Рабочая программа дополнительного образования по родному языку (удмуртский)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кучуковская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МБОУ
______/В.Н.Касимова/ МБОУ Кучуковская СОШ Кучуковская СОШ
Протокол № 1 от ____/ С.В. Сабирзянова/ ______/Р.Х Багаутдинов/
« 22» августа 2016г. « 27 » августа 2016г. Приказ № 310 «О»
от « 29 » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному дополнительному образованию
«Жить вместе, оставаясь разными» (удмуртский)
в 4б классе
Малковой Ларисы Александровны,
учителя первой квалификационной категории
Принят на педагогическом совете школы, протокол № 1 от « 29» августа 2016 года
2016/ 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована  на формирование личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В младшем школьном возрасте формы и методы, направленные на чувственное  понимание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание  создают условия для расширения и углубления знаний по этнокультурным, эстетическим ценностям
Актуальность: 
- создание модели поликультурного воспитания, последовательно сориентированной на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;
- подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев;
- особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.Педагогическая целесообразность:
-  изучение темы «Культура, быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, поликультурного воспитания, формирования гражданского сознания, национального самосознания ребят.
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, семей, специфике их культур и ценностей и   т.д.)
 - эмоциональное воздействие: важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства.
- изучение поведенческих норм (знания, полученные  о нормах взаимоотношения между народами, правила национального  этикета)
Цель поликультурного воспитания:
 Формирование гражданской позиции  школьника на основе приобщения к общечеловеческим ценностям через усвоение национальных культур, изучение истории своей малой родины и семьи.
Задачи:
- воспитание  самоуважения;
- воспитание уважения другого по национальности человека;
- познание национальных традиций своего и других народов через их анализ и сравнение.
Возраст участников:  9-10 лет (4 класс).
Формы работы: тренинг «карусель»; беседы, позволяющие выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме; практическая работа в группах; сообщения учащихся по темам « Народы Поволжья»; устные журналы; экскурсии в музей, в Районный Дом Культуры, осмотр достопримечательностей с. В.-Бодья, тематические праздники народов Поволжья; выставки совместных поделок «Праздничный семейный календарь» ( национальные, семейные праздники в семье), конкурс творческих работ.
 
Учебное планирование
по дополнительному образованию (удмуртский)
Класс 4б
Учитель Малкова Лариса Александровна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности.
Дополнительная литература:
- Газета для детей и подростков «Зечбур» - учредитель Министерство культуры, печати и информатизации Удмуртской Республики.
- Научно-методический журнал «Вордскем кыл» («Родное слово») – Ижевск, учредитель Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
- Ившин В. Н. «Зарни дэремен шунды».Книга для семейного чтения. Ижевск: «Удмуртия» - 2006 год.
- Рыжие люди (Кельыт адямиос) откуда вы. Не из геродотовских ли будинов/Ю. Пер, Бужы Пави, Арзами Очей, Марки Олёк – Ижевск, 2007. – 412 с.
- Суворова З.В. «Педагогические идеи ущмуртского просветителя И. С. Михеев». – Ижевск: Удмуртия, 1990.- 96 с.
- Иванов И. З. «Алнаши – сердцуц добрый свет = Шунды яркыт пиштэ Алнаш вадьсын.» - Ижевск: Удмуртия, 2004.- 304с.
- Козлова Н.Т., Рысин И.И. География удмуртии/под ред. Н.Т Козловой, И.И Рысина.- 3-е изд., испр. И доп. – Ижевск: Удмуртия, 2008.- 224 с.: ил.
- Кралина Н.П. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды / составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; художник М. Гарипов. – 3-е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.- 160 с.
- Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов.- Ижевск: Удмуртия, 2001.- 216с.
- М.Г. Атаманов «История Удмуртии в географических названиях» 1980
- Султанбеков Б.Ф, А.Л. Литвин «Рассказы о родном крае».- 1972.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты обучения и воспитания:
- знание культуры, быта  и традиций народов Поволжья;
- умение применять на практике  полученные  знания  о нормах взаимоотношения между народами.
