Исследовательская работа «Русский народный костюм Пензенской губернии»»

практическая конференции школьников МБОУ ФЭЛ №29




Тема работы: «Русский народный костюм
Пензенской губернии»»
Исследовательская работа
ученицы 4-в класса
Балашовой Ольги
Руководитель: Пикалова Елена Александровна г. Пенза 2015- 2016г.

Оглавление



1. Введение 3
2. Основная часть:
2.1 Основные виды женского народного костюма. 4-5
2.2 Отражение возраста и событий в женском костюме . 6 2.3 Вышивка в женском костюме 8
2.4. Женский национальный костюм и современная мода. 9
3. Заключение 10
4. Литература 11
5. Приложение 12















1. Введение
Широка и многообразна Россия, много в ней живет талантливых и творческих людей. До того как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, образами птиц, животных, растений. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, своём представлении о мире. Одежда богатых слоёв населения, знати широко описана в литературе, крестьянскую одежду незаслуженно забыли на многие годы.
Недавно мы с мамой посетили пензенский краеведческий музей. В одном из залов музея мы увидели женский народный костюм. Экспонаты выставки поразили моё воображение. Мне захотелось поделиться увиденным с одноклассниками. В проводимом мною анкетировании принимали участие мои одноклассники, учащиеся 3-в класса (8 мальчиков и 13 девочек) (приложение 1, Результаты анкетирования). Проведя анкетирование, я пришла к выводу: что 48% одноклассников имеют лишь поверхностные знания по данной теме, 44 % не смогли ответить на вопросы и лишь 2 человека (8%) смогли дать полный ответ. Я решила собрать материалы о русском национальном костюме и познакомить с ними одноклассников.
Моя работа посвящена изучению особенностей женского народного костюма Пензенской губернии, его истории и традиций. Этим обусловлена её актуальность, а создание коллекции моделей современного народного костюма подчеркивает новизну исследования.
Целью моей работы стало изучение традиций русского национального костюма Пензенской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю развития и особенности женского народного костюма Пензенской губернии. 2. Изучить ритуальные, возрастные отличия женского костюма. 3. Создать коллекцию современной одежды на основе использования элементов народного костюма Пензенской губернии. 4. Подобрать материалы по данной теме для использования на уроках технологии и изобразительного искусства.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Исследовательский метод. 2. Метод анкетирования. 3. Сопоставление и анализ собранного материала.
В ходе изучения материала была выдвинута гипотеза исследования: историческое месторасположение города - крепости Пенза повлияло на разнообразие и самобытность женского народного костюма пензенской губернии.
Объект иследования – история формирования русского народного костюма Пензенской губернии.
Предмет исследования – особенности русского национального костюма.

