Исследовательская работа по технологии ИЗО Удмуртский костюм


МБОУ Июльская СОШ
Воткинкий район Удмуртская Республика
»
Исследовательская работа
Удмуртский народный костюм
(итеграция ИЗО, МХК и технология)
Автор:Лесникова Софья Игоревна
Ученица 8 класса
МБОУ Июльская СОШ
Руководитель:Пантелеева Серафима Геннадьевна
Учитель ИЗО и технологии, педагог дополнительного образования
МБОУ Июльская СОШ
с.Июльское
2014
Содержание
Введение
История народного костюма удмуртов……………………….
Северный костюмный комплекс………………………………
Южный костюмный комплекс………………………………….
Женские головные уборы……………………………………….
Головные уборы северных удмуртов…………………………
Головные уборы южных удмуртов……………………………
Украшения…………………………………………………………
Обувь……………………………………………………………….
Исследовательская часть……………………………………….
Результаты ………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………….
Приложения……………………………………………………….
Введение
Наша одежда является непосредственным источником человеческих знаний о прошлом. В истории ее появления много неожиданного и поучительного. Она была нужна человеку для защиты от непогоды, в то же время являясь своеобразным знаком отличия. При создании одежды человек выражал свое представление об окружающем мире, его опасностях, о добре и красоте. Какую бы историческую эпоху мы ни взяли, одежда будет отличать людей разных национальностей. Выходит, что история народа отражается в изменении и развитии его одежды. Вот почему музеи так бережно собирают и хранят старинную одежду.Это коллекции народного платья. Сколько раз мы проходим мимо него. Пестро, нарядно, да и только! Это потому, что нам не известен язык этих вещей.
Что же определило неповторимую самобытность удмуртского народного в устройстве женского народного костюма? Искусства в развитии народной одежды как художественного культурного явления? В чем заключена его жизнеспособная творческая сила? Попробуем разобраться, так как в ней ярче всего отразился национальный идеал красоты.
  Цель работы:
Рассказать о народной женской одежде удмуртского народа, провести исследование и дать характеристикународной женской одежде удмуртов села Июльское, изготовить стилизованный удмуртский костюм.
Задачи:-    изучить имеющиеся источники об удмуртском народном костюме.-    встретиться сжителями - удмуртками села Июльского и записать их воспоминания об одежде родителей, бабушек, прабабушек. -    собрать материал о народном костюме, о каждом его элементе.  
Объект исследования: удмуртский женский народный костюм.
Предмет исследования:  удмуртская женская одежда удмурток села Июльского
Методы исследования:-    изучить имеющиеся источники.-    анализ материалов о народном удмуртском костюме.-    беседы с жителями – удмуртками села Июльского
                                                                              Предмет  исследования:  Народный удмуртский костюм удмуртоксела ИюльскогоАктуальность:-    стремление сохранить для потомков, для истории материал о народном удмуртском костюме в прошлом и настоящем.-    передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения народного удмуртского костюма.   
1. История народного костюма удмуртов.
По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними, костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма.
Приложение 1
Истоки народного искусства удмуртов, как и других народностей Поволжья и Урала, уходят в глубокую древность. В далекие времена кочевники продвигались на север, оседали в лесах, перенося скифско–сарматские традиции. Вливаясь в самобытную культуру финно – угров, заселявших Поволжье и Прикамьедо Урала, они порождали яркие поэтические образы, это особенно ярко отражает костюм каждого народа, являющегося той связью, посредством которой человек, облекаясь в одежды,связывал себя с миром. Народный костюм удмуртов выделяет пластичность форм и богатство цвета. Образ народного костюма выражает этническое самосознание народа, народное понимание красоты.
 Исследователи народной одежды удмуртов считают, что к началу 2 тысячелетия н. э. основные характерные черты удмуртского костюма сформировались. Одежда удмуртов в прошлом почти вся была домашнего производства.
Приложение 2
Шили ее из белого холста, сукна и овчины. Однако в дальнейшем, с изменением хозяйственных занятий, торговых партнеров, в связи с татарско – монгольским нашествием, а позднее – с присоединением к Русскому государству, костюм снова претерпевает значительные изменения.
