Классный час Не забывайте о птицах зимой


2658110-434340
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Управление образования администрации Белгородского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области»
308510, Белгородский район, пгт. Разумное, ул. Школьная, 1
Телефон (4722) 59-59-39, 59-59-40
razumsosh3@mail.ruПедагогический проект
Сотниковой Елены Юрьевны
учителя русского языка и литературы
МОУ «Разуменская СОШ№3»
на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся в работе с толковыми словарями через исследовательскую деятельность»
2016 год
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
Название проекта:
Развитие творческих способностей обучающихся в работе с толковыми словарями через исследовательскую деятельность.
Ключевые слова:
Преподавание русского языка в школе, творческие способности, работа со словарями, исследовательская и проектная деятельность, методический комплекс.
Аннотация к работе:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему не столько освоения школьниками знаний, сколько умениями и навыками, позволяющими их применять. В настоящее время, в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса, уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. На современном этапе изучения повысились возможности детей в усвоении лексики, возросли требования школы к речеведческой подготовки школьников, изменились социальные условия и отношение взрослых к образованию детей. Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются всё чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, если общество больше не обращается к определённому понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает. Как говорилось выше, изменения в лексическом составе языка происходят постоянно: некоторые слова устаревают и уходят из языка, другие появляются - заимствуются или образуются по существующим моделям. Предлагаемый к разработке проект носит теоретико-прикладной характер, поскольку направлен не только на осмысление теории, но и на решение вопросов, связанных с апробацией в учебной работе путей и методов по организации и подготовки на уроках родного языка исследовательских проектов с целью развития интереса к истории русского слова и культуры родного края и страны.Новизна проекта:
Системная работа с учащимися, представляющая собой своеобразный алгоритм: 1) ежедневная работа с толковыми словарями – анализ словарных статей – творческая деятельность (подготовка исследовательских работ) – интегрированные уроки и проекты – выступление и защита исследовательских работ на уроках и конкурсах; 2) сосредоточение и систематизация использования в учебной деятельности словарных
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
материалов и лексических единиц; 3) создание методического комплекса, дополняющего учебные пособия, словари, методички, позволяющего организовать систему работы как в школе, наставником, так и самостоятельно. Для определения уровня сформированности творческих способностей в работе с толковыми словарями мы предлагаем разработку и использование специальных комплексов и методик (беседы, творческие задания и др.). Наиболее значимые вопросы теории и практики развития творческих способностей обучающихся в работе с толковыми словарями через исследовательскую деятельность планируется представить в методических разработках и научных статьях.
Ожидаемые результаты и их значимость.
В качестве планируемых результатов работы по проекту рассматриваем: 1) разработку методической системы направленной на организацию и подготовку к исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы путем изучения словарей; 2) подготовку методического комплекса, позволяющего организовать системную работу на уроке, позволяющую развить творческие способности у обучающихся; 3) публикация проведенной работы и полученных результатов. Также в процессе планируемых результатов по проекту рассматриваем: а) диагностику уровня знаний учащихся в работе со словарями и сформированности навыков работы на основе имеющихся данных; б) анализ учебных пособий с точки зрения наличия в них возможностей активизации лингвокультурного потенциала через исследовательскую деятельность; в) апробация в практике обучения системной организации работы по алгоритму: ежедневная работа с толковыми словарями – анализ словарных статей – творческая деятельность (подготовка исследовательских работ) – интегрированные уроки и проекты – выступление и защита исследовательских работ на уроках и конкурсах.
Ожидаемые научно-теоретические результаты: 1) системное представление проектной деятельности через работу с толковыми словарями у учащихся 5-9 классов; 2) уточнение и конкретизация терминов; 3) обсуждение заявленной проектом проблем на конференциях, семинарах; 4) представление теории и практики развития творческих способностей обучающихся в работе с толковыми словарями через исследовательскую деятельность.
Планируемые способы и формы обнародования полученных теоретических и практических результатов: а) в виде дидактических материалов (до 20 текстов), в виде методических разработок, в виде методических рекомендаций; б) статьи в научных сборниках и ведомственных журналах, тезисы материалов конференций.
