Организация индивидуального и дифференцированного обучения во внеурочной деятельности. Выход на 3ий уровень стандартов нового поколения


Организация индивидуального и дифференцированного обучения во внеурочной деятельности. Выход на 3ий уровень стандартов нового поколения
Внеурочная деятельность занимает важное место в образовательной модели детского учреждения наряду с воспитанием в процессе обучения и
межличностными отношениями на всех уровнях
( стиль, тон отношений в коллективе, морально - психологический климат)
Такая деятельность организуется по направлениям развития личности :спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное
и реализуется в различных формах: экскурсии, творческие объединения по интересам (кружки и секции), соревнования, творческие проекты.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение им социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды. Результатов можно достичь через познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни.
Таким образом, идеей занятий внеурочной деятельности в детском доме является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, дом открыт для адаптации и социализации ребенка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями воспитанников.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий нам достичь нового качества образования: воспитанник знает и понимает, ценит общественную жизнь; самостоятельно действует.
Начнем с создания урока. Направление ЗОЖ. Не простое занятие, открытое, значит не в рамках 1-2 групп, а чтобы было интересно всем членам большого коллектива.
Считаю, что моя задача не только в том, чтобы организовать воспитанниц группы на проведение мероприятия, дать теоретические сведения, но и показать свою работу, плод творческой мысли.
Выбор темы, определение актуальности в данный период времени. А мы с сентября уже говорим об Олимпиаде в Сочи в 2014 году, дышим спортивной атмосферой, участвуем в акциях, бежим рядом с факелоносцами олимпийского огня, живем предолимпийской жизнью страны. Интересной будет форма журнала.
Итак, планирую материал: сообщение сведений, интересных для разных возрастов, категорий восприимчивости. Совмещаю с вопросами викторины, значит, будут и слушать, и отгадывать, а если в паре, то действовать сообща, проявлять коммуникативные навыки.
Но просто сидеть и слушать. Нет – это не для нас, соревновательный момент непременно должен присутствовать.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра вырабатывает характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивает лидерские качества.
Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации.
Решено, будут эстафеты.
Изучая интересные факты о Сочи, о проведении Олимпиады, о зимних видах спорта, решаю, что их будет 5, как и олимпийских колец, что показывают дружбу 5ти континентов.
Вопрос об инвентаре для участников мини-соревнований не был сложным: обратилась с письмом – просьбой в благотворительный фонд - компанию Роналда Макдоналда для детей с ограниченными возможностями. Выдают оборудование и более того помогают с определением и проведением эстафет, здесь же получаю медали.
Теперь необходимо определить кол-во команд, выбрать форму, название.
Наши воспитанники достигли хороших результатов в спорте. Для них был бы интересен значимый взрослый, именно спортсмен именитый. Начинаю заниматься поисками. Поскольку ребята увлекаются футболом - значит, футболист.
А хоккей – зимний вид спорта – то можно пригласить и хоккеиста.
Надо действовать. Открываю интернет, звоню в Олимпийский комитет. Они вопросами такого порядка не занимаются. Тогда звоню в Федерацию футбола, в Федерацию хоккея. Оставляю заявку. Через 2 недели получаю положительный ответ.
Таким образом, получается 4 команды: команда девочек гр4, команда мальчиков гр3, юношеская сборная по хоккею, всем участникам по 10 лет, профессиональная команда по футболу, представляющая Казань.
Мероприятие должно отличаться масштабностью, хочется, чтобы это было шоу, звучали и песни, и танцы.
Вся страна учит и поет гимн Олимпиады, и мы его выучим.
Вся страна танцует, показывая в движениях виды спорта, и мы сможем.
Страна говорит - спортсмены могут обогнать секунды, а мы говорим, что можем оглушить трибуны, зажечь по-взрослому.
Все сложилось. Теоретический материал прошел 2х месячную обработку. Опираюсь на воспитанниц своей группы: подбираю каждой материал, учитывая возраст, способности, уровень восприимчивости.
Опираясь на увиденную рекламу из ситкома «Даешь молодежь»,и шоу «Большие танцы», составили свою рекламную паузу на разные темы, уместные для здорового образа жизни, определили ее место в занятии.
Даша может сказать с нужной интонацией, ей с юмором.
Анжела с неохотой, ведь взрослая: Попробую!
Есть сценка в начале занятия о здоровом образе жизни, которая подводит к разговору о физической направленности занятия, о подрастающих олимпийцах. Представились мне в этой роли Галя, Саша и Влад. Галя сбилась и смеется, настрой потерян – недоучила.
Юля Филина сама хочет попробовать выучить трудный нерифмованный текст. Не хочется ей давать, понимаю, не получится, но она рвется в бой. Рискнем. Терпение и труд все перетрут. Начинается совместная кропотливая работа над дикцией, интонацией, осмысливанием. И, получилось.
Спасибо за доверие – говорит воспитанница.
Занятие сопровождалось презентацией. Ведь во время показа презентации познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Презентации отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности.
Собранный материал о Сочи, об Олимпиаде, о зимних видах спорта, о символах, о добровольцах-волонтерах собрали, разложили в папки. Провели мастер-класс по изготовлению пиктограмм, которые будут вручаться победителям - паралимпийцам в разных видах спорта представителями благотворительного фонда Роналда Макдоналда, где они будут находиться в качестве волонтеров.
Готовим фильм о нашей спортивной жизни, о здоровом образе жизни.
Подведу итог. Результаты внеурочной деятельности.
Для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим воспитателем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
В беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне группы, всего учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия. Только в действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды детского дома, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином. Для достижения третьего уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника в открытой общественной среде.Актуальность состоит в том, что наша совместная деятельность направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Занятие способствует укреплению и развитию физического и психологического здоровья ребенка, развитие его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинетических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.