Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -твар- – -твор- и др.


Краткосрочное планирование
Предмет: русский язык Класс: 6
Тема занятия: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -твар- – -твор- и др.
Цели: Формировать умения создавать алгоритм деятельности при решении проблем с написанием, (комментированное управление);
умения сравнивать, классифицировать корни с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)
Развивать умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;
Закреплять умение анализировать объект с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение работать в паре со своими сверстниками.
Воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке;
воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов;
Формировать личностную рефлексию
Результаты обучения: Учащиеся будут уметь находить корни с чередованием гласной, определять условия выбора гласной в корне с чередованием
Выполнят тестовое задание на хорошо и отлично
Ключевые идеи: Чередование гласных, корни с чередованием, условия выбора гласной, тип ы корней с чередованием
Время Модули Стратегии Ресурсы Сдержание урока
Деятельность учителя: что я буду делать? Деятельность учащихся
1 мин Тетради
доска Проверяю готовность к уроку: учебники, тетради, ручки , карандаши
I.  Организационно-психологический момент.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть  зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
Записали число в тетради
Разбились на три группы (гласные, корни, ударение), т.к. большую часть урока работают в группах.
3 мин Критическое мышление Интеракт доска, презента-ция,
цветок
II. Вступление в урок. Интрига.
Взгляните на этот красивый цветок. Из каких частей он состоит ?
( цветы, листья, стебель и корень).
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.
-Почему?
( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
РАЗМИНКА «Данетка»
-морфемика-это раздел языкознания, который изучает морфемы и их типы? (да)
-новые слова образуются при помощи окончаний? (нет)
-окончание входит в основу слова? (нет)
-есть слова без корня?(нет)
-окончание может быть нулевым?(да)
-приставка-это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?(нет)
-если слова имеют один и тот же корень, но разные окончания-это формы слова? (да)
-морфемами являются приставка, корень суффикс, окончание, основа слова? (да)
-словообразовательные морфемы приставка и суффикс?(да)
-окончание формообразующая морфема?(да) Рассматривают растение и отвечают на вопрсы3 мин КМ
«З-Х-У» «Карты успеха» ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить на этом уроке?
Раздаю «Карты успеха»: что мы с детьми будем изучать на уроке, на что надо обратить внимание
Знаю +/- Что выу-чить? Умею +/- Что сделать?
Корни с чередованием
-ЛАГ- -ЛОЖ-раст-,-ращ-,-рос- Уверенно пользоваться правилом Составить графическое объяснение, записать слова-исключения
Решить тест, выполнить творческое задание
Корни, где чередование гласных зависит от ударения Пара-граф 29 (стр.
73-75) Учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок: будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание.
5 мин Диалого-вое обучение Презентация Даю задание: Прочитай слова, выдели корень и поставь ударение. Определи, какая гласная находится под ударением
загар-загоретьнагар-прогоретьугар-горелыйЧитают правило на раздаточном материале или в учебнике, анализируют: почему пишем А? О? Что общего у корней –клан-клон-, гар-гор, твар-твор-
Искл. Зоревать, зорянка Искл. утварь
-8255147955
Открывают презентацию ПРАВИЛО
Выполняют первое задание, определяют, что под ударением и без ударения буквы чередуются
Выполняют задание в группах, записывают правило
Составляют алгоритм по предложенной схеме:
1-определяю корень
2- определяю условия выбора гласной
3 –проверяю, пишу
5 мин Диалоговое обучение
ОдО Презентация Лингвистическая сказка (Слайд) (1 минута)
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братья-близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар,загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.
- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. - Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР-гони подальше.
Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся)Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему?(Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)
- Вывод: какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).
Таким образом, однокоренные ли слова: гора, гореть, горе. Как называются такие слова? (с омонимичными корнями)
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка.
Дети слушают сказку, переводят ее на язык науки и отвечают на поставленный вопрос.
12 мин
7-8 мин – карточка, 3-4 мин –про вер ка ОдОвзаимооцениваниеРазноуровневые карточки Разноуровневые карточки
Гр А- Распредели слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О.  Составь с ними предложениеГ..рь, г..релка, з..рница, , заг…р, уг..реть, оз…рять, пог..реть, кл..няться, разг..реться, пог…релец Гр. Б Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Запишите слова-исключения, с одним из словосочетаний составьте предложение.
вечерняя з…ря, несг…раемый шкаф, заг…р на солнце, накл…нить голову
Гр. В Спиши слова, выдели орфограммы, выдели корни слов.