За долгую историю удмуртского народа сложились два основных комплекса костюма: северный и южный. Оба эти комплекса возникли на финно – пермской основе.
1.1.Северный костюмный комплекс
Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы УдмуртскойРеспубликиСевероудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типоводежды пермских народов
Приложение 3
Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).
Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название "пестросаес" по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества.
Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсодиськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм - небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло - полосками красных лент до низа живота; у котрактачкиё - плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэншырем - красной отделкой.
Приложение 4
Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20x30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.
Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэскышет - букв, боковой платок).
Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымошортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины.
Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета.
1.2. Южный костюмный комплекс
Южноудмуртский костюмный комплекс сформировался среди населения, жившего на стыке лесной и степной зон, где значительно сильнее ощущалось влияние степных скотоводческих культур. В этом комплексе сохранились древние культурные элементы, берущие начало с ананьинской эпохи (VIII -III вв. до н. э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской культуры. В более позднее время на южноудмуртский костюм оказали влияние тюрки, вначале - булгары, затем - татары и башкиры.
Приложение 5
Территория распространения комплекса — Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можтинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский куст) районы Удмуртской Республики, Агрызский, Менделеевский районы Республики Татарстан.
В данный костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась).Традиционная женская рубаха южных удмуртов конца XIX -начала XX в., в отличие от североудмуртской, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску.
Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивали полосками черного сатина. Праздничный кафтан - дӥсь, аналогичный зыбыну, шили из плиса или китайки, полы и подол украшали тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; идущие от талии клинья отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, к подолу пришивали оборку. Камзол подпоясывали вышитым (позднее - аппликативным) поясом. Поньток (от русского - пониток) шили из полушерстяной домотканины, по крою он был приталенным, без сборок.Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.
2. Женские головные уборы
2.1. Головные уборы северных удмурток
Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца. Самым распространенным девичьим головным убором была холщовая шапочка (такья), обшитая кумачом и монетами. Девочки 10-12 лет носили круглуютакъю (котрестакъя), 14-15 лет - продолговатую (кузялэстакъя). Невеста на свадьбу надевала обе такъи сразу. Кроме такъи, девушки носили головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, блестками, позументом, лентами, а также платки из белого холста, ситца, в праздники - из кашемира и шелка. Замужние женщины, кроме налобных повязок и платков, носили головное полотенце (весяккышет, йыркотыр), концы которого украшались вышивкой и красными ткаными полосками.
Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «ШундыМумы»- Мать Солнца.
Приложение 6
2.2. Головные уборы южных удмурток
Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Укотуг состоял из полосы позумента, нашитого на холст или кумач, густой бахромы с блестками и деревянных подвесок, обвитых позументной нитью.
Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове булавками или нитками, на спине - пояском фартука. Чалму носили только замужние женщины. В 50-55 лет ее заменяли холщовой шапочкой (пелькышет) с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами в виде полотенца, которые оторачивались кружевами или оборкой.
С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов.
Приложение 7
Удмуртский айшон был аналогичен русскому кокошнику, мордовскому панго, марийскому шымакшу. Его высота колебалась от 7 до 35 см.
Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Через три года после свадьбы на айшон пришивали так называемыйбырттос (от слова бырттыны - вдеть, продеть) из кусочка ткани с пришитыми бусами и монетами.
Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором. Свадебныйсюлык украшался черной ковровой вышивкой с древовидным орнаментом, исходящим от углов к центру, края обрамлялись массивными кистями из бордовых или черных ниток. Повседневный сюлык был красного цвета с зелеными шерстяными кистями, вместо вышивки - аппликация из разноцветного материала.
Черный сюлык женщина носила в течение трех лет после свадьбы (или до рождения первого ребенка), после чего меняла его на красный, который носила примерно до 50-55 лет. В конце XIX в. айшон стал выходить из употребления, а сюлык в качестве свадебного покрывала бытовал до 40-х гг. XX в.
