КОРРЕКЦИОННО-АДАПТАЦИОННАЯ РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


КОРРЕКЦИОННО-АДАПТАЦИОННАЯ РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Киселева Г.А.
КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ. Активное внедрения и использование компьютерных и интерактивных технологий - тенденция современного общества, которую мы осознаем и широко используем в своей повседневной работе.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личных особенностей додосуговых занятий, игр.
Компьютерные игры имеют тот же смысл, что и детские сюжетно-ролевые игры. Компьютерные игры возникли для моделирования различных социально-психологических процессов, чтобы быть тренировочными системами для обучения разным видам социальной деятельности. При всем разнообразии современных компьютерных игр общим их смыслом является имитация и моделирование социальной реальности.
Компьютерные игры являются, таким образом, разновидностью сюжетно-ролевых игр и имеют в связи с этим определенное применение в детском образовании и развитии, как нормально развивающегося ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Среди разнообразия компьютерных игр следует особо отметить те из них, которые по своей структуре и назначению направлены на развитие и коррекцию особенно у школьников с ограниченным возможностями здоровья, познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер, а также речи ребенка - это обучающие игры. Они были первыми программами, выпущенными для детей, и представляли собой комплексы, включающие разнообразные задачи на развитие мышления, внимания, памяти и других познавательных процессов. В этих играх блоки задач объединены в общую игровую оболочку с некими сопровождающими персонажами (например, из мультфильмов), которые подбадривают пользователя, начисляют очки и рассказывают, как переходить к следующему заданию. Общая игровая оболочка делается в форме некоего путешествия, приключения в котором необходимо последовательно, или в произвольном порядке решить различные игровые задачи.
В процессе игр ребенок учится читать, считать, «печь» алфавитный пирог, сочинять сказки, работать с рифмой, рисовать картинки с помощью стикеров, создавать музыкальные фрагменты и др., что способствует развитию не создавать музыкальные фрагменты и др., что способствует развитию не только речевой функции, но и восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения.
Кроме этого воспитываются важные личностные качества: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение, чувство ответственности перед «компьютерным другом». Но помимо образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач данные игры положительно влияют на эмоционально-волевую и поведенческую сферы учащихся. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия, чтобы довести начатое дело до конца, т.е. закончить игру и получить заслуженное одобрение «компьютерного друга» (прохождение одной игры занимает от 3 до 5 занятий в зависимости от возрастных и интеллектуальных способностей ребенка); при этом замкнутые, неуверенные в себе дети становятся более открытыми, охотно идут на контакт; эмоционально не сдержанные, агрессивные дети начинают проявлять выдержку, спокойствие, действуют обдуманнее.
Таким образом, игровые компьютерные программы - это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Их использование способствует повышению эффективности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их интеллектуальных возможностей.
Наряду с этим, компьютерные игры могут иметь косвенный, опосредованный или прямой, непосредственный коррекционный эффект для коррекционной работы с основными эмоциональными, поведенческими нарушениями - агрессивностью, депрессией, замкнутостью, страхами.
Литература
Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. - 2003. №3. - С. 51-53.
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. — Воронеж: Издательство «Научнаякнига».
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. - № 3
Первин СП. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование.-2004. №4.-С. 17-20.
Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. - 2008. №1. - С. 79-82.