Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Правописание корней гар-гор, зар-зор.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Тема: «Правописание корней гар-гор, зар-зор. 5 класс»
Рукалеева Юлия Олеговна,
учитель русского языка
Бийск
Тема: Правописание корней гар-гор, зар-зор. 5 класс
Предполагаемые результаты деятельности:
2.1 Личностные (ЛР): профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные (МПР):
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2.3. Предметные (ПР): познакомить учащихся с правописанием гласной в корнях гар-гор, зар-зор; сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать; воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению.
Цель:
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем наш урок. Вы сегодня не случайно работаете в группах. Такая работа поможет создать комфортные условия для творчества, взаимоуважения, поддержки. В группах вы работаете не первый раз. Проверим готовность: фиксаторы идей готовы, хранители времени готовы, командиры готовы.
- Откройте тетради, запишите дату, вид работы и тему урока.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии - Прежде чем приступить к новой теме урока вспомним, что мы изучал на предыдущих уроках?
- Какие корни с чередованием вы уже знаете?
- От чего зависит написание гласной в этих корнях?
Структурирование знаний.
Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Фиксирование индивидуального затруднения, самоконтроль.
3.Этап выявления места и причины затруднения Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей Практическое задание на развитие логического мышления (5 мин.)
1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.
Прил…гательное, к…снуться, пол…жение, к…сание, изл…жить, предл…гать.
Задание: один из учащихся выходит к доске вставляет пропущенные буквы и обозначает орфограммы. Остальные: устно указывают признаки, на основании которых данные слова можно разделить на группы. (По частям речи: существительные и глаголы;  по видам орфограмм: по изученным корням с чередованием; по пропущенной гласной о–а в корнях).
Проверка устная, по группам.
- Ребята, мы с вами повторили правила правописания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть от наличия суффикса -А после корня.
– Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Работа в группах.
Свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено); планирование (определение промежуточных целей с учетом конечного результата); высказывание предположений на основе наблюдений; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня изученного).
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
- Подумайте, какие цели вы можете поставить к сегодняшнему уроку, используя глаголы: установить, сформулировать, научиться? (записать на доску).
Подведение под понятие Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Целеполагание5.Этап реализации построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Итак, обратимся к корням гор–гар, зар-зор– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
гореть                 угар горелый            огарок        
загорать          загар
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?– В каком положении, ударном или безударном, она находится?– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?– В каком положении находится она?– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар?– Сформулируйте правило.
– Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар.)
зоризаря
заревозарница
зорькаозарить
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?– В каком положении, ударном или безударном, она находится?– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?– В каком положении находится она?– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне зар-зор? (От ударения).
– Сформулируйте правило.
- Записать слово исключение на доске, дети в тетради: зарево. – Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: зори - заря.)
– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. 
Составляют алгоритм.
Алгоритм
1. Выдели корень гар-гор, зар-зор
2. Поставь ударение
3. Гласная гар-гор зар-зор
находится под ударением

Да Нет Да Нет


 Пиши А Пиши О Пиши О Пиши А
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием ­гар­ – ­гор и ­зар­ – ­зор­? (Ударение.)
Заучивание рифмовки­подсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
Динамическая пауза
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Составлять алгоритм.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Целеполагание, планирование своих действий,
поиск пути решения проблемы, умение высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока,
прогнозирование действий, осуществление контроля и самоконтроля, коррекции своей деятельности.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Сейчас мы с вами применим полученные знания на практике.
Задание по группам на различение корней с безударной проверяемой гласной и чередующейся (устно).
– «Третий лишний»:
1 группа: озарение, зарядка, зарница;
1 группа: горение, горняк, погорельцы;
2 группа: заряд, озарённый, заря;
2 группа: подгорелый, загородный, угар;
– Докажите, что «лишние» слова не относятся к изученной орфограмме.
Анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения проблемы. Работа в группе. Понимание и планирование действий, проверка производимых действий.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
- Перед вами лежат карточки. Распределите слова по колонкам, графически обозначьте орфограмму.
О А
  Оз..ренность, г..рение, возг..рается, наг..рит, з..рничный, ог..рок, разг..р, г..реть, з..рька, з..ревой.
– Проверьте себя по ключу или поменяйтесь с товарищем, выполнявшим это же задание, тетрадями.
- А как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу, с какой целью?
Анализ объектов с целью выявления признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждений, создание способов решения проблемы. Сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Понимание и планирование действий, самостоятельная проверка производимых действий и взаимопроверка.
8.Этап включения в систему знаний и повторения Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- А сейчас давайте проявим свои творческие способности. Работаете в группах. (Слайд) Тихо разгоралась, утренняя заря, озарились светом, коснулся крыш, загорелись на сугробах.
- Используя данные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру на тему «Утренняя заря». Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Оно должно быть закончено по форме и содержанию. Желаю интересных работ, не забывайте о времени. Помните о правописании чередующихся гласных в корне гар-гор, зар-зор.
(Несколько работ зачитываются)
- какие орфограммы вы встретили при написании своего мини-сочинения? (Ученики применяют орфографическое правило, составляют текст, учатся самостоятельно конструировать предложения. Затем работы зачитываются. Еще раз повторяем правила, выводы!!!) - Итак, наступило время подвести итог.
Умение структурировать знания.
Выполнение действий по алгоритму. Работа в группе. Осуществление контроля по результату и по способу действия.
Адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
-  Заполните карточку эмоционального состояния.
Приложение 1
Осуществление контроля, коррекции, оценки производимых действий. Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка. 10. Домашнее задание §51, пункт 1, упражнение 585
Приложение 1
Карточка эмоционального состояния.
Дата
Заполните карточку значками:
Ο – да, Δ – нет, х - затрудняюсь ответить.
На уроке мне было интересно Я чувствовал (а) себя комфортно Я чувствовал (а) свою значимость на уроке Я был(а) успешен (успешна) Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен Особое мнение, впечатление____________________________________________________
(Поставьте себе итоговую отметку).