3. Украшения
Среди женских украшений XVIII-XIX вв. главную массу составляли металлические украшения: серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и в богатых семьях переходили от поколения к поколению. В более бедных слоях населения в качестве украшений применялась имитация монет из олова и жести.
Приложение 8
Металлические запястья, браслеты, сплошь украшенные орнаментом, серьги, кольца, цепочки – в большом количестве доставлялись разъездными торговцами.
Приложение 9
Значительно меньшее место среди украшений занимали изделия из стекла – бусы и бисер, в то время как у соседних народов – мордвы, чувашей – бисер и бусы пользуются до настоящего времени чрезвычайно широким распространением.
В качестве браслетов, ожерелий, амулетов употреблялись белые раковины (йырпинь), широко распространенные на территории Среднего Поволжья у народов мари, мордвы, чувашей. Известны они и в Средней Азии, и на Кавказе. Эти раковины добывались в Индийском океане; их распространение на определенной территории говорит о торговых связях с Индией и о торговом пути, проходившем через земли названных народов. Раковины представляли для удмуртов материальную ценность и, по-видимому, играли роль своеобразной монеты; их не только носили в качестве украшения, но ими уплачивали дань, которую собирали булгарские феодалы.
Замужние женщины скрывали свои волосы под головным убором; девушки украшали свои косы накосником. Девичьи накосники представляли собой узкую полосу холста, на которую нашивались жетоны или монеты; вместо холста иногда употреблялась тесьма. Накосник заканчивался металлической пластинкой и прикреплялся сзади к такъе.
Другое девичье украшение для косы представляет собой небольшой треугольник из бересты, обтянутый зеленой бумажной тканью; основание треугольника равно 8 см, высота – 6 см; лицевая сторона его покрыта мелкими серебряными и имитированными монетами и мелкими кораллами; на оборотной стороне пришита петля из шнурка для прикрепления к косе около затылка.
В ушах девушки и замужние женщины носили серьги (угы), которые чаще всего состояли из мелких серебряных монет. В центре помещалась самая крупная монета, а вокруг нее – более мелкие. Широким распространением пользовались ушные подвески (пельугы), которые составляли необходимое дополнение к головным уборам – айшону и такъе. Они состояли из двух больших серебряных монет, привязанных к отдельным ниткам, на которые были нанизаны стеклянные бусы разной формы и цвета; обе нитки сплетались в одну. Пельугы пропускали за ушную раковину и выпускали наружу, поверх всех головных украшений.
На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь).
Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага. Качек – плотно охватывавшая шею снизка из мелких монет в 15—20 коп., ряда бус и белых раковин, шириной в 5 см. Лага бытует в настоящее время и состоит из полоски холста, обшитой темно-красным ситцем и украшенной мелкими бусами синего и белого цвета, монетами и раковинами, нашитыми в несколько рядов.
Так же женщины носили ожерелье из крупных серебряных монет, общей стоимостью до 40 руб., оно покрывало шею и грудь до пояса, широким распространением пользовалось ожерелье кироскал, состоявшее из нитки, крупных серебряных монет, мелких бус и подвешенного к ним на середине медного креста. Возникновение этого украшения связывают с эпохой христианизации удмуртов. Термин «кироскал» в переводе на русский язык означает шнурок для креста. У удмуртов до недавнего времени существовал обычай подвешивать крест, полученный девочкой при крещении, к украшениям взрослой девушки, например к камали – чересплечному украшению из серебряных монет. До христианизации вместо креста на кироскале носили воршудный знак или дэмдор. Эти жетоны служили эмблемой рода, к которому принадлежала та или другая женщина, носившая часто родовое имя – Можга, Чибья, Докья и т. д.
Распространенным шейным украшением были бусы (чыртывесь). Этим термином обозначаются два различных украшения – шейное и нагрудное. Шейное украшение надевалось молодыми замужними женщинами и девушками с праздничным костюмом. Оно имело вид ожерелья из стеклянных желтых бус, нанизанных на проволоку вперемежку с более мелкими голубыми бусами и крупными серебряными монетами в 1 рубль. К началу XX в. чыртывесь исчезает из употреблении, но продолжает храниться в сундуках старух.
