Статья «Аудирование на начальном этапе обучения английскому языку»

Аудирование на начальном этапе обучения английского языка

Аудирование одна из самых актуальных тем в методике преподавания английского языка, из-за того, что без аудирования невозможно речевое общение.
Данной теме уделяли внимание такие методисты как: Ильина Г.И., Елухина Н.В., Гоцкин Н.Г., Бакушева Г.И., Гез Н.И., Островский Б.С.
Понятие "аудирование" ввел американский психолого Браун.
Аудирование - это понимание воспринимаемой речи на слух, это один из самых сложных видов речевой деятельности, связанный с формированием механизма вероятностного прогнозирования, это процесс восприятия, распознавания и понимания произносимых речевых сигналов, понимания воспринимаемой на слух речи [5].
Овладение речью на английском языке как средство коммуникации включает умение выразить свои мысли, желания, умение понять речь других людей, как при непосредственном общении, так и в средствах массовой информации [3].
При обучении английскому языку в начальной школе аудирование играет важную роль. При этом дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. Так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то аудирование дает образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения воспринимать речь на слух.
Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.
Аудирование, прежде всего, является целью обучения, как в качестве конечного результата, так и промежуточного по классам, что четко сформулировано в программе. В практическом плане детей необходимо научить понимать речь в двустороннем акте общения, а также при восприятии текста на слух в нормальном темпе с некоторыми «помехами» (незнакомое слово) из уст учителя или в аудиозаписи [1].
Усваивание аудирования дает возможность выполнить воспитательные, образовательные и развивающие цели. Кроме этого позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащий текст, формировать умение понимать смысловое содержание высказывания и воспитывать культуру слушания как на иностранном, но и на родном языке. В формировании умения понимать речь на слух есть воспитательное значение, которое заключается в том, что оно хорошо сказывается на развитии памяти ученика, и, прежде всего слуховой памяти.
Аудирование помогает в достижении образовательной цели, т.е. обеспечивают детям возможность понимать высказывания на языке другого народа.
Аудирование даёт возможность овладевать фонемной стороной изучаемого языка, его звуковым составом и интонацией; ритмом и ударением. Усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры так же ведется с помощью аудирования. Очень важно, что аудирование облегчает овладение говорению, чтению и письму. Если ученик понимает звучащую речь, то ему легче понять и графическую речь.
По-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Именно поэтому необходимы специальные приёмы обучения учащихся.
Один из таких приемов, заключается в неоднократном прослушивании незнакомого текста с целью улучшения его понимания. При этом учащимся не раскрывается содержание аудиотекста. Прослушав очередной фрагмент, учащиеся должны хором повторить прозвучавший текст на иностранном языке, а затем перевести. Затем учитель предъявляет следующий фрагмент и так далее. Дойдя до конца текста, запись перематывается назад и прослушивается целиком, чтобы учащиеся убедились в том, что теперь достаточно уверенно понимают текст. Повторение текста вслух позволяет отрабатывать фонетику языка, включая интонацию [1].
Использование аудирования в процессе обучения английского языка облегчает овладение навыками говорения. С увеличением словарного запаса возрастает количество узнаваемых слов. Для тренировки аудирования по английскому языку можно использовать различные аудио материалы [2]. Важным условием формирования аудирования является мотивация. Когда ученик испытывает желание слушать, то это ведёт к обострению речевого слуха и даже чувствительности органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Для создания мотивации познания нового о языке и мире, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать у учащихся осложнения в понимании текста, что лишит их веры в успех. Легкие аудиотексты тоже нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, так же она не может быть развивающим фактором в процессе обучения английскому языку. Важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников. 
Кроме того, при обучении иностранному языку важно опираться на страноведческий аспект. Если тексты для аудирования включают сведения о стране изучаемого языка, о жизни и обычаях народа, о праздниках и традициях, то они развивают кругозор учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам.
Обучение аудированию является одним из основных направлений работы учителя в школе. Так как аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Однако, это направление вызывает наибольшие трудности в обучении, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому учитель должен не только знать что такое аудирование, но изучить, а затем постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения аудированию; трудности, связанные с этим процессом и пути их преодоления; методику и приёмы работы в условиях контактного и дистантного аудирования, а также контроля аудирования.
Очень важным фактором в обучении аудированию является поддержание постоянного интереса учащихся, то есть их постоянная мотивация, где основными факторами являются: правильный подбор текста (уровень трудности и интересной содержание), создание ситуации общения перед восприятием текста, и различные задания, предполагающие контроль прослушанного и выход в другой вид деятельности после восприятия текста.
Умение слушать является залогом успеха в изучении иностранного языка. Оно достигается с помощью специальных установок учителя, призванных формировать, воспитывать самодисциплину у учащихся, например, умение сосредоточенно слушать учителя, товарища, диктора; стараться удержать в памяти воспринимаемую речь; понять воспринимаемую звуковую цепь, исходя из ситуации, в которой проходит слушание и т.д. [6].
Очень важным фактором в обучении аудированию является поддержание постоянного интереса учащихся, то есть их постоянная мотивация, где основными факторами являются: правильный подбор текста (уровень трудности и интересной содержание), создание ситуации общения перед восприятием текста, и различные задания, предполагающие контроль прослушанного и выход в другой вид деятельности после восприятия текста.
Таким образом, можно сказать, что аудирование играет большую роль на начальном этапе обучения иностранному языку в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей, а так же служит эффективным средством обучения иностранному языку в школе [4].
Список литературы:
http://www.allbest.ru/ [электронный ресурс]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Аудирование по английскому языку [электронный ресурс] 
Елухина Н.В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе [Текст] / Н.В. Елухина – М.: Проев. 1976.
Никонова С.М. Межпредметные связи в обучении школьников иностранным языкам [Текст] / С.М. Никонова – М.: 1965
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович – М.: 1991
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина – М.: 1988.


15