Чтобы ответить на интересующие меня вопросы, я отправилась в библиотеку. Мне посоветовали прочитать книгу "Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века" .Благодаря ей и сайтам интернета, я получила ответы на свои вопросы .Оказывается « народный костюм является своего рода летописью жизни наших предков. Народная одежда раскрывает тайны красоты, становится звеном, которое связывает прошлое народа с его настоящим и будущим»». Культура населения Пензенской области отличается разнообразием, так как на небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времён русские, мордва, татары, и чуваши. Вынужденные в прежние времена часто искать спасенья от набегов врагов, они уходили в глухие леса и находились в отрыве от основной группы соплеменников, стараясь при этом не утратить национальные черты.
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу: одежда народов живущих долго в непосредственной близости со временем приобретает похожие черты. (На слайдах можно заметить, что крой нижней рубахи, некоторые элементы вышивки и оформления, преобладание красного цвета наглядно доказывают моё предположение).
2.1 Основные виды женского костюма.
К XIX столетию чуть ли не каждое селение Пензенской губернии отличалось от соседних сёл жизненным укладом, особенностями языка, традиционным женским костюмом. На Пензенской земле сформировались два основных вида традиционного русского женского костюма: понёвный, характерный для всех южных губерний, и сарафанный, происхождение которого связано с северорусскими землями.
Главным отличием южнорусского женского костюма является поясная женская одежда понёва – особого края юбка древнейшая распашная, не сшитая в передней части, глухая с синей или чёрной прошвой, сшитая из клетчатой шерстяной ткани; понёвы без прошвы, напоминающие покроем современную юбку. Понёва получила распространение вдоль северо-западных и южных границ Пензенского края
Поневу надевали поверх длинной прямой рубахи с косыми плечевыми вставками – поликами, расширяющими верхнюю часть. Кроме того носили наплечные одежды, без которых не принято было выходить на улицу: нагрудники, шушпаны, рукавники, запоны. Поверх каждого костюма надевали плетёные, тканевые или витые пояса. Завершали костюм головные уборы: У девушек – ковыл в виде обруча с пучком ковыля, ленка с разноцветными лентами и пушками около ушей; у женщин – сорока, позже - шлыки, повойники, сборники, дополняемые платками. В летнее время на голову повязывали ситцевые или шелкотканые платки. В зимние холода поверх небольших платков
накидывали шерстяные клетчатые или многоузорные ткани большого размера.
Начиная с семнадцатого века, на Пензенские земли хлынула мощная волна северных и среднерусских поселенцев, связанная с расширением Московского государства. И к девятнадцатому веку северорусские традиции прочно утвердились в большинстве сёл и деревень Пензенской губернии, а северорусский женский костюм с сарафаном стал считаться одним из символов русской национальной одежды. Сарафаны известны на всей территории Пензенского края: глухие и распашные – с широкими лямками; прямого края, присборенные в верхней части, на узких лямках; сарафаны – полуплатья на лифе и сарафаны – юбки на длинных нешироких лямках.
Повсеместно сарафану сопутствовала длинная рубаха прямого покроя. Белый холст украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. На Пензенской земле женские рубахи обычно делились на две части: верхняя часть - рукава – шилась из более дорогой ткани; нижняя часть рубахи носила название стан, всегда шилась из более дешевого, а часто и более грубого домашнего холста. Пояс являлся обязательным дополнением северорусской женской одежды с сарафаном, хотя в некоторых случаях он находился под сарафаном, особенно если последний шился из шелка, парчи, то есть из покупной ткани. В сёлах с северорусскими традициями девушки украшали голову лентами, косынками, перевязками, женщины – сороками, наклонниками по праздникам, в будние дни носили повойники. Начиная со второй половины девятнадцатого века русскую крестьянку, невозможно представить без головного платка или шали, которые вначале соседствовали со старинными головными уборами, а затем полностью их вытеснили. В селе Ушинка Керенского уезда девушки носили на голове платки завязанными в один узел спереди зимой и сзади в летнее время. Летний вариант был приспособлен к тому, чтобы были видны девичьи украшения - бусы, ожерелье в виде обруча, обшитого пуговицами и бисером, а также гайтан из разноцветного бисера. Замужние женщины, завязав концы платка под подбородком, обертывали их вокруг шеи и завязывали сзади двумя узлами. Надо лбом из-под платка выглядывала полоска блесток, которыми было отделано очелье повойника или второй платок. На рубеже ХIХ-ХХ веков платки и шали занимали собственное место в повседневном, праздничном, свадебном и траурном женском костюме, в определенной степени отражая имущественное, возрастное и семейное положение женщины. В XX веке вошли в употребление платки, шарфы и шали, связанные на спицах из козьего и кроличьего пуха. В отличие от ситцевых, шелковых и шерстяных пуховые изделия были белого и натурального коричневого цветов. Их носили исключительно с теплой одеждой зимой и в межсезонье.
