урок музыки по музыке на темуНастрою гусли на старинный лад


Ход урока.
Деятельность учащихся Деятельность учителя
Дети входят в класс под песню «Три белых коня» Е. Крылатова и определяют цветом настроение песни.
Дети приветствуют учителя, друг друга, гостей.
Исполнение песни по рядам стоя.
Дети отвечают на вопросы.
5.Дети знакомятся с музыкальным инструментом «гусли».
Дети отвечают на вопрос учителя.
6.Дети дома работали в большой группе и подготовили рассказ о крыловидных, трапецевидных, шлемовидных гуслях.
7.Дети работают в большой группе: собирают пазлы и дают название получившимся гуслям.
8.Дети отвечают на вопросы учителя.
9.Дети записывают тему урока в тетрадь.
10. Дети отвечают на вопрос и
записывают слово «старины».
11.Дети слушают фрагмент былины о Добрыне и отвечают на вопросы учителя.
12. Дети записывают в тетрадь значение слова «сказитель».

13. Дети записывают 1 вид былин и о ком в них рассказывается.
14. Дети смотрят фрагмент фильма «Садко» и отвечают после просмотра на вопросы учителя.
15. Дети записывают 2 вид былин – новгородские.
16. Дети отвечают на вопрос учителя.
17.Дети записывают фамилию композитора.
18. Дети записывают в тетрадь: композитор-сказочник.
19.Дети отвечают на вопросы.
20. Дети записывают название фрагмента и отвечают на вопрос.
21. Дети просматривают фрагмент фильма-оперы «Садко».
22. Дети отвечают на вопросы, обозначенные на слайде.
23. Дети передают характер музыки движениями.
24. 1 ребёнок вписывает ответы на доске в кроссворд, класс ответы пишет в рабочую тетрадь.
25. Дети с солистами исполняют песню «Рождество».
26. Дети в тетради пишут ответы на вопросы.
27. Дети цветными кружками обозначают своё настроение.
28. Дети сдают рабочие тетради с выполненным заданием и выходят под песню «Рождество». Слайд 1. Видио из художественного фильма «Чародеи».
Покажите цветными кружками то настроение , которое выражает песня!
2.Музыкальное приветствие
3.Передайте весёлое, игривое настроение песни!
Оценка исполнения.
Слайд 2. Картина В. Васнецова «Богатыри».

Знакомая картина?
Назовите фамилию художника ! Как называется картина?
Что или кого изобразил художник?
Кто такие богатыри?
Какие по характеру богатыри?
А что в руках держат богатыри?
А у Алёши Поповича в правой руке необычный предмет для богатыря. Какой?
Слайд 5.

гудеть. Гудяеть. Гудящая струнапесни.ненным заданием и выходят под песню "
Это современный музыкальный инструмент или старинный?
Слайд 4.

Какие по форме были гусли? Из какого материала делали гусли? Какое количество струн было на тех или иных гуслях?
Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9. Видио «Гусляр исполняет мелодию на гуслях».
Собрать пазлы в картину, на которой изображены гусли. Как называются гусли?
Ну, что ж , гусли собрали, музыканты взяли в руки инструменты. Скоро концерт.
Что нужно сделать музыкантам перед концертом? Мы перед исполнением песни это делали со своими голосами.
Слайд 10.

А гусли нужно настраивать?
Итак, мы ведём разговор о каком инструменте?
Его нужно настраивать? Настраивать будем гусли на современный или на старинный лад? Как бы мы записали тему урока?
Слайд 11.

Сегодня мы поговорим о древнем жанре русского фольклора, главными героями которого были богатыри.
О каком?
Слайд 12. Былина.

Слайд 13.

Что характерно для былины? Для мелодии?
А какой характер?
Под звук какого инструмента исполнялись(сказывались) былины?
Как называли исполнителей былин?
Слайд 14.

Есть 2 вида былин.
Слайд 15.

Богатырство на Руси красно,
А красно оно смелой удалью
Во честном бою за святую Русь!
Т. е. богатыри защищали Русь от врагов.
Слайд 16.Русь при этом развивалась. Строились города, развивалась торговля. И крупным торговым городом был Новгород.

Там были свои герои .
Кто? Кем он был?
Фрагмент художественного фильма «Садко».
Садко не был богатырём , не совершал воинских подвигов. У него было другое оружие.
Какое?
Великая сила искусства.
Это новгородские былины.
Слайд 17.

Почему же о Садко тоже народ сложил былины?
«Красота спасет мир» Ф. Достоевский.
Вот о герое новгородской былины русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целую оперу.
Слайд 18, 19.

Почему он взял эту былину?
Композитор закончил офицерскую морскую школу, любил путешествовать, любил сказки , любил заниматься музыкой и когда он уволился в запас, то стал композитором, профессором Петербуржской консерватории.
Написал 15 опер на сюжеты сказок, поэтому его называют композитор-сказочник.
Одна из таких опер -это «Садко».
Что такое опера? Без чего не может существовать оперный спектакль?
С фрагментом мы сегодня и познакомимся. Запишите название фрагмента
Слайд 20.

Слайд 22. Просмотр видио-фрагмента из оперы «Садко».

Слайд 21. Ответы детей на вопросы.
Какое настроение выражает музыка?
Какие чувства ?Что характерно для мелодии?
На каком инструменте играет Садко?
А гусли звучали в оркестре? Какая группа инструментов имитировала звучание оркестра?
Что удобно делать под музыку?
Подберите такие движения, которые передают характер арии.
Оценка деятельности детей.
Слайд 23. Вопросы.
акое ссворд, класс ответы пишет в рабочую тетрадь.

Какое ключевое слово получилось?
Слайд 25.

Что такое Рождество?
Это праздник, к которому задолго готовятся православные всего мира. Сейчас идёт рождественский пост. В это время на Руси люди не играли свадеб, переставали сильно шуметь, веселиться. Мы с вами тоже готовимся к этому празднику и разучиваем песни. Одна из них так и называется «Рождество».
Давайте сейчас её исполним. 1 куплет и припевы поём все, а 2 куплет поют солисты.
Оценка исполнения песни.
Слайд 61. Проверь себя: что узнали на уроке?
1.Былина:
a)весёлый напев;
b)народная песня, сказание, в котором рассказывается о богатырях.
2.Гусляров называли:
a)ложкари;
b)сказители.
3.Н.А.Римский-Корсаков:
a)композитор сказочник;
b)композитор-симфонист.
4. Гусли:
a)старинный струнный инструмент;
b)современный инструмент.

В завершении урока :Какое у вас настроение в конце урока? Покажите цветом.
Д. з: выполнить задания на листочке.