Программа Вырасту умным, вырасту добрым объединения Эрудит

Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова






Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ

«___» ________________ 2016г.
__________________________ /ФИО/

Протокол № __________
«___» ________________ 2016г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Вырасту умным, вырасту добрым»
Возраст обучающихся: 6-11лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор составитель:
Зубова Марина Борисовна,
педагог дополнительного

г. Саров
2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Актуальность программы заключается в том, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные занятия используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Новизна программы:
В современном обществе смысл и значение образования меняются (внедрение ФГОС НОО). Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащихся. Главной ценностью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие ученика. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы обучающихся.
Разработанные развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления.
Нормативно-правовой и документальной базой программы, внеурочной деятельности по формированию психологической культуры и познавательных интересов на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Цели и задачи программы:
Основная цель программы - последовательно и планомерно сформировать у учащихся познавательную основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
Основные задачи реализации программы:
* развитие интеллектуальных способностей (мышление);
* развитие памяти, внимания, воображения;
* развитие познавательной активности;
* развитие мелкой и крупной моторики;
* сформировать внутреннюю позицию школьника;
* развитие умения управлять собственной учебной деятельностью.
* создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества
– достигается через применения в групповой работе разнокачественных
заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов;
*формирование адекватного представления о школьной жизни;
* выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
*повышение школьной мотивации;
*воспитание интереса к окружающему миру, людям, развитие
взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;
*познание и воспитание собственной личности;
*развитие умения управлять своими чувствами и поведением;
*формирование культуры общения;
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Тип программы – рабочая программа
Направленность – научно-познавательная
Классификация:
по признаку – общеразвивающая,
по характеру деятельности- познавательно-игровая
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу действия – учрежденческая;
по срокам реализации - 1 год.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1 и 2 классов.
Именно принадлежность к деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (возрастной состав: 7-9 лет - дети первого и второго года обучения) и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 72 часов в год.
Количество человек: 2 группы по 10-15 человек.
Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.
Эффективность программы оценивается по результатам промежуточной и итоговой аттестации.
Основные формы работы:
психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).
Для реализации программы «Вырасту умным, вырасту добрым» используются следующие методы обучения:
1. Рассказ педагога и рассказы детей.
2. Диалог.
3. Наблюдение.
4. Свободное и тематическое рисование.
5. Рассматривание рисунков и картин.
6. Беседы.
7. Ролевые и подвижные игры.
8. Групповые дискуссии.
9. Мини-конкурсы.
10. Импровизация.
12. Моделирование и анализ ситуаций.
13. Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.
14. Релаксационные игры.
Активность детей на занятиях носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для проработки каких-либо личностных качеств, свойств, умений, установок. На занятии создается атмосфера доверия и безопасности, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений или ответа. Таким образом, наряду с передачей знаний задачей программы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация.
Программа должна взращивать терпимость и уважение к другому человеку и помогать детям видеть смысл и ценности жизни.
Критерии оценки усвоения программы «Вырасту умным, вырасту добрым» объединения «Эрудит»:
Промежуточная аттестация в конце учебного года – игра «Турнир эрудитов»
Уровни:
низкий (фрагментарный)
- фрагментарное освоение теоритических знаний, специальные термины (понятия) учащимися не употребляются.
средний
-теоретические знания не систематизированы, учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой.
высокий (системный)
- освоена система теоритических знаний,
соответствующих программным требованиям, специальные термины (понятия ) употребляются осознано и в полном соответствии с их содержанием.
Спектр способов и форм выявления результатов:
беседа;
опрос;
наблюдение;
диагностика;
диагностические игры.



Учебно-тематический план образовательной программы «Вырасту умным, вырасту добрым» клуба «Эрудит»

Содержание
Всего часов
Теория
Прак-тика


Вводное занятие

2
1
1


«Мир человека и человек в мире»


«Мир человека и человек в мире»: об организме человека, его возможностях, здоровом образе жизни, этикете и этике.