Нагрудные украшения из серебра особенно широко были распространены в южных районах Удмуртии и известны под различными названиями. Чыртывесь имел форму холщового «ожерелья» и был обшит кумачом, шириной в два пальца. Сзади «ожерелье» завязывалось тесемками, верхний край его был обшит кораллами, нижний – крупными серебряными монетами, в середине шли ряды мелких монет. Спереди к ожерелью пришивались три полосы холста в виде языков, скрепленные между собой и обшитые также монетами, средняя полоса обшивалась более крупными монетами, боковые – более мелкими.Чыркерттэт представлял собой сплошную массу серебра, напоминающую чешуйчатые бока рыбы. Его носили обязательно с шейно-нагрудным украшением, состоявшим из двух рядов монет или подделок под них; в нижнем ряду были крупные монеты (рубли, полтины), в верхнем – мелкие (не выше гривенника). Оба ряда монет были пришиты к нижнему краю полосы цветного холста, имевшей крючок для застегивания позади. Поверх монет на холст были нашиты ряды поддельных кораллов, небольших пуговиц, мелких стеклянных бус. От середины ворота на грудь спускался пришитый к нему кугол холста, длиной 25 см и шириной 5 см. Весь язычок холста сплошь был украшен серебряными монетами. Это украшение надевалось на верхнее платье, стоимость его достигала 30 руб.
Среди марийских удмуртов, также были широко распространены украшения из монет, носившиеся молодыми замужними женщинами и девушками вместе с комплексом нарядного костюма. К таким богатым украшениям принадлежит и шейное украшение из старинных серебряных монет (чыртыкыч). Монеты нашиты на две полукруглые полосы холста. Серебряные нагрудники надевали поверх рубашки; вместе с нагрудником носили другие украшения, например, цепь (жильы) из серебряных мелких монет с подвесками и красноватых камней, вправленных в серебряную витую сетку. Жильы носили девушки и молодые женщины вместе с нагрудниками чыртывесь, чыркерттэт. Жильы переходило по наследству от матери к дочерям-невестам.
Особую группу среди женских украшений составляют различные виды перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку.
Перевязь среди удмуртов известна в нескольких видах и под различными названиями. В бывшем Глазовском уезде наплечное украшение представляло собой широкую ленту с нашитыми на нее серебряными монетами и мягкими красными бусами. Лента спускалась у женщин с левого плеча и прикреплялась другим концом к ожерелью. В Селтинском районе перевязь сюмысбырттон представляла собой продолговатый кусок холста, шириной в 7-8 см, обшитый черной материей или кумачом; с верхней лицевой стороны к холсту прикреплялись монеты в 15-25 коп.или жетоны, а иногда даже и медные пуговицы. По всей вероятности, в более раннюю эпоху это украшение изготовлялось из сыромятной кожи, о чем свидетельствует сохранившийся термин «сюмыс», что значит кожа.
Иногда женщина в качестве украшения спускала с левого плеча две-четыре вышитые серебром или золотом ленты, которые одним концом подвязывались к ожерелью, а другим закладывались вдоль груди; ленты носили название «камали». Такие ленты невеста приготовляла к свадьбе в качестве подарка для свекрови. В современном переводе «камали» значит нагрудник из серебряных монет.
У южных удмуртов распространена перевязь – бутьмар (что в современном переводе означает ленту с нашитыми на неё серебряными монетами, надеваемую через плечо). Бутьмар состоит из двух полос, из которых одна проходит но спине, другая – по груди. Полосы концами своими пришиты к кольцам. Одно кольцо находится на левом плече, второе – под правой рукой у пояса. Передняя полоса обшита монетами в два ряда.
4.Обувь
Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками. Холщовые чулки шили без пятки, и они имели вид довольно длинного цилиндрического мешка, сведенного к концу на конус. Такие чулки – наиболее старинные; они были известны и соседям удмуртов – коми-пермякам и коми-зырянам; у последних холщовые чулки сохранились как смертная обувь. Зимой под чулки надевали шерстяные или меховые обертки, а летом – холстинные. Для того,чтобы нога была полной и круглой, ниже икр вкладывались в чулки особые подушечки, набитые тряпками или куделью.