Список
детей, посещающих внеурочную деятельность
«Жить вместе, оставаясь разными»
на базе МБОУ Кучуковская СОШ
№ п/п ФИО День, месяц, год рождения
1 Васильев А.Ю. 20.09.2007
2 Карпов А.А. 24.10.2008
3 Карпов Т.К. 04.02.2008
4 Малкова Ж.И. 30.06.2008
5 Михайлова С.А. 09.11.2008
6 Михайлов Д.И. 11.08.2006
7 Петрова К.О. 01.11.2006
Содержание тем учебного курса
№п/п Разделы курса Кол-во часов
1 История возникновения удмуртского народа 4
2 Хозяйственная деятельность 8
3 Быт и семейные нравы 6
4 Религии. 4
5 Национальные блюда 4
6 Происхождение татарского народа 3
7 Удмуртский этнос 4
6 Творческий отчёт
1
Календарно-тематическое планирование

урока Тема урока Кол-во часов Планируемые результаты освоения материала и УУД Вид контроля, измерители Дата проведения
Примечание
План Факт 1 История возникновения удмуртского народа «Этапы формирования и расселения удмуртского народа в Поволжье»
« Различные гипотезы о предках удмуртского народа» 1 Знать формирования и расселения удмуртского народа в Поволжье.
- предков удмуртского народа. Беседа 02.09 2 «Основные этапы заселения удмуртами Поволжья» 1 Беседа 09.09 3 «Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре» 1 Знать опыт социальной и
межкультурной коммуникации
Беседа 16.09 4 «Взаимопроникновение культур»
1 Знать формирование о взаимопроникновении культур Беседа
Посещение музея 23.09 5
Хозяйственная деятельность «Хозяйственная деятельность: системы земледелия, виды земледельческих орудий» 1 Знать
- первоначальные навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками, старшими детьми
и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда,
творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой
деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности. Практическая деятельность 30.09 6 «Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая» 1 Фронтальный опрос 07.10 7 « Особенности скотоводства» 1 Знать отрасли животноводства.
Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края. Беседа 14.10 8 « Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям» 1 Знать ритуальные праздники (йырпыд сётон) Проект 21.10 9 «Изготовление одежды, обуви, домашней утвари» 1 Знать этапы изготовления национальной одежды и домашней утвари Практическая работа
Экскурсия 28.10 10 «Виды посуды» 1 Практическая работа Экскурсия 11.11 11 «Национальная одежда» 1 Знать национальную удмуртскую, русскую и татарскую одежду (книга раскраска) Практическая работа Экскурсия 18.11 12 «Основные этапы удмуртской национальной одежды и современная мода» 1 Знать национальную и современную удмуртскую одежду Практическая работа 25.11 13 Быт и семейные нравы «Быт и семейные нравы удмуртского народа» 1 Знать традиции россиян, собственные традиции семьи.
Понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей.
Уметь следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей. Беседа 02.12 14 «Жилище. Домашнее хозяйство» 1 Беседа 09.12 15 «Личная гигиена: мужские и женские прически, косметика, представление о чистоте.»1 Знать правила личной гигиены Беседа. Практическая деятельность 16.12 16 Русская, удмуртская, татарская бани» 1 Знать различия русской, удмуртской, татарской бани Беседа. 23.12 17 «Семейная жизнь. Русская, удмуртская, татарская свадьба. 1 Знать различия русской, удмуртской, татарской свадьбы. Беседа. 13.01 18 Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны» 1 Знать обычаи и обряды россиян, удмуртского народа.
Знать, во что верили русские и удмуртские народы;
Уметь: называть имена богов и духов русские и удмуртские народов; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны. Беседа.
20.01 19 Религии.
«Религии русского и удмуртского народа» 1 Беседа.
27.01 20 « Язычество. Христианство и языческий мир» 1 Беседа.
03.02 21 « Христианские праздники и обряды» 1 Знать уважительные отношения к
традиционным религиям; Беседа.
10.02 22 «Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах» 1 Иметь представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах Беседа.
17.02 23 Национальные блюда Национальные блюда 1 Знать национальные блюда, напитки, лакомства удмуртов, русских и татар Практическая работа 24.02 24 Национальные напитки, лакомства. 1 Практическая работа
03.03 25 « Особенности приготовления пищи» 1 Знать особенности приготовления пищи Практическая работа 10.03 26 « Прием гостей, семейные праздники, братчины» 1 Знать традиции россиян, собственные традиции семьи.
Понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей.