Содержание проекта проведения исследования.
1.Научная проблема, на решение которой направлен проект.
С введением новых стандартов (ФГОС 2 поколения) в образовании связано
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
утверждение компетентностного подхода в процессе обучения. В Стандарте
определены цели формирования личности, личностного развития, в т.ч. подчеркнута необходимость формирования творческих способностей современных учащихся. Однако только в процессе непосредственной практической и экспериментальной работы могут быть определены конкретные пути и приёмы достижения поставленных целей. Предлагаемый к разработке проект носит теоретико-прикладной характер, поскольку направлен не только на осмысление теории по исследованию проектной деятельности, но в большей степени на решение практических вопросов, связанных с определением и апробацией в учебной практике путей и методов организации работы на уроках русского языка и литературы с использованием толковых словарей, с целью развития интереса к русской истории и культуре учащихся. 2. Актуальность проблемы для данной отрасли знаний, научная значимость решения проблемы.
В настоящее время в обществе возросло внимание к развитию проектной деятельности обучающихся как проявления своих интеллектуальных и творческих способностей. Изменились требования и к выпускникам школы. На современном этапе развития образования перед школой стоит цель подготовки человека, воспринимающего ценности мировой и отечественной культуры, эмоционально переживающего их, включающего эти ценности в свой внутренний мир. Актуализация изучения словарей через проектную работу связана с насущной необходимостью духовного возрождения страны, поиском путей реализации этой непростой задачи. Обновление преподавания русского языка в школе и вузе многие современные лингвисты и методисты-словесники видят в востребованности культуросберегающего и культуроотражающего потенциала родного языка. А именно в толковых словарях хранится история слова.
Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью, необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования творческих способностей учащихся, путем укрепления их интереса к истории лексики своей страны, воспитания патриотических чувств.
Культуроориентированное и развивающее личность учащегося изучение родного языка должно прийти на смену формализованному, отчужденному от личности ребенка преподаванию. Словари не должны восприниматься как формальный языковой материал, нуждающийся в систематизации, это в первую очень материал культурообразующий.
3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект
Проблема развития творческих способностей через проектную деятельность
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
учащихся достаточно остро для современного этапа развития образования. Конкретная задача, которую предлагаем решить в рамках этой сложной проблемы, - это разработка методической системы обучения, способствующей изучению толковых словарей учащимися путём специально организованной системной работы с проектной деятельностью. Для этого необходимо уточнить содержание и цели работы развития творческих способностей в работе с толковыми словарями на уроках русского языка и литературы, предложить и апробировать новые методы, учебные средства и организационные формы.
4. Научная новизна поставленной задачи
Научная новизна поставленной задачи заключается: 1) ежедневная работа с толковыми словарями – анализ словарных статей – творческая деятельность (подготовка исследовательских работ) – интегрированные уроки и проекты – выступление и защита исследовательских работ на уроках и конкурсах; 2) сосредоточение и систематизация использования в учебной деятельности словарных материалов и лексических единиц; 3) создание методического комплекса, дополняющего учебные пособия, словари, методички, позволяющего организовать систему работы как в школе, наставником, так и самостоятельно.
Развернутый план работы на год выполнения проекта.
План работы (январь – декабрь 2016 г.):
1.Январь-февраль 2016 года. Конкретизация плана работы по проблеме исследования. Изучение и анализ научной литературы, посвящённой проблемам исследования толковых словарей. Выработка и описание критериев работы. Апробация в учебном процессе методов и приемов системной работы с толковыми словарями через проектную деятельность.
2. Март-май 2016 года. Апробация в учебном процессе методов и приемов специально организованной системной работы с толковыми словарями через проектную деятельность (продолжение эксперимента). Анализ школьных учебников. Сбор фактического материала для исследования: подбор лингвистических единиц, контекстов из художественных произведений писателей школьного курса литературы. Формирование корпуса примеров, систематизация отобранного материала для исследования. Участие в научно-практических конференциях различного уровня.
