Рабочая программа по физической культуре по адаптированной образовательной программе 8 вида домашнее обучение


Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
Смоленского района Алтайского края

Рассмотрено на педагогическом совете
№2 от«27»08.2015г. Утверждаю:
Директор МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
________ Н.А. Лукина
Приказ № 260-р от «28»08.2015г.



Рабочая программа
по физическому воспитанию
по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей
для учащейся 2 класса
Фурсовой Виктории
Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год

Составитель:
Колосовская Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Смоленское
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физическому воспитанию для 2 класса по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых детей составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта НОО, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом № 234А-р от 21.07.2015г.
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом № 256-р от 21.08.2015г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2» , утвержденной приказом № 105-р от 11.03.2015
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2015-2016 уч. год , утвержденного приказом № 256-р от 21.08.2015г
- программы для 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (автор– В.В.Воронкова М.: «Просвещение», 2008.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
   В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило- 8,75 часов в год, 0,25 часа в неделю. (На основании календарного плана школы количество часов увеличено на 0,25 часа)
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
•укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
•формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
•овладение школой движений;
•развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
•формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
•выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
•формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
•приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
•воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: здоровьесберегающяя, индивидуально-дифференцированный, системно-деятельностный подход и т.д.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ:
индивидуальный.
фронтальный,
групповой,
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (репродуктивные и продуктивные и т.д.):
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
- частично-поисковый
- проблемный
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.      Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.      Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:      коррекция и компенсация нарушений физического развития;      развитие двигательных возможностей в процессе обучения;      формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;      развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;      укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.      Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:      индивидуализация и дифференциация процесса обучения;      коррекционная направленность обучения;      оптимистическая перспектива;      комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.      Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.      Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.      В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.      Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.      Уроки лыжной подготовки как обязательные занятия проводятся с 3 класса сдвоенными уроками при температуре не ниже 12°С (для средней климатической зоны). Занятия на коньках (дополнительный материал) проводятся в 3—4 классах. При проведении уроков по лыжной подготовке, занятий на коньках особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников.      Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.      В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.      Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.      Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.      Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.      У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ.
На курс «Физическая культура» во2 классе по адаптированной рограмме отводится 8,75 ч (0,25ч/нед). Годовой календарный график образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2015-2016 уч. год составляет 35 недель. В связи с этим в рабочую программу введен 1 резервный час на легкую атлетику.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Знания о физической культуре(1ч)
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Лёгкая атлетика. (7ч)Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры.(1ч) На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию
Резервный урок (1ч)
.Игры, эстафеты с использованием л/а инвентаря на местности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
•формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
•формирование уважительного отношения к культуре других народов;
•развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;
•развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
•формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
•формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
•овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры ит. д.);
•формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом нельзя забывать и о количественных показателях в различных видах двигательных действий. Как и на предыдущих возрастных этапах, юноши и девушки должны поощряться за систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни, познавательную активность в вопросах физической культуры и укрепления здоровья. Оценивая достижения ученика по физической подготовке, важно не столько учитывать высокий исходный уровень, что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, сколько ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Основанием для проведения промежуточной аттестации являются качественные и количественные критерии оценивания результатов обучения по физической культуре. Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в образовательный стандарт. Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ по физической культуре.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности).
Промежуточная (итоговая) оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. 

Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3 Оценка 2
За ответ, в котором учащиеся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике  За непонимание и незнание материала программы
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.   
Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3 Оценка 2
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.Уч-ся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3 Оценка 2
Учащийся умеет:
самостоятельно организовать место занятий; 
подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги Учащийся:
организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; 
допускает незначительные ошибки в подборе средств;
контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов
4.  Уровень физической подготовленности учащихся    
Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3 Оценка 2
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности
(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)         
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.  
КАЛЕНАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/пДата Тема урока Содержание основных элементов урока Формы обучения Методы обучения Планируемы результаты
План факт Предметные МетапредметныеЛичностные
Легкая атлетика – 4часа
1 Правила безопасности на уроках л/а. Требования к одежде и обуви на занятиях физическими упражнениями и спортом. Высокий старт. Инструктаж по ТБ. Основы
теоретических знаний о физической культуре. Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Подвижные игра: «День и ночь». Бег с ускорением до 20м. Медленный бег до 2 мин Индивидуальный, фронтальный, групповой Объяснительно-иллюстративный, наглядный, игровой. Знать правила безопасности при занятиях легкой атлетикой, историю легкой атлетики, требования к одежде и обуви на уроках, технику высокого старта, прыжков в длину с разбега, метания мяча, правила подвижных игр. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, уметь работать в группе.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности, находить необходимую информацию.
Познавательные: бегать, прыгать, метать мяч, играть в подвижные игры. Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
2 Бег 60м на время. Техника прыжка в длину с разбега способом согнув ноги. Бег 60м на время. Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги. Встречная эстафета. Медленный бег до 3 мин. Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой 3 Техника прыжка в длину с разбега способом согнув ноги. Подвижная игра «К своим флажкам». Прыжки на заданную длину по ориентирам, с разбега способом согнув ноги. Медленный бег до 5 мин. Игра «К своим флажкам». Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой 4 Техника метания малого мяча с места в горизонтальную цель 1х1 м. Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги. Тест – поднимание туловища за 30 сек из положения лежа на спине. Тройной прыжок с места, прыжок с разбега способом согнув ноги. Метание малого мяча с места в горизонтальную цель 1х1м. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Тест – поднимание туловища за 30 сек. из положения лежа на спине. Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой Подвижные игры – 1 час
5 Правила безопасности на уроках подвижных игр. Игры «Птица в клетке», «Салки». Инструктаж по правилам безопасности. ОРУ типа зарядки, беговые. Игры «Птица в клетке», «Салки». Эстафеты с
предметами. Индивидуальный, фронтальный, групповой Объяснительно-иллюстративный, наглядный, игровой Знать требования правил безопасности на уроках подвижных игр, правила подвижных игр. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные: уметь сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату.
Познавательные: играть в подвижные игры; объяснять требования правил безопасности на уроках подвижных игр. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Легкая атлетика – 4 часа
6 Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Техника высокого старта. Инструктаж по правилам безопасности на уроках легкой атлетики. Бег на скорость в заданном коридоре. Игра «Смена сторон». Встречная эстафета». Повторение техники высокого старта. Индивидуальный, фронтальный, групповой Объяснительно-иллюстративный, наглядный, соревновательный, игровой Знать требования к безопасности на уроках легкой атлетики, технику высокого старта; знать технику бега на короткую дистанцию; прыжков длину с разбега; метания мяча; правила подвижных игр и эстафет. Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя, товарищей, уважительно относиться к другой точке зрения.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:бегать, прыгать, метать мяч, играть в подвижные игры. Формирование положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний, умений в использовании ценностей физической культурой для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
7 Техника метания малого мяча с места на заданное расстояние. Метание малого мяча с места из положения стоя грудью в направлении метания на заданное расстояние. Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги. Многоскоки. Эстафеты, игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой 8 Бег 1000 м б/у времени Бег 1000 м б/у времени, подвижные игры на местности: Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой 8,75 Резервный урок №1.Игры, эстафеты с использованием л/а инвентаря на местности. Игры, эстафеты с использованием л/а инвентаря на местности. Индивидуальный, фронтальный, групповой Частично-поисковый, наглядный, соревновательный, игровой Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
1. Программа 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией   / В.В.Воронковой  – М.: «Просвещение», 2008.
Лист внесения изменений
№ п/пДата Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения
Согласовано:
Зам.директора по УВР МБОУ
«Смоленская средняя
общеобразовательная школа
№2» _________ Е.Г.Казакова
24.08.2015г.