Технологическая карта урокапо русскому языку на тему «Правописание о-а в корнях -ГОР- — -ГАР-, -ЗОР- — -ЗАР-»

Автор: Н.П. Малуха
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова
Тема урока: Правописание о-а в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-
Тип урока: открытие нового знания
Предметные цели:
Сформировать представление о правиле правописания гласных о-а в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР- и дополнить таблицу «Правописание о - а в корнях с чередованием».
Сформировать умение применять правила правописания чередующихся гласных в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР- в письменной речи.
Сформировать умение правильно обозначать выбор орфограммы в корнях с чередующимися гласными
4. Продолжить формирование умения анализировать и оценивать языковой материал с точки зрения нормативности и его коррекция.
5. Продолжить развивать умение писать сочинение-миниатюру.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Поддержка устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову (личностные УУД).
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и контроля учебной деятельности, самооценки и адекватного оценивания других
Формирование умения с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, умения правильно реагировать на ошибку (коммуникативные УУД).
Формирование смыслового чтения, осуществление операций анализа информации, объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей. Формирование умения классифицировать, строить умозаключения и логического рассуждения на основе причинно-следственных связей, осуществлять выбор эффективного способа решения проблемы, формирование и развитие приёма сравнения (познавательные УУД).
Ресурсы:
учебник «Русский язык. Практика. 5класс», авт. А.Ю. Купалова;
учебник «Русский язык. Теория. 5 класс», авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова;
мультимедийная презентация;
рабочий лист.


п/п
Этап урока.
Основное содержание этапа
Основные виды деятельности учащихся

1
Организационный момент (организация к учебной деятельности)




– Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Приветствуют учителя, проверяет готовность к уроку, настраиваются на работу.

2.
Актуализация знаний



Проверка домашнего задания
Оцените правильность выполнения своей работы.
Дома вы подбирали фразеологизмы со словами, имеющими чередующиеся гласные о-а в корнях. Объясните значения фразеологических оборотов.
- Назовите корни слов, написание гласной в которых зависит от суффикса а.
- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием -раст- (-ращ-), -рос-?
(Учащиеся зачитывают фразеологизмы, объясняют их значения, вспоминают правила правописания корней -лаг- (-лож-), - кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-».
Мотивация
- Молодцы. С домашней работой справились хорошо. В ваших руках дело горит. Как вы понимаете значение произнесённого мною фразеологизма?
- Запишите его правильно. Можно ли подобрать проверочное слово, чтобы написать гласную в корне слова «горит» или оно словарное? Почему? Можно обращаться за помощью к орфографическому словарю. (Учащиеся отвечают, что нельзя подобрать проверочное слово, так как «горит» с чередующейся гласной в корне: загар-гореть (в офографическом словаре).
- Какое орфографическое правило вы должны знать, чтобы не ошибиться в написании данного слова?
- Откройте учебник («Теорию») на с. 69 и сверьте свой ответ.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Прочитайте выразительно лингвистическую сказку Л. Туминой.

Целеполагание
- Правописание каких корней мы будем изучать?
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы. (Учащиеся записывают тему урока и цели в рабочий лист: узнать правила правописания гласных о-а в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-, уметь их применять в письменной речи и правильно обозначать выбор орфограммы в корнях с чередующимися гласными).

Самоконтроль, самооценка и коррекция.
Актуализация знаний по теме «Правописание корней -лаг- (-лож-),
- кас- (-кос-) и -раст- (-ращ-), -рос-».



Формулирование и аргументация собственного мнения.


Поиск информации.

Формирование и развитие приёма сравнения.

Осмысленное прочтение текста
Формулирование целей учебной деятельности.

3.
Объяснение нового материала



- Надеюсь, вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в сказке? Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на слайд.
- От чего зависит написание гласной в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-?
- Подчиняется ли этому правилу слово «зоревать»? Как мы его назовём?
- Как обозначить данную орфограмму? ( Учащиеся формулируют правила написания корней с чередование гласных о-а, при затруднении обращаются к «Практике» на странице 197).
- Продолжите заполнение таблицы «Правописание о - а в корнях с чередованием».

Формулируют самостоятельные выводы, аргументируют собственное мнение.
Составление связного высказывания на лингвистическую тему.

Формирование умения работы с таблицей.


4.
Первичное закрепление материала.