10
6
4


«Как я устроен»?
2
1
1


«Возможности известные тебе и возможности скрытые»
2
2



«Что любит и что не любит наш организм»
2
1
1


«Вежливость на каждый день»
2
1
1


«Как вести себя друг с другом»
2
1
1


«Окно в мир прекрасного»:


«Окно в мир прекрасного» - эстетическое воспитание : о музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, мультипликации и кино.

10
6
4


«Душа, воплощённая в звуках» - о музыке
2
1
1


«Мгновение, остановленное художником»
2
1
1


«О скульпторах и их творениях»
2
2



«Застывшая музыка» - архитектура
2
1
1


«Фильм, фильм, фильм» : о кино и мультипликации.
2
1
1


«Мир моих увлечений»:


«Мир моих увлечений»- о хобби: спорте, кинологии, фелинологии, о домашних питомцах – птицах, рыбках, морских свинках, хомяках , домашних растениях и т.д.



12
6
6


«Выше, дальше и быстрее» - об увлечении спортом
2
1
1


«Мордочка, хвост и четыре ноги» - о собаках
2
1
1


«Кошка, которая гуляет сама по себе» - о кошках
2
1
1


«Птички, рыбки, хомяки и морские свинки»
2
1
1


«Наши зелёные друзья» - о домашних растениях
2
1
1


«О моём хобби: я в ответе за тех, кого приручил»
2
1
1

5.
«Город, в котором я живу»


«Город, в котором я живу»: о историческом, православном Сарове, о известных людях города, о истории семьи

18
10
8


«С чего начинался Саров»

2
1
1


«Саров православный». «Серафим Саровский – великий русский святой».
4
2
2


«Саров – город учёных»

6
4
2


«Памятники природы города Саров»

4
2
2


«Моя семья в истории Сарова»
2
1
1

6.
Ученье с увлеченьем (сквозная тема)



«Ученье с увлечением»- сквозная тема образовательной программы клуба, занятия проводится каждую последнюю неделю месяца, темы согласовываются с учителем
18
9
9


«И прекрасна и сильна математика страна»

2
1
1


«Язык родной, дружи со мной »

2
1
1


«Копилка народной мудрости» - фольклор


2
1
1


«По страницам любимых книг»
2
1
1


«Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»

2
1
1


«Славные страницы русской истории»
2
1
1


«Ими гордится страна» - о известных людях России.

2
1
1


«О грозных явлениях природы»

2
1
1


«Самые красивые и знаменитые»

2
1
1


Заключительное занятие. Игра «Турнир эрудитов»

2
0
2


Итого:
72
38
34



Тема «Мир человека и человек в мире»:




«Как я устроен»?
Теория: презентация «Человек от «А» до «Я» .
Практика: рисуем портрет знакомого человека.


«Возможности известные тебе и возможности скрытые»
Теория: Просмотр видеоматериалов о скрытых возможностях человеческого организма.
Практика: час фантазии: каким бы я хотел быть, создаём образ физически совершенного человека.


«Что любит и что не любит наш организм»
Теория: рассказ о вредных привычках человека.
Практика: рисуем плакат «Нет!» вредным привычкам».


«Вежливость на каждый день»
Теория: Обзор книг по этикету «Как себя правильно вести»
Практика: тест «Насколько хорошо вы воспитаны»?


«Как вести себя друг с другом»
Теория: путешествие в страну этики.
Практика: создаём словарь по этике.



Тема «Окно в мир прекрасного»:




«Душа, воплощённая в звуках» - о музыке
Теория: Презентация о музыке: музыкальные инструменты, жанры.
Практика: обучающиеся, ученики музыкальных школ показывают приобретённые там навыки.


«Мгновение, остановленное художником».
Теория: заочная экскурсия в Третьяковскую галерею и Русский музей
Практика: час созерцания картины В.М. Васнецова «Алёнушка», пишем письмо героине картины.


«О скульпторах и их творениях»
Теория: Видеофильм «Самые знаменитые скульптуры мира».
Практика: Лепим из пластилина макет памятника, которым ты хотел бы украсить Саров.


«Застывшая музыка» - архитектура
Теория: Презентация «Шедевры архитектуры».
Практика: делаем макет «Улица моей мечты».


