Разработка урока Удмуртский народный танец


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
Разработка урока
по теме: «Элементы удмуртского народного танца »
Мадьярова Эльвира Минегасимовна преподаватель хореографии
г. Нижнекамск
2015г
Предмет – основы хореографического искусства 6 класс (12-13лет)-20 человек.
Тема занятия - «Элементы удмуртского танца».
Цель:изучить некоторые элементы удмуртского народного танца
Задачи: 
Образовательные:
формировать у обучающихся элементарные знания о удмуртском народном танце;
разучить удмуртские народные движения: «шаги с ударом», притоп «тыпыртон», дробный ход с ударом каблука в пол «дробен ветлон»
Развивающие:
развивать у обучающихся координацию, память и внимание, умение «читать» движения
развивать общую физическую подготовку (силу, выносливость, ловкость);
развивать ритмичность, музыкальность, артистичность и эмоциональную выразительность.
Воспитательные:
воспитать эстетически культурного учащегося;
воспитать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.
Ожидаемый результат занятия: отработанные, правильно исполненные элементы удмуртского народного танца.
Время проведения занятия:45 мин
Тип занятия- изучение нового материала.
Основные термины, понятия: releve, I и IV позиции ног,«шаги с ударом»,притоп «тыпыртон», дробный ход с ударом каблука в пол «дробен ветлон»
Методы обучения:
наглядно-слуховой
игровой
словесный
импровизация
Оборудование: зеркала, баян, музыкальный центр, флешка, Cd проигрыватель.
Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, ансамблевая.
Структура учебного занятия:
1 этап: организационный.
2 этап: основной.
3 этап: усвоение новых знаний и новых способов действий.
4 этап: закрепление новых знаний.
5 этап: итоговый.
6 этап: рефлексивный.
Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность обучающихся1.Организационный этап ( 10 мин.)
Цель для педагога: подготовить учащихся к занятию и освоению нового материала.
Разминка:
- releve. Поднимаемся на полупальцы;
- прыжки по шестой позиции;
- дробные выстукивания
чередования ударов каблуком и подушечкой стопы;
удары с подскоком на опорной ноге
удары с перескоком с ноги на ногу Вход под музыку, построение. Приветствие – поклон.
Обучающиеся знакомятся с темой занятия, целями и задачами.
Ознакомление с историей и с танцевальной культурой удмуртского народа.
Удмурты являются одним из древних, коренных народов западного Приуралья, этносом финно- угорской языковой группы. Довольно рано удмурты оказались разделенными на две большие группы: северных и южных. Их развитие протекало в неодинаковых условиях, что определило некоторое своеобразие в их этнографических характеристиках: на северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, южные испытали тюркское влияние. Различие между ними прослеживается в языке, в элементах материальной и духовной культуры. Основу народного танца составляет комплекс движений, имеющий характерные особенности для определенной народности.
Лексика удмуртского фольклорного танца строится на несложных элементах. Причем манера исполнения женского танца более мягкая, спокойная, девушка держит себя скромно, нередко опустив глаза. В быстрых плясках, исполняемых молодыми девушками, можно уловить веселый задор и лукавство, исполнении движений более энергичное, сохраняя достоинство и простоту общения с партнером. Мужчины выполняют движения более размашисто, с силой и подскоками. Это относится и к рукам во время исполнения одиночных плясок: у женщин они свободные, кончики пальцев чуть приподняты, при исполнении движений слегка переводятся из стороны в сторону; у мужчин за спиной, либо свободно реагируют на движения ног, кисть расправлена или собрана в кулак. Есть особенности положений рук в парах. Современная женская и мужская танцевальная лексика обогатилась и получила в народно-сценической хореографии равноправие.
Задачи:формировать у обучающихся элементарные знания о удмуртском народном танце;
Цель для детей: уловить характер исполнения удмуртского народного танца.
2. Изучение нового материала ( 20 мин)
Цель для педагога:полное и доступное изложение нового материала. Дать возможность каждому ребенку раскрыть себя, проявить свои таланты.
-Ребята знаете ли вы основную обувь удмуртов?
Основной обувью удмуртов издавна были лапти-кут, поэтому в танце удары в пол звучали мягко, приглушенно, с характерным для бескаблучной обуви «шорканьем»
-Давайте вместе попробуем выучить элементы удмуртского танца.
Элементы удмуртского танца:
«шаги с ударом»
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.
1 такт-шаг правой ногой вперед с ударом стопы в пол;
2 такт-шаг левой ногой вперед с ударом стопы в пол.
«тыпыртон»-притоп
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.
«затакт»-правая нога, присогнув колено, отрывает стору от пола,
«раз»-шаг вперед правой ногой с сильным ударом стопы в пол, левая нога сразу же отрывается невысоко от пола, корпус наклоняется вперед, делая поклон головой;
«и»-шаг вперед левой ногой с ударом стопы в пол;
«два»- шаг вперед правой ногой с ударом стопы в пол;
«и»-левую ногу приставить с ударом в VI поз.