Распределительный диктант.
- В первую колонку запишите слова с гласной О, во вторую с гласной А. Условия выбора объясните графически, а работающие у доски должны объяснить и устно. (Двое учащихся работают у доски).
Оз..ренность, г..рение, з..ревать, возг..рается, наг..рит, з..рничный, огарок, разгар, г..реть, зорька, з..ревой.
(Самопроверка по слайду: 1 колонка - горение, зоревать, возгорается, нагорит, гореть, зорька; 2 - озаренность, зарничный, огарок, разгар, заревой).

Формирование умения применять правила правописания чередующихся гласных в корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР- в письменной речи.



2. Проблемная ситуация.
- Послушайте лингвистическую сказку и решите проблемную ситуацию в парах.
У королевы Орфографии братья-близнецы -ГОР- и -ГАР- жили в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.
- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню -ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР- гони подальше.
Засомневался корень -ГОР-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -ГОР-!
- Можем ли мы слова горевать, горец, загореть назвать однокоренными? Почему?
(Учащиеся отвечают, что слова «горевать, горец, загореть» нельзя назвать однокоренными, так как омонимичные корни не могут иметь одинаковое лексическое значение)
- Какое основное значение имеет корень - ГОР- с чередующейся гласной? (Учащиеся отвечают: «Поддаваться огню, уничтожаться огнём»).

Самостоятельное сознание способа решения проблемы поискового характера.
Построение линии рассуждения.
Сотрудничество в парах.





Анализ информации.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Аргументация своего мнения.

5.
Физическая и психологическая разгрузка
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово». На разных стенах кабинета висят листы со словами:
выгореть, горит, подгореть, горестный, разгорается.
- Вы должны не только найти слово, но и объяснить, почему оно «лишнее». (Ученики выбирают слово «горестный» и объясняют, что это слово с проверяемой безударной гласной в корне, а остальные – с чередующимися).
- Изобразите горестное выражение лица. А теперь радостное! Вот с такими счастливыми лицами мы приступим к выполнению следующего задания.

Физическая и психологическая разгрузка.
Развитие приёма сравнения, сопоставления.

6.
Дальнейшая работа по закреплению изученного материала

1. - Ребята, используя данные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру на тему «Утренняя заря». Но сначала необходимо исправить орфографические ошибки в словах.
Тихо разгАралась, утренняя заря, озОрились светом, коснулся крышЬ, загАрелись на сугробах.
(Учащиеся исправляют орфографические ошибки в словах и пишут сочинение-миниатюру. Несколько своих работ учащиеся зачитывают, а другие их оценивают, выбирая лучшее сочинение).

2. Самостоятельная работа.

Выполнение теста «Чередующиеся гласные в корнях слов».
А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
г..ревать, з..ревать, заг..реться 3. ск..сить, прир..щу, з..рька
заг..р, з..рница, предл..гать 4. предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?
з..ревой, наг..р 3. уг..реть, пол..г
приг..реть, оз..ренный 4. прор..сти, р..сток
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?
На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.
1, 2, 3 3. 2,3
1,2 4. 1,3
А4. В каком варианте ответа во всех предложениях есть слова с орфограммой «Буквы о-а в корнях -гор- - -гар-, -зар- - -зор-?
Небо от з..рниц трепетало.
Дети катались с г..ры.
Утром солнце разг..ралось медленно.

Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция.
Формирование умения писать сочинение-миниатюру.
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Умение владеть монологической и диалогической формами речи.
Адекватное оценивание себя и других.
Умение правильно реагировать на ошибку.

Смысловое чтение.
Формирование умения применять правила правописания чередующихся гласных в корнях.
Формирование смыслового чтения, осуществление операций анализа информации, объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.


Контроль усвоения материала.
- Ребята оцените работу одноклассника в рабочем листе.
(Учащиеся в парах проверяют правильность выполненной работы: осуществляют взаимопроверку по ключу, представленному на слайде).
Ключ:
1,2
2,3
1,3
Оценка
1. «5» -3 ответа,
2. «4» - 2 ответа,
«3» - 1ответ.
Осуществление парной формы учебного сотрудничества.
Контроль, коррекция, оценка.

7.
Подведение итогов урока (рефлексия деятельности)
- Ребята, какую тему мы исследовали на уроке?
- Какие цели мы ставили? Все ли цели были вами достигнуты?
- Какие трудности нам ещё предстоит решить на следующем уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Выберите один из трёх смайликов и нарисуйте его. (Учащиеся заканчивают работу в своих рабочих листах).
Уровни оценивания своих знаний и умений.
Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).
Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

8.
Задание на дом
Параграф 51 (стр. 69), сочинить лингвистическую сказку о корнях -гор- - -гар-, -зар- - -зор- или придумать словарный диктант с изученной орфограммой, выполнить упр.




15