«Фильм, фильм, фильм» : о кино и мультипликации.
Теория: Обзор книг «Об истории кино», просмотр отрывков из любимых фильмов.
Практика: рисуем портрет любимого мультипликационного героя.


Тема «Мир моих увлечений»:




«Выше, дальше и быстрее» - об увлечении спортом:
Теория: Презентация о видах спорта, которыми занимаются ученики класса.
Практика: спортсмены класса рассказывают о своих достижениях, разгадываем кроссворд «Олимпийские игры».


«Мордочка, хвост и четыре ноги» - о собаках::
Теория: Видеофильм о породах собак, о том, как собака стала другом человека.
Практика: ребята - владельцы собак рассказывают о своих питомцах.


«Кошка, которая гуляет сама по себе» - о кошках:
Теория: О фелинологии, об уходе за кошками - обзор книг.
Практика: ребята, имеющие кошек, рассказывают о них.


«Птички, рыбки, хомяки и морские свинки»
Теория: заочная экскурсия на станцию юннатов.
Практика: Презентация фотографий, домашних питомцев, просмотр и обсуждение мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Птичий рынок».


«Наши зелёные друзья» - о домашних растениях
Теория: презентация «Аптека на подоконнике» - о полезных свойствах домашних растений.
Практика: экскурсия в зимний сад Дворца детского творчества.


«О моём хобби: я в ответе за тех, кого приручил»
Теория: Стихи, рассказы, сказки о домашних питомцах.
Практика: Рисуем портрет домашнего питомца.


Тема «Город, в котором я живу»:




«С чего начинался Саров»:
Теория: заочная экспедиция на археологические раскопки городища и крепости Сараклыч.
Практика: рисуем рисунок на тему : далёкое прошлое нашего города.


«Саров православный». «Серафим Саровский – великий русский святой».
Теория: Презентация «Саровский монастырь в прошлом и настоящем». Обзор книг о Серафиме Саровском.
Практика: Обсуждаем главы из книги П.В. Тужилкина «Пламенный».



«Саров – город учёных»:
Теория: Презентация «Их именами названы улицы города».
Практика: Расскажи об улице, на которой ты живёшь. Нарисуй свой дом.


«Памятники природы города Саров»:
Теория: Виртуальная экскурсия по природным памятникам Сарова.
Практика: Нарисуй экологический плакат в защиту природы Сарова.



«Моя семья в истории Сарова»
Теория: Обзор литературы о нашем городе.
Практика: Парад семейных реликвий: рассказ ребят о том, какую роль сыграла их семья в истории Сарова. Выставка старых фотографий.


Тема «Ученье с увлечением»:




«И прекрасна и сильна математика страна»
Теория: Парад математических знаков и цифр.
Практика: Решаем задачи на смекалку.


«Язык родной, дружи со мной »:
Теория: «Тайны русского языка»- просмотр фильма.
Практика: «Исправь ошибки Незнайки»- театрализованное представление.


«Копилка народной мудрости» - фольклор.
Теория: Презентация «Богатство фольклора».
Практика: Викторина «Знатокам народной мудрости».


«По страницам любимых книг»:
Теория: Обзор «Книги для сердца и разума».
Практика: «Я прочёл, советую тебе» - рассказы ребят о любимых книгах, инсценировка сцен из рассказов В. Драгунского.


«Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»:
Теория: Презентация «Русский лес».
Практика: Делаем классом аппликацию «Лесная поляна».



«Славные страницы русской истории»:
Теория: Час интересной книги: исторической энциклопедии.
Практика: Рисуем рисунок о взволновавшем тебя событии в истории нашей страны.


«Ими гордится страна» - о известных людях России.
Теория: Презентация «Гордость России».
Практика: вылепи из пластилина понравившегося тебе героя.



«О грозных явлениях природы»
Теория: Просмотр фильма.
Практика: Викторина «Умники и умницы»


«Самые красивые и знаменитые»:
Теория: «Рассказ о самых выдающихся творениях людей и природы».
Практика: Просмотр видеоматериалов.