Поверх чулок женщины обертывали ноги портянками из белого холста (бинялтон), которые не доходили до колен и оставляли открытой всю верхнюю часть чулка.
Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Они отличались от русских лаптей формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5. Веревочки к лаптям плели из белых льняных и черных шерстяных нитей, для крепости добавляли конский волос. Мужские онучи (бинялтон) были длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги считались праздничной обувью, их носили в летнее время, валенки — зимой.
Исследовательская часть
 
Человек должен знать свою малую Родину, любить и гордиться ею, чтобы беречь ее традиции. Дерево без корней не растет.
Приложение 10
Из архивных материалов, материалов Администрации села Июльского и воспоминаний старожилов села Июльского я, к своему удивлению, узнала, что в нашем селе жили русские и старообрядцы, а удмуртов не было. Удмурты переселились в наше село в семидесятые годы из районов: Дебесского, Селтинского,Сюмсинского, Вавожского, Алнашского, Увинского, Граховского.
В настоящее время национальный состав села Июльского однороден: 67% - русские, 30% - удмурты, 3% - другие национальности.
В  нашем  школьном  музее  хранятся  старинные женские платья,  сшитые из  домотканой  материи. Этим костюмным комплектам много лет.   Одевали  такие платья по  праздникам,  может  быть,  поэтому  он  и  сохранился  до  наших  дней. Правда,  в  некоторых  местах  платье  стало  изнашиваться.  
Бережно  хранит музейные экспонаты со своими кружковцами наша учительница Гусева Светлана Николаевна – уроженка Дебесского района. Приехалаработать в Июльскую школу в 1970 году.
Светлана Николаевна рассказала, что в семье мамы и бабушки  костюмы не сохранились. Но бабушка рассказывала, что у прабабушки были красивые наряды. Она любила в них наряжаться. Это были: белая рубашка из холста дэрем и белый холщевый халат шотдэрем. На голове головное полотенце анэнкышет, на груди вышитые нагрудники кабачи. Раньше их вышивали серебряными и золотыми нитками. Передник, халат и рубашка (рукава, подол) украшались вышивкой или узорным тканьем. Вышивали в большинстве случаев красными по белому, использовали очень большойдиапозон красных оттенков. Качество вышивок очень высоко. Металлических (серебряных) украшений мало. Любимые цвета белый и красный.
Однако, оказалось, что наша учительница по математике – Петрова Нина Ильинична из Алнашского района. Приехала в Июльское в 1980 г, рассказала  нам  об удмуртском костюме своей  бабушки. Семья  деда  с бабушкой была  состоятельная. В  избе  стоял  ткацкий  станок,  на  котором  ткала  холсты  и  сама.. Костюм удмурток Алнашского района состоял из рубахи (шортдэрем), фартука (айшет), шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки,летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (дӥсь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась).
Традиционная женская рубаха южных удмуртов, шилась из пестряди, имела по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживавшиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались полосы ситца в виде нагрудника (муресазь). Украшенный аппликацией съемный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен еще один вид нагрудника - кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (сӧзул, итэт, карта) в 12-15 см а между нею и станом - узорную полоску.
Из распашной одежды южные удмуртки носили зыбьн, камзол или саестэм, дӥсь, поньток, ӟилян, дукес, шуба. Зыбын, напоминающий русский зипун, шили из красной или синей в черную полоску шерстяной домотканины с отрезной спинкой и присборенной талией. Рукава у кисти обшивали полосками черного сатина. Праздничный кафтан - дӥсь, аналогичный зыбыну, шили из плиса или китайки, полы и подол украшали тесьмой. Камзол шили из красной шерсти или белого холста; идущие от талии клинья отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, к подолу пришивали оборку. Камзол подпоясывали вышитым (позднее - аппликативным) поясом. Поньток (от русского - пониток) шили из полушерстяной домотканины, по крою он был приталенным, без сборок.