Уметь следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей. Беседа 17.03 27 Происхождение татарского народа «Происхождение и материальная культура татарского народа» «Основные версии происхождения татарского народа» 1 Знать происхождение татарского народа
Беседа 31.03 28 «Пища татар, национальные блюда»
«Традиционная одежда, обувь, головные уборы»   1 Знать обычаи и обряды россиян, удмуртского и татарского народов. Практическая работа 07.04 29 « Традиционный праздник плуга – сабантуй»
1 Практическая работа 14.04 30 Удмуртский этнос.
«Особенности развития удмуртского этноса. Формирование удмуртского этноса» 1 Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
Беседа 21.04 31  «Фольклор» 1 Знать и сохранить фольклор своего народа Беседа
Практическая работа 28.04 32 « Сохранение пережитков языческих верований»
1 Знать верования предков (Кунян кенер, Луддор, Акашка, Быдзым куала и др.) Экскурсия 05.05 33 «Праздники»
1 Традиционные удмуртские праздники. Знакомство с обычаями, песнями, играми, народными костюмами, блюдами. Практическая работа 12.05 34 Творческий отчёт
Мы – вместе! 1 Обобщение основных содержательных моментов курса. Проектная деятельность 19.05 Список ресурсов и литературы.
- Газета для детей и подростков «Зечбур» - учредитель Министерство культуры, печати и информатизации Удмуртской Республики.
- Научно-методический журнал «Вордскем кыл» («Родное слово») – Ижевск, учредитель Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
- Ившин В. Н. «Зарни дэремен шунды».Книга для семейного чтения. Ижевск: «Удмуртия» - 2006 год.
- Рыжие люди (Кельыт адямиос) откуда вы. Не из геродотовских ли будинов/Ю. Пер, Бужы Пави, Арзами Очей, Марки Олёк – Ижевск, 2007. – 412 с.
- Суворова З.В. «Педагогические идеи ущмуртского просветителя И. С. Михеев». – Ижевск: Удмуртия, 1990.- 96 с.
- Иванов И. З. «Алнаши – сердцуц добрый свет = Шунды яркыт пиштэ Алнаш вадьсын.» - Ижевск: Удмуртия, 2004.- 304с.
- Козлова Н.Т., Рысин И.И. География удмуртии/под ред. Н.Т Козловой, И.И Рысина.- 3-е изд., испр. И доп. – Ижевск: Удмуртия, 2008.- 224 с.: ил.
- Кралина Н.П. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды / составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; художник М. Гарипов. – 3-е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.- 160 с.
- Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов.- Ижевск: Удмуртия, 2001.- 216с.
- М.Г. Атаманов «История Удмуртии в географических названиях» 1980
- Султанбеков Б.Ф, А.Л. Литвин «Рассказы о родном крае».- 1972.
Приложение 1
Примерный перечень мероприятий по поликультурному воспитанию.
Форма мероприятия:
Содержание мероприятия:
Что вы знаете о национальных играх? Викторина.
2. Школа национального этикета. Цикл бесед.
3. На экране национальная классика.
Просмотр фильмов с последующим обсуждением
4. Декада национальной культуры.
Посещение музея
5. Национальная кухня. Приготовление блюд разных национальностей.
6. Национальная музыка.
Ознакомление с национальными музыкальными инструментами и прослушивание музыки, песен того или иного народа.
7. Национальный быт и старинные ремесла. (Проводится вместе с родителями).
Выставка-экспозиция предметов национального быта. (Родители приносят для демонстрации на классный час предметы быта).
8. Великие люди (удмуртского, , татарского, марийского и других) народа. Цикл бесед
9. Традиции и обряды народов России (других народов) Демонстрация национальных костюмов, беседы, показ фильмов на соответствующую тему.
10. «Что в имени тебе моем?» Имя наречение Вечер. Рассказы о происхождении имен и фамилий.
11. Происхождение религий разных народов. Лекции, беседы, обсуждения.
12. Мифы и легенды разных народов. Литературно-музыкальная композиция.
13. «Разговор по душам…»
Беседа об особенностях гигиены и обрядов некоторых народов.
14. О международном общении.
Встреча с представителями национально-культурных центров.
15. Кто мы, живущие в России? Обобщение изученного материала
16. Мы – вместе! Праздник народов Поволжья