Народная культура Пензенской земли до начала XXI века сохранила целый ряд архаических черт, уходящих корнями в далекое прошлое русского народа, заселявшего данную территорию в течение нескольких столетий. Наиболее ярко это отразилось в крестьянской одежде, вобравшей в себя многовековые представления о пользе, добре и красоте. На основе данного материала, можно сделать вывод: отличительной особенностью Пензенского края является существование сразу двух видов традиционной женской одежды (с северорусскими и южнорусскими традициями).
2.2 Отражение возраста и событий в женском костюме.
Народный женский костюм имел наряду с вышесказанным ещё возрастные и родовые отличия.
Ещё в 1920 – 1930х годах, встретив женщину в том или ином наряде, можно было с уверенностью сказать, какого она роду – племени, из какого села, много ли ей лет, замужняя или вдова и многое другое. Традиционная крестьянская одежда не менялась в течение длительного времени внутри одного села или групп сёл, связанных между собой едиными корнями.
Первой одеждой новорожденного была холщовая рубашка, которая обычно шилась крестной матерью к обряду крещенья, происходящему в течение первой недели жизни. До этого момента младенца нередко держали в одних пелёнках из ношеных родительских рубах, при этом пологом люльки служила материнская юбка или нижняя часть рубахи. Это делалось для того, чтобы обережная сила отца и матери как бы переносилась на их дитя. И только после крещения вместе с именем ребёнок получал собственную одежду.
До 10 – 12 лет крестьянские дети ходили в одинаковых длинных рубашках из домотканого холста, которые обычно готовились к пасхе и были достаточно длинными – ниже колен. Другой одежды не полагалось: в холодное время года дети либо сидели дома, либо донашивали тёплую одежду старших братьев и сестёр.
К свадьбе начинали готовиться чуть ли не сразу после рождения ребёнка. Об этом свидетельствуют многочисленные детские потешки и поговорки. До сих пор малыша, который нечаянно получил шишку или синяк, родители успокаивают, словами: «Ничего до свадьбы заживёт». Поговорка «Дочурку – в колыбельку, холстинку – в коробейку» имела широкое бытование, как и песенка, под которую мама успокаивала свою маленькую дочку: Тяни холсты, потягивай, В коробочку подкладывай, Кому холст, кому два, А Наташе сундучок.
На лошадке привезут
Крестьянские девушки, достигшие совершеннолетия, носили отличную от
подростковой и взрослой одежду, которая была своего рода знаком, подаваемым родителями потенциальной невесты семьям будущих женихов.
В сёлах с северными традициями знаком девушки – невесты нередко являлся её первый выход в праздничный хоровод. И хотя всем была известна поговорка «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», чаще выбирали именно в хороводе, куда девушка надевала свои лучшие наряды, показывая своё мастерство пряхи, ткачихи, вышивальщицы, швеи. Особенностью праздничной одежды для молодых женщин являлось присутствие красного цвета. Издревле он считался цветом солнца, огня, без которых невозможна жизнь на Земле, олицетворением всего самого красивого. Свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета – кумашники. В селе Степановка Лунинского уезда в первый день свадьбы брат помогал сестре – невесте надевать кумашник. При этом сестра причитала:
Не надевай на меня ты, братец,
Зимушку студёную
Да мороз трескучий
Свет ты моя
Буйна головушка
Недочёсанная
Руса коса моя
Недоношенная
Кумашников сохранилось немного.
В сёлах с северной традицией костюм невесты был составным, хотя более древняя традиция, требовала шить венчальную рубаху целиковой. Такая рубаха считалась одним из символов девичьей невинности, поэтому в некоторых местах она так же называлась калинка. Свадебные женские костюмы селений с южнорусскими традициями донесли до наших дней целый ряд черт, свойственных, когда то одежде всех восточных славян, в частности древнейшую длину рукавов рубахи, доходивших иногда до нижнего края одежды. Во многих местах такие рукава назывались плакальными, поскольку невеста, готовясь к венцу, размахивала ими во время ритуальных плачей – причитаний. В свадебной одежде это было необходимо во избежание порчи невесты через незакрытые участки тела во время свадебного обряда.
Свадебные одежды надевались молодой женщиной ненадолго: в зависимости от местных традиций их носили до года или до рождения ребёнка. На смену свадебным приходили другие одежды, причём одни готовились специально для годовых праздников (Пасхи, Троицы), другие – для воскресных дней. По прошествии определённого времени, (часто это было связано с рождением первого внука). Женщина даже по праздникам не могла надевать одежды, которые носила в молодости. Из её костюма как бы постепенно уходил красный цвет, напрямую связанный с идеей продолжения рода.
В сёлах с северорусскими традициями такой одежды осталось меньше всего. Ещё в материалах середины 19 века значилось, что при похоронах «Весь траур женщин состоит в белом платке, повязанном на голове». Костюм одевали обычный, но более темного цвета, но во многих уголках Пензенской земли сохранилась древнейшая традиция ношения специально приготовленной одежды для похорон и траурных дней. Села Кириллово, Красная Дубрава и Сядемка выделяются прежде всего тем, что в них продолжают жить обычаи многовекового крестьянского уклада. Здесь до сих пор в дни траура пожилые женщины надевают кручинную одежду, уходящую своими корнями в глубокую древность.
Материалы данной главы подтверждают мои предположения о самобытности и возрастных отличиях женской одежды Пензенской губернии.