К старинным головным уборам относится айшон, состоящих из двух берестяных конусов, покрытых холстом. Айшон весь увешан серебряными монетами. Чулки, носки и варежки цветные или узорной вязки. Узоры самые различные: геометрические и растительные. Женщины часто носили серьги угы, на шее бусы весь и на груди монеты уксетирлык и бутьмар. При изготовлении одежды применяли все цвета, но любимыми считали малиновый, голубой, красный. А белый цвет особо почитаем. Белую одежду надевали не всегда, только в особых случаях. Народная одежда в этом кусте сохранилась. В деревнях ее любят и носят.
Третьякова Александра Сергеевна 1946 года рождения, переехала в Июльское из Вавожского района. Я узнала много интересного из ее рассказа.
Моя  мать рассказывала  о  том, чтовавожский комплекс являлся переходным между одеждой южных и центральных удмуртов. Чаще кокетка и рукава платья из одного материала, низ – из другого. Снизу пришивали узенькую оборку, над ней узорная полоса бранного ткачества. Вавожский комплекс интересен тем, что нагрудных украшений камали (бутьмар) бывает два, и они симметрично висят через левое и правое плечо.
  Она  носила   сшитую  из  холста домашнего  изготовления  платье, белого  цвета  в голубую  клетку, носила  повседневно. Она считалась  домашней, рабочей. В праздники наряжались в  другое платье из  тонкого льняного  холста белого цвета с  вышивкой  по вороту, рукавам и подолу, длинный  пояс тоже был  расшит  цветным узором. У праздничных комплектов  рукава, грудной вырез и подол имели  сложный декор, где вышивка, ткачество, нашивки из лент, ярких тканей и кружев нередко создавали многоярусную многоцветную композицию. Количество декора и яркость цвета здесь определялись возрастом женщины. «У меня было  одно единственное выходное платье. Вышивка  на ней была узорчатая, красивая, но нитки неяркие. Маманя говорила, что и без выходного платья я хороша да пригожа»- с улыбкой на морщинистом лице говорила моя мама.
Я узнала, что моя любимая воспитательница Мальцева Римма Семеновна с Увинского района. Вот, что она вспоминает о детстве. Семья моей мамы была большая, но очень дружная. Помню маму всегда работающей. Когда она отдыхала? Руки всегда были заняты рукоделием – вязанием и вышиванием. Моя мама любила доставать свои домотканые платья и ходить в них, она говорила, что они ей дают здоровье, оберегают от болезней. Вот теперь только, когда уже нет мамы, я задумываюсь над ее словами, вспоминаю ее рассказы о жизни, о нарядах и т. д.
Мама рассказывала, что увинский комплекс отличается большим своеобразием и разнообразием вариантов. Одежда этой группы удмуртов сохранила возрастное и ритуальное подразделение. Для женских рубашек характерна поперечная вышивка на рукавах пониже плеча. Девушки носили – разнообразные шапочки на голове, женщины – головные полотенца – йыркотыр, один конец опускается на грудь, другой – на спину. На ногах вышитые валенки и полуваленки. Металлических украшений немного: чересплечные бусы и ушные бусы ыгыкал, которые наматываются на уши и соединяются подбородком. В цветовом отношении для этого комплекса характерны красные, алые, малиновые полосы. В небольшом количестве присутствуют желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный цвета.
Моя бабушка Лесникова Валентина Григорьевна - уроженка Сюмсинского района. В Июльском родились моя мама и я. Теперь это моя малая Родина.
Бабушка мне рассказала по рассказам своей бабушки, что женское платье Селтинско – Сюмсинского комплекса состоял из двух частей: рукава и верхняя часть – из фабричной ткани, к ней пришивается на уровне подмышки нижняя часть – из пестряди. Преобладающий цвет – красный. Женские головные уборы – шапочка йыркышет, поверх нее платок. Раньше, видимо носили головные полотенца: сохранился термин пелькышет – ушное полотенце, ушной платок.
