Формы организации внеурочной деятельности и их характеристика, методы внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности и их характеристика, методы внеурочной деятельности

Предмет ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
Предмет ОБЖ имеет свои особенности - он переводит все теоретические знания школьников в область практики. Это единственный интегрирующий предмет в современной школе, позволяющий построить проектную деятельность одновременно с учителем биологии, физики, химии. математики и физической культуры. А поскольку деятельность нужно описать и оформить, то нужно участие учителя литературы и информатики. Так у себя в школе я строю свою деятельность, использую на уроках современные технологии. В частности, проектную деятельность, ИКТ.
На мой взгляд, концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости - действовать».
Формы организации внеурочной деятельности могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Формы работы: систематические и эпизодические - кружки; олимпиады по ОБЖ; факультативы; предметные недели; конкурсы; викторины; походы; экскурсии; проведение месячников по обучению населения в области ГОЧС; участие в различных социальных акциях; коллективные тематические просмотры фильмов; экскурсионные поездки; недели безопасности (ПБ, ПДД); школьные, муниципальные мероприятия по курсу ОБЖ; тематические классные часы; тематические выставки по ПБ и ПДД; соревнования; дни здоровья; тематические родительские собрания.
Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности преподавателя. Но из-за масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. Формы внеурочной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.
Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. Кружки по содержанию можно разделить на группы.
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета ОБЖ, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определённым вопросам (первая медицинская помощь, ориентирование на местности и т.д.). 4. Кружки, посвящённые специальным вопросам ОБЖ, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела ОБЖ.
Факультативы. Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеурочным - экскурсии, практические работы.
Факультативы должны способствовать решению следующих задач:
формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека;
определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности;
усвоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Олимпиады. Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является предметная олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов в области безопасности.
Проведение конференций по ОБЖ. Во внеурочной деятельности по ОБЖ уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
Устный журнал. Проведение устных журналов по основам безопасности жизнедеятельности призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма, способствующая популяризации курса ОБЖ. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины и игры по ОБЖ. Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ. Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д. Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии, связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОЧС, ГИБДД и др.) воспитание любви к своей Родине. В предметную неделю включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- подготовку и проведение дня ОБЖ в каждом классе;
- конкурс рефератов по ОБЖ;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
- проведение экскурсий в музеи, в учреждения, связанные с безопасностью, в специализированные ВУЗы.
Школьные издания по ОБЖ. Трудно себе представить внеурочную работу по ОБЖ без выпуска плакатов или стенных газет. Такие издания различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Школьные музеи. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учёта и хранения фондов, связь с общественностью и др.
Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учётом реально существующих в том, или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Методы организации деятельности школьников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определён, прежде всего, спецификой изучаемого материала.
Методы организации внеурочной работы:
работа на природе: экскурсии, походы, наблюдения, соревнования;
работа с литературой: подготовка рефератов, подготовка докладов, выпуск стенгазет и плакатов и др.;
игровая деятельность: олимпиады, деловые игры, викторины, конкурсы и др.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знаний в области курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: наблюдения, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др.
Но при работе с любыми источниками информации по курсу ОБЖ важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть, как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеурочной работы.