программа фантазийные уроки 4класс


Программа внеурочной деятельности
«Фантазийные уроки»
Общекультурное направление
4 –а класс
Составитель: Шипилова Лариса Евгеньевна
Воспитатель второй квалификационной категории
2014-2015 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В своей деятельности руководитель кружка руководствуется:
- Законом РФ «Об образовании»
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ф3);
- Декларацией прав и свобод человека;
-ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Уставом школы;
- Санитарными правилами (СП 2.4.2 782-99);
- Типовым положением об образовательном учреждении, примерной программой воспитания и социализацией обучающихся школы-интерната, положением о воспитательной деятельности (от 30.09.2012) для проведения внеурочной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Программа кружка «Фантазийные уроки» рассчитана на детей -9-11лет
Образовательная область-художественная.
Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического  образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Фантазийные уроки» реализует общекультурное  направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования. Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, картон, нитки, ткань, бисер и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, декупаж, бисероплетение, хенд-мейд и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Такие занятия успокаивают, развивают воображение, сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием- это очень важно для детей с нарушением зрения.
Актуальность программы – в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Работа в кружке прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, фантазии, пространственного представления. Ребята обучаются работе с иглой, знакомятся с инструментами. У них развивается глазомер, творческое мышление, двигательная и зрительная память. Воспитывается терпение, аккуратность, усидчивость, внимательность и творческий подход к делу. У воспитанников совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для слабовидящих детей.
Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребенка.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, сказок, расширяющих кругозор детей. Изготовление работ своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Результатами кружка является участие детских работ на школьной выставке и конкурсах. Использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно - прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Цель программы:
развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Образовательные:
Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
Ознакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Научить организовывать рабочее место.
Воспитательные:
Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
Воспитывать умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
Воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам.

Коррекционно-развивающие:
Формировать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников.
Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
Развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого.
Развивать самостоятельность и аккуратность.
Знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях.
Формы работы:
Беседы;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Коллективно-творческая работа;
Работа с родителями;
Оформление выставок.
Методы:
Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа).
Наглядные (демонстрация, электронная презентация).
Практические (практическая работа, экскурсии, выставка).
Оборудование и инструменты, необходимые для занятий кружка:
Картон, ткань, салфетки, клей ПВА, лак, кисть, нитки, иголка, ножницы, бисер, рубка, стеклярус, мисочки под бисер, леска, проволока, бусины, наполнитель –синтепон, ленточки – атласные (0,2-0,5 см.), основа для ствола елки – кисточка, мулине коричневого цвета.
Формой подведения итогов являются выставки работ детей.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Продолжительность
занятий Периодичность
в неделю Количество
часов в неделю Количество
часов в год
1час 1 час 1 час 34 часа
В середине занятий проводятся физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение. Проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не более 10 минут.
Календарно-тематическое планирование
Разделы программы Темы занятий Даты
1. Вводное занятие
2. Аппликация

3. Хэнд мэйд4. Бисероплетение

5. Техника декупаж.
Работа с фетром.

7. Итоговое занятие.
Цель и задачи. ТБ при работе с инструментами. Сказки об инструментах.
Экскурсия- наблюдения «Осень»
«Наблюдение за природой, осенним пейзажем»
Закладка для книги (осенняя тематика).
Изготовление поздравительной открытки ко Дню Учителя.
Приемы бисероплетения на станке
- фенечки из бисера;
- именные фенечки.

Экскурсия «Зимняя сказка».
«Елочка» из бисера, пайеток.
Теоретические сведения.
Понятие «Панно».
Подставка под карандаши. Ваза. Панно.

Беседа о празднике Святого Валентина. Изготовление сердечек.
Беседа о празднике 8 марта.
Изготовление игольницы.
Результаты.
Содержание занятий:
Вводное занятие (2ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Сказки об инструментах. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППД.

Аппликация.
Закладки для книг, учебников.
Теоретические сведения. Основные приемы. Продумывание дизайна. 
Практическая работа. Подготовка материала. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Прикрепление элементов к основе (закладке). Оформление.
Хенд мейд
Изготовление сувенирной открытки к Дню учителя, объемная фоторамка.
Теоретические сведения. Продумывание дизайна. Анализ образцов.
Практическая работа. Организация рабочего места. Выполнение отдельных элементов. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Бисероплетение
Фенечки из бисера, именные фенечки.
Теоретические сведения.
Беседа «Что такое фенечка?»
Практическая работа:
- Организация рабочего места.
- Изготовление станка.
- Зарисовка имени схематично.
- Приемы бисероплетения на станке.
«Елочка» из бисера.
Экскурсия «Зимняя сказка».
Теоретические сведения.
Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления елочки: параллельное и петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения элементов елочки. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа.
Выполнение отдельных элементов елочки. Составление композиций. Сборка и закрепление дерева в вазе (подставке).
Декупаж.
Подставка под карандаши. Ваза. Панно.
Теоретические сведения.
Общее понятие о декупаже.  Из истории декупаж. 
Понятие «Панно».
Практическая работа:
- Подбор салфеток и картин для создания сюжета.
- Способы вырезки, приклеивания и высушивания.
- Художественное оформление изделия с использованием красок.
- Использование лака (закрепление).
Изготовление и декорирование баночек, бутылочек по выбору,  в технике декупаж.
Работа с фетром.
- Валентинки.
- Игольницы «Корона» или «Совушка» (по выбору).
- Цветы: Пуансетия или объемные цветы (по выбору).
Теоретические сведения.
Беседа о празднике Святого Валентина.
Практическая работа:
Изготовление шаблона – сердечко, оформление.
Беседа о празднике 8 марта. Подарки мамам.
Теоретические сведения. Виды фетра. Анализ образца. Подбор сочетающихся цветов. Техника шитья.
Практическая работа:
Изготовление выкройки для изготовления игольницы или цветов. Сборка деталей. Оформление.

Итоговое занятие (2 ч.)
Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов, награждение.
Предполагаемая результативность курса:
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих. Воспитательных, и образовательных задач педагогики, приучает к творческой деятельности.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к кружковой деятельности;
- представление о причинах успеха в кружке;
- интерес к занятию творчеством;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основании выполненных работ.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять задачу, соответствующую этапу обучения;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с педагогом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством педагога.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в книгах;
- понимать знаки, схемы, приведенные в книге;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Информационно-методическое обеспечение:
В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.
Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.
Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.
Все о декупаже. Техники и изделия Изд.-во: Ниола-Пресс, 2006.
О. Вешкина. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.
Полянская А. «Изделия из бисера. 100 схем бисероплетения».
Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера».
Шинковская К. «Художественный войлок» Москва АСТ-Пресс книга, 2010.