-с, ун-т ХМАО-Югры. Сургут: ИЦ СурГУ,2009-60с
-Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. Учеб. пособие М; Издательский центр «Академия»2009.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Тесты, опрос, анкетирование.

Методическое пособие с поурочными разработками
Поурочные планы по физической культуре для учащихся 1-11 классов (С.В.Курылев)

Список используемой литературы
1. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2000.
2. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. – М., 2001.
3. Методика преподавания гимнастики в школе. – М., 2000.
4. Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. – М., 1990.
5. Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. – М., 1999.
6. Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. – М., 1998.
7. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. – М., 2001.
8. Кузнецов. В. С., Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М., 2003.
9. Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. – М., 2004.
10. Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. – М., 2003.
11. Журнал «Физическая культура в школе».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. wikipedia.org/wiki
Сайты:
http: //festival.1september.ru/
http: //nsportal.ru/
http: //planeta.tspu.ru/



Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 Е класса с адаптированной образовательной программой.
Классы сформированы на основании заключения психолого-медицинско-педагогической комиссии.
Уровень познавательной активности у обучающихся в 7 Е классе средний. Интеллектуальное развитие имеет средний уровень. Учебная мотивация – средняя. Эмоциональный фон классов неустойчивый. Обучающиеся не проявляют чувство сплоченности коллектива, но в целом добрые, позитивные.
Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные нетрадиционные формы организации их деятельности, информационные технологии, технология критического мышления.
С учётом этого в содержание уроков включён материал среднего уровня сложности, задания индивидуального характера.














13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 315