«дробен ветлон»-дробный ход с ударом каблука в пол
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает 1/4 такта.
«затакт» - шаг вперед левой ногой с ударом стопы в пол, правая нога, присогнув колено, чуть отрывается от пола;
«раз»-1/16-скользящий удар пяткой правой ноги рядом с левой ногой, 1/16- скользящий удар пяткой правой ноги рядом с с левой ногой, 1\16-удар всей стопой правой ноги с шагом вперед,левая нога отрывается от пола, чтоб на счет «и» продолжить движение сначала.
Цель для детей :изучить новый материал.Развить координацию.
Рефлексия. Освежаем зал, поливаем водичкой.
Ответ обучающихся.
Исполнение движений.
Стоят в шахматном порядке.
-мальчики: руки на поясе , VI позиция ног.
-девочки: рукив стороны, VI позиция ног.
3. Закрепление нового материала ( 10 мин.)
Цель для педагога: освоениеосновных элементов удмуртского танца. Развить интерес к удмуртскому народному танцу. Раскрыть творческий потенциал детей.
Задаваемые вопросы:
- Какой характер присуще девушкам и юношам в удмуртском танце?
- Какое движение вам больше понравилось?
- Как исполняются удары в пол?
Цель для детей: умение правильно исполнить ново изученные элементы. Обучающийся должен знать название движений.
Ответы обучающихся.
Заключительная часть, подведение итогов ( 5 мин.)
Цель для педагога: выявить, на сколько хорошо был усвоен материал учащимися.
Цель для детей: умение применить знания от полученного урока в дальнейшей деятельности.
Итак, ребята, мы узнали сегодня много нового о танцевальной культуре удмуртского народа и о национальном удмуртском танце.
Домашняя работа: придумать маленький этюд (танец - импровизация) игрового характера с применением нового материала.
-построение;
-поклон.
Использованная литература:
Батурина Е.Н. Принципы работы с танцевальным фольклором (методическая разработка).- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.- с. 6-7;
Батурина Е.Н. Удмуртские фольклорные танцы.- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.- с. 7- 35;
Витрук Н.В. Этнокультура: русско- удмуртские связи. Избранные труды.- Ижевск: Удмуртия, 2007.- с. 528- 575;
Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов.- Ижевск: Удмуртия, 1994.- с. 26- 77;
Владыкин В.Е, Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 1991.- с. 41- 91, 114- 117;
Долганова Л.Н., Морозов И.А. Игры и развлечения удмуртов. 2-е изд., доп./ Науч. Ред. И отв. За вып. Т.Г. Владыкина.- Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2002.- с. 56-60;
Журнал «Кизили», рубрика «Удмурт калыкэктонъес», 1989, №9.- с.9;
Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. Отд-ий ин-ов культуры, балетмейст. ф- тов театр. ин- тов и учащихся хореограф. училищ.- М.: Искусство, 1981.- с. 7- 105;
Любимова С. В. «Эктон корка»- вашкала удмурт дуннеесюрес…// Инвожо. 2008. № 1- 2, с.42-51;
Михайлова Н. Р. Вордскемнуналparty// Инвожо. 2008. № 11- 12, с. 64- 70;
Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). -М.:Профиздат, 1976.-  с.5- 14, 31- 39;
22
Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997.- с. 5- 9;
Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов /под ред. Климова К. М.- Ижевск, 1984.- с. 39- 40;
Прокопьев А. Н. Улоныкужымсетисьдарт- удмурт эктонъес // Кенеш. 2008. № 5/ 6, с. 94- 107;
Прокопьев А. Н. Изгуртъеслэнньыленэктонзы // Кенеш. 2008. № 9, с. 89- 90;
Прокопьев А.Н., Ишмуратов А.В. «Социодрама» как опыт художественной интерпритации обрядовых жанров фольклора // Инвожо. 2003. № 6, с. 96- 101;
Прокопьев А.Н., Студитских в. Исполнительские жанры удмуртского фольклора как средство формирования общности в условиях поликультуризма // Инвожо.2004.№ 10, с. 62- 66;
Стариков С.Е. Удмуртские народные танцы.- Ижевск: Удмуртия, 1981.- с. 3- 14;
Удмуртские народные сказки, мифы и легенды/ Составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; Художник Н.Гарипов.- 3- е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.- с. 22- 46, 53- 62;
Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.- с. 76- 97;
Шереметьевская Н. В. Танец на эстраде.- М.: Искусство, 1985.- с. 185- 213;
Школьников Л. С. О танцах в шутку и всерьез.- М., Сов. Россия, 1975.- с. 5- 12;
\s