2.3 Вышивка в женском костюме
Говоря о русском национальном костюме нельзя не упомянуть о его неотъемлемой части - вышивке. Каждая вышивка имела своё назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. Традиционная вышивка – это источник познания истории и культуры народа. Приёмы вышивания, узоры, их цветное воплощение совершенствовались их поколения в поколение. К наиболее распространённым старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, козлик, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы:
Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
Со теплыми облаками:
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звёздами
Большая светлица,
Горит жар – птица,
Всяк её знает
И обожает.
Вывод: вышивка делает народный костюм не только самобытным и удивительно прекрасным. Она является своеобразной рукописью, из которой можно много узнать о жизни, обычаях, традициях и верованиях наших предков.

2.4 Женский национальный костюм и современная мода.
Современные художники – модельеры успешно используют народные мотивы в своих работах. Южнорусская понёва стала прародительницей современной юбки, а модернизированный северорусский сарафан опять прочно вошёл в гардероб современных модниц, вышитые народными мотивами блузки заменили исподние рубашки. Плетёные пояса и вязаные шали опять на пике популярности. (см. приложение). Конечно, составленная мной коллекция современной женской одежды на основе народных мотивов, не может конкурировать со знаменитыми модельерами, но как говорится в народной пословице « Радуйся малому тогда и большое придёт».
. 3. Заключение
В ходе работы я много узнала об обычаях и обрядах русского народа, познакомилась с бытом и русским деревенским фольклором. Поставленные мною задачи были решены в ходе исследования:
Изучена литература (найдены образцы одежды конца XIX в.) по заявленной теме.
Проведено анкетирование одноклассников.
Определен наиболее интересный и неизвестный для школьников материал по данной теме.
Сделана подборка материала по теме.
Подготовлена слайд-презентация по теме.
Проведен урок на тему «Женский национальный костюм Пензенской губернии».
Сделаны выводы, подведены итоги работы.
Проведённый урок заинтересовал моих одноклассников. Результатом совместной работы стала выставка рисунков по заданной теме. Доклад и слайд презентация могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
























Литература
Народный костюм Пензенской губернии конца XIX –начала XX века. Фотоальбом. ИФ «Пеликан».
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1998
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,1978.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1978
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

























Приложение


Вопросы анкеты.

1. О какой русской национальной женской одежде Пензенской области ты знаешь?
2. Назови два основных вида национального женского костюма Пензенской области .


В анкетировании участвовали учащиеся 3 –в класса


Таблица 13 SEQ Таблица \* ARABIC 14115

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











13PAGE 15


13PAGE 141215




15