3. Июнь-июль 2016 года. Обобщение и систематизация языкового материала. Систематизация методических материалов по проблеме развития творческих способностей в работе с толковыми словарями. Анкетирование учащихся и учителей. Обработка анкет. Подготовка методических разработок и рекомендаций. Написание статьи по проблеме исследования. Участие в научно-практической конференции.
4.Август-сентябрь 2016 года. Систематизация и редактирование
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
материалов. Подготовка новых методических разработок и редактирование методических рекомендаций. Текстологическая обработка лексикографических материалов: подготовка примечаний, исторических справок, лингвистических комментариев. Написание статьи.
5.Октябрь-декабрь 2016 года. Апробация в учебном процессе методов и приемов системной работы развития творческих способностей с толковыми словарями (продолжение и завершение эксперимента). Описание результатов экспериментальной работы. Подготовка чернового варианта методических пособий. Написание статьи по проблеме исследования. Подготовка текста отчета по проекту.
Ожидаемые конкретные научные результаты.
В качестве результата работы по проекту рассматриваем: 1) разработку методической системы направленной на организацию и подготовку к исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы путем изучения словарей; 2) подготовку методического комплекса, позволяющего организовать системную работу на уроке, позволяющую развить творческие способности у обучающихся; 3) публикация проведенной работы и полученных результатов. Также в процессе работы по проекту предполагаем осуществить: а) диагностику уровня знаний учащихся в работе со словарями и сформированности навыков работы на основе имеющихся данных; б) анализ учебных пособий с точки зрения наличия в них возможностей активизации лингвокультурного потенциала через исследовательскую деятельность; в) апробация в практике обучения системной организации работы по алгоритму: ежедневная работа с толковыми словарями – анализ словарных статей – творческая деятельность (подготовка исследовательских работ) – интегрированные уроки и проекты – выступление и защита исследовательских работ на уроках и конкурсах.
Ожидаемые научные результаты: 1) системное представление проектной деятельности через работу с толковыми словарями у учащихся 5-9 классов; 2) уточнение и конкретизация терминов; 3) обсуждение заявленной проектом проблем на конференциях, семинарах; 4) представление теории и практики развития творческих способностей обучающихся в работе с толковыми словарями через исследовательскую деятельность.
Планируемые способы и формы обнародования полученных теоретических и практических результатов: а) в виде дидактических материалов (до 20 текстов), в виде методических разработок, в виде методических рекомендаций; б) статьи в научных сборниках и ведомственных журналах, тезисы материалов конференций.
Теоретическая значимость заключается: а) в обосновании методической идеи активизации лингвокультурного потенциала лексики, обогащающей научную концепцию культурологического подхода в языковом образовании;
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.
б) в уточнении и конкретизации актуального для современного этапа образования дидактического понятия «исследовательская деятельность»; в) в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методической системы формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения проектной деятельности за счёт организации системной работы с толковыми словарями.
Практическая значимость работы видится в предложении и описании реальных путей решения заявленной проблемы, в частности, а) в экспериментальной проверке системной организации работы по алгоритму: ежедневная работа с толковыми словарями – анализ словарных статей – творческая деятельность (подготовка исследовательских работ) – интегрированные уроки и проекты – выступление и защита исследовательских работ на уроках и конкурсах; б) в систематизации тематических дидактических материалов, конспектов уроков, методических рекомендаций для учителей; г) в разработке диагностических комплексов и мониторинговых методик (тесты, анкеты, творческие задания и др.); д) в представлении части полученных результатов научных статьях и методических разработках.

Имеющийся у руководителя научный задел по проекту.
Работа над проектом ведется с января 2015 года. Хотя работа началась сравнительно недавно, за этот период изучались документы, определяющие содержание образования, рассматривались методики, анализировалась литература. В августе-сентябре была экспериментальная работа. По результатам экспериментальной работы был разработан ученицей 9 класса под моим руководством исследовательский проект «Устаревшие наименования частей тела в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля», который принял участие в конкурсе исследовательских работ «Меня оценят в XXI веке» и стал призером муниципального этапа.
МОУ «Разуменская СОШ№3», Сотникова Е.Ю.