« В нашей деревне носили еще и специальную одежду для трудовых праздников – первого и последнего дня урожая, уборки сена и других. Они были яркие и у молодок, и у девушек» - так начинала свои  воспоминания моя бабушка. Узоры по подолу у такой одежды «покосниц»  нередко были шириной до метра. Например, «покосицы» шили из яркого ситца и украшали вышивкой. Иногда на покос надевали сразу несколько юбок. Девушки должны были надевать свою лучшую одежду, сделанную ею за прошедший год для приданого. Односельчане по ним ценили не только красоту декоративного  узора, но и добротность холста, который мог быть самого разного  переплетения – гладкий, « в елочку» и другие.
Сноровка, с которой девушка пряла, ткала, шила, вышивала, никогда не  оставалось без внимания у соседок по деревне, в семьях которых были сыновья. Их оценка во многом влияла на выбор невесты местным парням. В то время для крестьян, благополучие которых зависело от тяжелого каждодневного труда, было важно иметь работящую и прилежную молодую хозяйку. Ведь, когда невеста переходила в дом жениха, после свадьбы, на нее перекладывались чаще всего все  домашние  работы, не  считая помощи по уборке урожая в поле и на огороде. Моя бабушка вспоминает дальше рассказы своей бабушки. Моя  мать была искусной мастерицей, самоучкой она шила изрядную одежду. Чаще всего холсты для шитья были домотканые, но стали появляться уже и ситцевые, коленкоровые и другие виды тканей. Она умела кроить платья, вносилаизменения только в верхнюю часть одежды. В остальном же по - прежнему использовались прямые спереди и сзади и скошенные по бокам полотнища для «стана». У ворота полотнища собирались под  узкую обшивку или стойку. Рукава часто украшались вышивкой или нашивками из лент и тесьмы. Позднее бабушка научилась шить платья с кокеткой и кофты, выполненные из ярких фабричных тканей. Ткачество и вышивка уступили место нашивкам из тесьмы. Одежда мастерицы высоко ценилась жителями нашей деревни за качество и  красочность. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком.
В родстве моей бабушки не утрачены нити, которые связывают их, нити предания прошлому, передачи культуры и знаний бабушек и прабабушек нам – уже внукам и эти нити сохранились в том, что в каждой семье родственников моей бабушки есть сшитые удмуртские костюмы, которые надеваются при встрече большой бабушкиной родни накакой – нибудьпраздник или юбилей, когда мы слышим удмуртские песни, удмуртский разговор и видим удмуртские пляски. Скоро мы поедем в Сибирь на юбилей младшей сестры бабушки. Поэтому я сшила себе удмуртское платье, конечно не без помощи бабушки.
Я побывала в семьях моих подруг и беседовала с родителями и бабушками, со старожилами села Июльского.
Результаты
Детали и элементы народной женской удмуртской одежды имеют под собой глубокий смысл и не до конца объяснимое таинственное содержание.
Мастерицы, долгими вечерами при свете лучины создавали костюм, воплощали в нем некий художественный образ, который был ближе всего, который связан с окружающей природой, жизнью, культурой. Может быть, поэтому любой национальный костюм – это подлинный шедевр, произведение искусства.
В описаниях комплексов я перечислила наиболее характерные черты для той или иной местности. Общие элементы одежды для всех удмуртов: платок кышет, шапочка такъя, шапка изьы, рубашка дэрем, холщовый халат шортдэрем, кафтан зыбын, сукмандукес, шуба пась, передник азьшет, штаны эрезь, ваепуйы, чулки чуглэс, онучи бинялтон, лапти кут, валенки гынсапег, варежки позьы. Замечу, что многие современные удмурты уже не помнят традиционного костюма, и процесс забывания идет довольно быстро, о чем говорят материалы опросов. В наше время в северных районах национальный костюм практически перестал бытовать, в некоторых центральных, а также в южных районах его носят женщины старше 35 лет. Вся одежда шьется из фабричных тканей и постепенно утрачивает национальную специфику. Из традиционных головных уборов носят только платки и шали. Чулки чаще вяжут без узоров. Платья шьют из фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, часто с манжетами и небольшим воротником. Пожилые предпочитают хлопчатобумажные ткани темных расцветок, девушки и молодые женщины – однотонные светлые атлас и шелк. Носят вышитые передники. Традиционные украшения надевают лишь на свадьбу.
