БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ


Тема занятия: "Беседа о зимующих и перелётных птицах."
Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Развивать: память, речь, внимание и творческие способности. Обогащать словарь путём ведения слов: корм, перелётные, зимующие. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Материалы к занятию: Музыка-запись голосов птиц. Картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. Разные виды кормушек. Для ручного труда: шишки, верёвка, корм, 2 миски, мёд, влажные салфетки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Предложить детям послушать музыку: Пение птиц.
Воспитатель: -Ребята, что вы сейчас услышали? (Пение птиц).
-Вы уже догадались, о ком мы будем говорить? (О птицах).
2. Введение в тему.
Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли...
В гости первый день недели, к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог, прилетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!
-Название каких птиц вы услышали в стихотворении? (Синица, снегири, ворона, воробей, голубь, сорока).
Воспитатель: - Дети давайте рассмотрим таблицы с изображением зимующих и перелётных птиц.
Вопросы:  - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? (Воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки).
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).
-  Каких птиц не было видно в последнее время? (Грачей, ласточек, стрижей, скворцов).
- Куда они делись? (Улетели в тёплые края).
-  Как называются птицы которые улетают в тёплые края? (Перелётные).
- Почему они улетают? (Боятся холодов и голода).
- Вспомните чем питаются птицы?( Насекомыми, семенами растений, ягодами).
3.Беседа.
Воспитатель: -  Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Как вы думаете, почему зимующие птицы: воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы, круглый год живут снами? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
- И всё- таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. 
 - Дети, а вы помогаете птицам? Мы смастерили кормушки и приносим корм: семечки, хлеб, крупу. Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Физкультминутка:
Воспитатель: - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы будете хлопать в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи. (дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые).
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи ,чижи, аисты, кукушки,
даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
Воспитатель: - Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.
Загадки:
1. В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук- тук- тук, да тра- та- та! (Дятел).
2. Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. (Воробей).
3. Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это...(Снегири).
4. На шесте- дворец, во дворце - певец, а зовут его...(Скворец).
5. Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку- ку, ку- ку! (Кукушка).
4.Объяснение практической работы.
Для изготовления кормушки понадобиться:
веревка
шишка
мёд
корм для птиц (семена подсолнуха, овёс, пшено, крошки пшеничного хлеба.)
Процесс изготовления кормушки.
1. Обвязать шишку веревкой.
2. Шишку обмакнуть в первую миску с мёдом.
3.Насыпьте во вторую миску корм для птиц.
4.Шишку с мёдом обваляйте в корме для птиц. 

5. Ручной труд.
-А теперь, ребята, мы с вами сделаем кормушку для птиц. Воспитатель приглашает детей к столу.
 -Смастерив кормушку своими руками, вы поможете птицам пережить суровую зиму. Во время прогулки повесим их на деревья.
6. Итог занятия: - Молодцы, ребята. Мы много узнали о жизни птиц. Давайте вспомним, а чём мы сегодня беседовали.