Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС «Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс)




Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клн-, -зар-//-зор-» (5 класс)

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС.Инновационная школа)

Тема урока: Чередование гласных о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клн-, -зар-//-зор- (1 час)
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Цели: продолжить знакомство с корнями с чередующимися гласными о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клон-, -зар-//-зор-; объяснить принцип их правописания
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать корни с чередующимися гласными о-а в корнях –гар-//-гор-. –клан-//-клон-, -зар-//-зор- , формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению












Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Приветствие учащихся

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);
коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.
- Продолжается наше путешествие. И сегодня мы в гостях у писателя Андрея Некрасова. Но чтобы продолжить путешествие и узнать много интересного, нам надо знать маршрут. А маршрут этот – правильный выбор гласных о-а. Найти маршрут нам помогут строчки из юмористической повести  писателя «Приключения капитана Врунгеля».



Используют изученный ранее материал по теме «Чередующиеся гласные в корне». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?


УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);
коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);
регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

3.Постановка учебной задачи.
Цель: поставить цель учебной деятельнос-ти и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности
Учитель выступает в роли организатора.
После ответов детей уточняет цель и тему урока.
-Согласно вашему приказанию, драю медные части так, чтоб огнём грело.

Врунгель, склнившись, стал рыться под столом.
(А.Некрасов)
- Какой вопрос вы хотите задать учителю? (Почему в одном случае в корне -о, а в другом -а?)
- Ребята, давайте поможем Врунгелю разобраться в выборе гласной в корне. У него такая же проблема, как и у нас.
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?
Итак, начнем.
- Какую гласную напишем в словах г..рело и скл..нившись? 
- Подберём пары  с чередованием: склониться – кланяться, гореть – загар. Поставим ударения.
/ /
склониться – кланяться,
/ /
гореть – загар.
Замечаем, что под ударением пишется А, без ударения О. Следовательно в словах горело и склонившись пишем О.
/ /
Зарево, зори
(пишется тот гласный, который слышится)
/ / /
Заря, зарница, озарять
(без ударения пишется А)

Зарево, загар, зори  – в корнях с чередованием -зар-//-зор- под ударением пишется тот гласный, который слышится.
  Заря, зарница, озарять – без ударения пишется А. Есть исключения из правила: зорянка, зоревать.
 
Правило:
В корнях -зар-//-зор- под ударением пишется тот гласный, который слышится, без ударения – А.
Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему урока.

Предполагаемый ответ учащихся
Чередование гласных о-а в корнях
Цели: научиться находить слова, в которых есть корень с чередованием гласных о-а; учиться объяснять способ действий при выборе гласной о-а в корне с чередованием.

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);
регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Первичное закрепление знаний
Цель: усвоить учащимися новый способ действия
Предлагает мини – исследование
Учитель выступает в роли организатора.

1. Обращение к теоретическому материалу на с. 35-36.
2. Формирование основ культуры речи. Обращение к рубрике «Говорим правильно» на с. 36.
3. Обращение к теоретическому материалу на с. 37 с последующим закреплением упр. 56 (предложения 1-3).
4. Обращение к теоретическому материалу на с. 37 с последующим закреплением упр. 57 (предложение 1).
5.
Составление опорной схемы.
От чего зависит выбор чередующихся о//а в корне слова?
Чередующиеся гласные о//а
от гласной после корня от ударения
кос-//-каса- -лож-//-лага -гар-//-гор-
-клан-, -клон-//-клон-
-зар-, -зор-//-зар-

- Теперь мы можем беспрепятственно отправиться в путешествие.
Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу
УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );
коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);
регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5.Физ. минутка
Создаёт игровую ситуацию



6.Самостоятельная работа Цель: проверить усвоенные учащимися знания
Организовывает самостоятельную работу. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся допустивших ошибки.
1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами находить слова, в которых есть корень с чередованием гласных о-а; объяснять способ действий при выборе гласной о-а в корне с чередованием
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Каша приг__рела, скл__нение существительных, вечерняя зря, заг__рать на пляже, оз_ренный пламенем, ярко г_реть, откл__ниться от курса, выг__реть, несг__раемый шкаф, повелительное накл__нение, заг__релые спортсмены, г__рящая свеча, оз_рить , обг__ревшее дерево, дог__рать, дрова прог__рели, , пирог подг_рел, , дог__рающий костёр, приг__рь, г _ рение.
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.
УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);
коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);
регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

7.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке научился(лась)  лучше делать (что?) ______________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) ______________________________________
- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»
УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);
регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

8.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Запишите домашнее задание:
1) Выучить правила правописания чередующихся гласных в корне слова.
2)«Собери примеры»: упр. 54 (по три слова), упр. 56 (предложения 46), упр. 57 (предложения 24).
Слушают задание на дом.



15