Современная удмуртская национальная одежда бытует в трех вариантах. Наиболее распространенное платье шьется на кокетке, разрез на груди прямой; ворот стоячий или отложной, застегивается на пуговицы, рукава на резинке, или с манжетами. К подолу пришивается оборка, которая украшена 1 – 2 рядами лент. Ширина оборки колеблется от 20 до 40 -50 см. Швы на плечах, кокетке, оборке отделываются защипами или строчкой.
Платье дополняется передником с нагрудником или без него, головным платком, туфлями, капроновыми или хлопчатобумажными чулками, современными украшениями из бус, перстней, серег. В целом современный удмуртский костюм отличается от традиционного и материалом, и элементами кроя, и колоритом, и художественным оформлением, и составом элементов.
Второй вариант – сохранившиеся традиционные комплекты из домотканых материалов, используемые сегодня в основном фольклорно – этнографическими ансамблями: пестрядинные рубахи с узорными фартуками, вязаные узорные чулки и носки, лапти, головные полотенца с налобной повязкой, платки, традиционные нагрудные украшения из монет и металлических жетонов.
Наконец, третий вариант – сценический. Современные костюмы Государственного ансамбля песни и танца Удмуртии «Италмас» в известной мере отражают исторически сложившиеся локальные варианты удмуртского костюмного комплекса. Сценические костюмы фольклорно – этнографических коллективов «Чипчирган» (свирель), «Зангари» (василек), «Тюрагай» (жаворонок) и других также созданы с учетом народных традиций в одежде.
Тенденция превращения национального костюма впраздничный свидетельствует об осознании его как этнической ценности, этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение.
Заключение
  Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься, - говорится в русской пословице.Мы люди любопытные, и когда видим новую или старую, или необычную вещь, всегда спрашиваем - из чего она, для чего она. Возьмем, например, нашу собственную рубашку, которая всегда ближе к телу, пальто, платье, сарафан, головной убор, обувь. Все это наши друзья, которые берегут от холода, помогают нам чувствовать себя комфортно. А откуда они взялись? Из чего они произошли и как их делают? Об этом мы, вероятно, и не думаем…
Исследовательская работа о народном костюме заставила меня задуматься об этом. И не только задуматься, но и «перекопать» много литературы, встретиться с удмуртками села Июльского, выходцами из  разных районов Удмуртии, в основном и со старожилами села Июльского. Столько интересного и совершенно нового для себя я открыла. Выходит, можно открывать не только новые острова или    новые законы в физике и химии, можно узнавать историю вещей, которые так необходимы нам в жизни. Обычаи и традиции в жизни, в одежде – важнейшие элементы культуры любого народа. Они воспроизводят и закрепляют в жизни молодого поколения зачастую все самое лучшее, что  было достигнуто за прошедшие века в общественной и личной жизни  народа. 
Оказывается, традиционная одежда передает обряды и обычаи из поколения в поколение одного народа. Традиции в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека.
Огромная ценность традиций, обрядов, обычаев в одежде в том, что они  свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного   народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям, обрядам один народ наиболее всего отличается от другого.
Список литературы
Владыкин В. Е. Христолюбова Л. С. «Этнография Удмуртов» Ижевск, «Удмуртия» ,1991.
Волкова Л. А. «О наших предках - хлеборобах» Ижевск,«Удмуртия» ,1996.
Виноградов С. «Удмуртская одежда», Ижевск, «Удмуртия», 1974.
Иванова М. Г «Истоки Удмуртского народа» Ижевск, «Удмуртия»,1994.
Кокшейская О. Н., Ходырева М. Г., Попова Е.В. «Все цвета радуги», Ижевск, 1996.
Крюкова Т. А. «Удмуртское народное изобразительное искусство» Ижевск – Ленинград,«Удмуртия» ,1973.
Черашняя Д. И. «Отчий край» Ижевск,«Удмуртия», 2000.
Приложения
272415398780Приложение 1
Приложение 2
605790237490
Приложение 3
1605915171450
Приложение 4
148590232410
Приложение 5
481965170180
Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10