Загорать, загорелые, догорела, выгореть;
зарница, озарять, зорька, заря;
кланяться, поклон, наклонение, склонение
прикосновение, соприкасаться , коснуться, Учащиеся самостоятельно выполняют карточки
Взаимопроверка
Гр. А поверяет учитель, затем учащиеся проверяют других
Дети группы В садятся на одном ряду и работают с учителем
«Комментированное управление»
(Пишу-ЗАГОРАТЬ , ставлю ударение загорать, корень ГОР, т.к, без ударения)
5 мин Слайд с портре-том, опера Джузеппе Верди. Итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы 26 опер и один реквием. 
- Работа с текстом «Джузеппе Верди»: (2 минуты)
Имя Джузеппе Верди навсегда срослось с историей оперы. Именно с ней, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути.
Подберите синоним к слову «дотла»? Что такое синонимы? (до основания, без остатка, дочиста, совершенно) тло - почва, земля.
Найдите и выпишите все слова чередованием гласных в корне слова. Объясните написание (срослось, сгорал).
Почему вы не выписали слова «горы», «пригорки»? (в них корни омонимичные).
Под оперу Верди выполняют задание, подбирают синонимы
5-7 мин Обратная связь
«Сигналы рукой» Презен-тацияЛингвистический эксперимент.
-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)
Выразительно его прочитайте.
Наслаждаешься просторами земли Казахстанской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.
Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.
( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)
Наслаждаешься просторами земли Казахстанской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)
(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)
- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?
3 мин Вопросы рефлексии на доске презентация
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
я попробую… На листочках пишут ответы на вопросы
2 мин Подведение итога урока Слайд презентации Рефлексия. Слайд 18.
Цели:
- для учителя: мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию;
для учащихся: оценивать достигнутые результаты, делать выводы, адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Методы: словесный.
Приёмы: беседа
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Как мы это делали? ( Мы находили орфограмму, опознавали его в тексте, применяли изученную орфограмму на практике.)
- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?
-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Оценивание
1 мин Фомативное оценивание «самооценивание»
Суммативное оценивание учителем Дополнительные задания, домашнее задание Цели:
- для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения закрепить у учащихся умение находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, применять свои знания на практике;
- для учащихся: подбирать примеры с изученными орфограммами, работать с текстом, извлекать информацию, составлять собственный текст на заданную тему, используя изученные орфограммы.
1.Заполнить свободные колонки «Карты успеха». Выписать из карты успеха страницы для заучивания правил,
составить предложения, словосочетания либо рассказ, используя слова на изученные правила
2.Написать синквейн по теме урока
3. Решить тестовые задания
4.Выполнить упр.205
5.Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
6.Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием гласных о – а в корне (7-8 предложений).
Резерв:
Орфографические загадки
1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. (Заря)
2. Приспособление, где происходит горение жидкости или газа (в отопительных и осветительных приборах). (горелка)
Работа с текстом
2. Над селом разгоралась утренняя заря. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу .Белые башенки загорелись теплым светом. Поселок, озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.
Буквенный диктант.
Предлагается 5 словосочетаний. Списывать их не нужно.
Инструктаж.  Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.
заг.рать на солнце
г.релые спички
разг.релся спор
ог.рок свечи
паровозная изг.рьВ тетради учеников это должно выглядеть так:
1) о, 2) о, , 3) о, 4) а, 5) а,.Тест.
Чередующиеся гласные в корнях слов
1 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
2) залив, заметка
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
2. Найдите лишнее слово.
1) окрасить
2) отрастить
3) замереть
4) собирать
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вспомнить
2) касание
3) броситься
4) откликнуться
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..сить2) к..стный3) прик..сновение4) к..силк6. В каком слове пишется буква А?
1) отр..сль
2) подр..сли3) к..снуться4) разг..реться7. В каком слове пишется буква И?
1) расст..лить
2) зат..реть3) отп..реть4) разб..рать
8. В каком слове пишется буква О?
1) з..рница2) г..рящий3) прик..саться4) оз..рение9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
2 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) выращивать, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
2. Найдите лишнее слово.
1) зарастать
2) приложение
3) постелить
4) умножение
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) тянулись
2) остановиться
3) затирать
4) прибрежные
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..смический2) к..солапый3) прик..снуться4) к..стрище6. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение2) р..сток
3) пор..сль4) к..сание7. В каком слове пишется буква И?
1) раст..рание2) ст..литься
3) зам..реть4) отт..реть8. В каком слове пишется буква О?
1) к..сательная2) оз..рять3) перег..реть4) соприк..саться9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Ответы:
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12
Вариант I 4 1 2 3 3 1 4 2 зарастали 2
II 2 4 3 3 3 4 1 3 вытирать 1