Духовно-нравственное воспитание на уроках математики

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики.

Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Не менее важная задача – реализация возможности своего предмета в развитии личности учащихся. Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря ее содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.
В последние годы нравственность нашего общества сильно понизилась. Это отразилось и на детях. В настоящее время ощущается необходимость восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети восприимчивы к хорошему.
На уроках математики мы с детьми тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: я показываю детям, что успехов и научных открытий достигают те ученые, которые имеют высокий нравственный облик. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживание у школьников. Например, жизнь С.В.Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения.
Знакомство с биографиями творцов математической науки играет большую роль в воспитании учащихся. Какими были великие ученые? В какое время они жили? Когда и как увлеклись наукой? Какие открытия совершили? Ответы на эти вопросы учащиеся получают не в готовом виде, а в результате выполнения различных заданий, записанных в необычной форме. Например, на устном счете в 5 классе я предлагаю детям такое задание: Решив уравнения, поставив в соответствие числу букву, вы прочитаете фамилию известного русского ученого18 века.

Х*0,7=49
9,6:Х=0,8
Х:70=1,4
10,5:Х=3,5
Х:1,8=50
Й
Е
Р
Э
И
Л

98 30 70 90 3 12
Затем предлагаю учащимся небольшую историческую справку (Леонард Эйлер родился в Германии в 1707 г. в . В 20 лет прибывает в Петербург и начинает работать в Петербургской Академии наук. Эйлер обладал исключительной работоспособностью. В истории науки нет примера гения более плодотворного, чем Эйлер. Например, в 1735 г. Академия получила задание произвести сложнейшие вычислительные работы. На выполнение этого задания академики потребовали несколько месяцев, Эйлер же выполнил эту работу за 3 дня.
Подсчитано, что для переписки трудов Эйлера при ежедневной 8-часовой работе потребовалось бы 50 лет. В результате длительного сильного перенапряжения Эйлер заболел сильной горячкой, и у него вытек правый глаз, и он продолжал работать слепым.»
Работа над такими заданиями позволяет формировать математические знания и навыки и дает возможность воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, а учителю – создавать положительный эмоциональный фон на уроке.
На учащихся одиннадцатого произвел большое впечатление урок, посвященный жизни и творчеству С.В.Ковалевской, проведенный во время итогового повторения за курс средней школы.
В заданиях, предложенным учащимся, им необходимо ответить на вопрос «Знаете ли вы?» К ответу даются подсказки: несколько его вариантов и математическое задание, правильное выполнение, которого указывает на нужный выбор.



Назовите имя первой русской женщины-математика, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Стокгольмского университета, литератора и публициста.
Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует значение f 13 QUOTE 1415(0,5), если f(x)=13 QUOTE 1415
1.Ада Августа Лавлейс – 3
2.Софи Жермен – 213 QUOTE 1415
3.Екатерина Дашкова –2
4.Софья Ковалевская – 13 QUOTE 1415
Историческая справка .
Ада Августа Лавлейс, дочь Байрона, «первая программистка», сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч. Бэбиджем, в честь ее один из языков программирования назван «Ада».
Софи Жермен в 1808 году получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследования по теории упругости.
Е.Дашкова- русская княгиня, директор Санкт-Петербургской Академии наук.
2 . В каком году родилась СВ. Ковалевская?
Год рождения Софьи Васильевны записан в таблице и является годом, который нарушает общее свойство, присущее двум другим годам. Угадайте этот год.

1848
1850
1852

3
4
5





3.Известно, что мать Сони, Елизавета Федоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Федора Ивановича и дочерью почетного академика Федора Федоровича... .

Восстановите фамилию прадеда и деда Софьи Ковалевской по материнской линии.

· Дед Софьи Васильевны был крупным ученым и военным деятелем, известным своими работами по геодезии и изданием географических карт России.
Фамилия Федора Федоровича зашифрована производными некоторых функций (табл. 1). Каждой функции соответствует число - порядковый номер буквы в русском алфавите (табл. 2).
Таблица 1
f’(x)
10x
cos3x
8
-6sin3x
21x2
6e2x

Буква








Таблица 2
F(x)
7x3
2cos3x
5x2
3e2x
4e3x

2x2
8x

Номер буквы
18
6
26
20
17
21
13
2


Восстановите функцию по ее производной из табл. 1 и с помощью табл. 2 запишите буквы в табл. 1. Прочитайте фамилию Федора Федоровича.
4. Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет СВ. Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «Как скоро она усвоила понятие предела и производной, точно она их наперед знала».

Назовите имя знаменитого русского ученого-математика, у которого Софья Ковалевская слушала лекции по математическому анализу.