Заключительное занятие:




Практика:



Итоговая аттестация. Игра «Турнир эрудитов»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:

· словесные – рассказ, объяснение нового материала;

· наглядные – показ новых приемов лепки и рисования, демонстрация иллюстративного материала;

· практические – апробирование новых приемов лепки и рисования, выполнение заданий по материалам и оформление выставок или доклада.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых приемов лепки и рисования, освоение приёмов бумажного конструирования, оформление выставок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных конкурсах и фестивалях.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к освоению первичных навыков мастерства. При подготовке материалов для выставок формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.
Завершающим этапом является оформление выставки, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.
Творческому развитию способствует и занятия по закреплению материала –рисование, лепка, конструирование, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности.
Наиболее мотивированные обучающиеся могут в дальнейшем привлекаться педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Материалом для докладов служат полученные знания, расширяющие школьную программу, направляющие ребят на получение новых, энциклопедических знаний. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.

Дидактические материалы

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются: энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и пособия.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

– умение пользоваться полученной информацией, вести беседу, дискуссию;

– участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.

В конце каждого учебного года сдаётся зачёт в форме устного опроса, подготовка выставки из работ, которые выполнялись на протяжении всего учебного года.

Техническое оснащение программы

Учебный кабинет должен быть оснащён удобными столами, на которых можно играть в настольные игры, лепить и рисовать.

Для занятий используется инвентарь для проведения игр, иллюстративный материал, методическая литература, фотоаппарат, видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, канцтовары. Для лепки необходимы пластилин, гуашевые краски, кисти, клеёнка. Для оформления выставки требуются бумага, ватман, карандаши, фломастеры, клей.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны:
Знать
основные вехи в истории развития города , традиции и особенности;
об архитектурных, археологических и природных памятниках Сарова;
Уметь
ориентироваться во времени, в ходе исторических событий
самостоятельно работать с печатными и электронными источниками информации.
Владеть
понятиями: «краеведение», «исторический источник»;
первичными навыками работы с документами.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?:
Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.,
1999 г.
4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М., 1983.
5. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение у
дошкольников заикания в игре. М., 1984.
6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
7. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. –
М., 2001 г.
8. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП.,
2003 г.
9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности
школьников - М., 1988.
10. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование,
1996.
11. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.
12. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми -М., 1999 г.
13. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
14. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
15. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
16. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
17. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
18. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
19. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
20. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
21. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы
учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
22. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М.,
2003 г.
23. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М.,
2002 г.
25. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
26. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании
(психотехнические упражнения и коррекционные программы). М.,
1992.
27. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе. – М. , 2003.
28. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ц852 Введение в школьную жизнь.
Программа адаптации детей к школе. 2-е изд., испр. М.: Генезис,
2003.
29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
30. Школьный психолог - М., 2003 г
Для учащихся:
1. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для
развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера»,
2002.
2. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления
учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
3. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет.
М., 1994.
4. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10
лет. М., 1993.
5. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет.
М., 1993.
6. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей
5-12 лет. М., 1992.
7. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
8. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня.
Пособие для учителя. М., 1985.
9. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
10.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое
сентября», 2004.
11. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
12. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
13. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.


















Пояснительная записка
Клуб для учащихся начальной школы , название «Эрудит», «Почемучка», клуб «Саровских умников», клуб «Любомудр»

Сквозная тема: «Ученье с увлеченьем» - каждое последнее занятие месяца – тема школьной программы: «И прекрасна, и сильна математика страна», «Язык родной, дружи со мной», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт», «По страницам книг», «Копилка народной мудрости»- о фольклоре, «Страницы истории нашей Родины», «Твои сыны и дочери, Россия» - о знаменитых людях страны и т.д. – нужно эту тему согласовать с учителями.

«О тебе самом»- о здоровом образе жизни, организме человека, об этикете и этике.
«Окно в мир прекрасного»- эстетика - о музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, мультипликации, кино.
«Мир моих увлечений»- о хобби: спорте, кинологии, фелинологии, о домашних питомцах – птицах, рыбках, морских свинках, хомяках и т.д. О домашних растениях
«Город, в котором я живу»: о историческом, православном Сарове, о известных людях города, о истории семьи










15