· Каждому имени из таблицы соответствует функция:
П.Л. Чебышев > у = 2соs х;
В.Я. Буняковский > у = sin х;
О.И. Сомов > у = Зsin х - соs х;
М.В. Остроградский > у = 2sin Зх;
А.Н. Коркин -> у = 4sinx+ 5cosx
Имени лектора соответствует функция, не являющаяся решением уравнения у " + у = 0.
Методом подстановки определите, какая из пяти функций не является решением данного уравнения.
5. Не имея возможности получить высшее образование в России, Софья Васильевна выходит замуж за молодого ученого-биолога В. О. Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. Софья Васильевна была настолько настойчива и целеустремленна, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков XIX столетия проэкзаменовал ее на право быть его ученицей.
Знаете ли вы имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным руководителем Софьи Васильевны?

· Его имя записано в таблице среди имен других знаменитых немецких ученых XIX века:
Давид Гильберт
Карл Вейерштрасс
Феликс Клейн

13
12
11

Имени учителя Ковалевской соответствует число, равное сумме коэффициентов А + В +С в многочлене f(x)= Ах3 +Вх2 +С при условии, что f’(x)=18x2 +6x и f(-1) =0. Найдите это число.
6. В Берлине С.В. Ковалевская прошла школу под руководством знаменитого ученого того времени, изучила важнейшие математические теории и труды выдающихся физиков, механиков, теоретиков-математиков и начала сама писать работы, в которых исследовались важнейшие математические вопросы.
В какой период времени СВ. Ковалевской была написана работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных»?

В таблице записаны возможные временные промежутки:
1872-1873
1873-1874
1874-1875

у = Зх + С
у = Зх2 + С
у = Зх2 - х + С


· Верному ответу соответствует одно из решений уравнения (у ')2 - (2х - 1)y' - 24х2 + 6х =0. Найдите это решение.
Справка. Работа С. Ковалевской вызвала восхищение ученых. В Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, но более частного характера, еще раньше Ковалевской написал знаменитый ученый Франции Огюстен Коши.
7. Кончились для Софьи недолгие ученические годы. Перед ее отъездом на родину
К. Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С.В. Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. По ходатайству Вейерштрасса в Геттингенском университете СВ. Ковалевской заочно была присуждена ученая степень доктора философии с «наивысшей похвалой».
В каком году Софье Васильевне была присуждена ученая степень доктора философии?
Этот год записан в таблице:
1873 г.
1874 г.
1875 г.

7
5
3

Найдите значение функции
F(x) = 2cos2(13 QUOTE 1415 -x)- sin2x +x2
при х = 2, которое соответствует этому году.

· Ученая степень доктора философии была наградой за интересные математические труды, написанные С. Ковалевской в то время. Одна из этих работ была посвящена исследованию формы кольца планеты Сатурн.
8. Софья Васильевна Ковалевская умерла внезапно в Швеции, не испытав радости возвращения на родину.
В каком году умерла Софья Ковалевская?
Верному ответу соответствует абсцисса точки пересечения касательной к графику функции f(x)= x2 – 4x, проведенная через точку М(1;-3), с осью Ох.
1890 г.
1891 г.
1892 г.

-1,5
-0,5
0,5

История помнит многих ученых не только за их математические открытия, но и за гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
При изучении формул площади круга и длины окружности знакомлю учащихся с биографией Архимеда, подчеркиваю, что он не только великий ученый, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стекол, которые сам сконструировал. У учащихся всегда вызывает большой эмоциональный отклик легенда гибели ученого: «Когда римлянин занес над ним меч, Архимед не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели ученый решал геометрическую задачу». Так мог поступить только высоконравственный человек.
Включение исторического материала на уроках математики позволяет показать учащимся образцы трудолюбия, упорства и настойчивости в работе, научной принципиальности. Кроме того это оживляет урок, дает разрядку умственному напряжению, способствует прочному усвоению материала.
Народы нашей Родины внесли огромный вклад в развитие математики. Ознакомление учащихся с работами русских ученых способствует воспитанию чувства патриотизма, а гордость за отечественную науку, может быть, в ком-то разбудит творческую мысль и стремление умножить заслуги нашей страны перед человечеством.
У многих выдающихся людей: математиков, философов есть короткие, но емкие высказывания культурно-развивающего содержания. Их я использую в качестве эпиграфов, девизов на уроках, в различных интеллектуальных играх в рамках недели математики.
Остановлюсь на военно-патриотическом воспитании на уроках математики, которое является частью духовно-нравственного. На своих уроках я рассказываю ребятам о математиках - непосредственных участниках Великой Отечественной войны. Например, о Барсукове А.Н., авторе учебника «Алгебра», по которому обучались их дедушки и бабушки. Учащиеся узнают, что 50-летний педагог и ученый в июле ушел в ополчение, которое состояло только из добровольцев. Воевал в пулеметном расчете на Смоленском, Ленинградском и Московском направлениях. Получил тяжелую контузию и в ноябре 1941г. был демобилизован.
На первом уроке алгебры в 10 классе я рассказываю об авторе их учебника «Алгебра и начала анализа» А.Н.Колмогорове. Работы Колмогорова во время Великой Отечественной войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы. При изучении тем: «Предел функции и производная», «Применение производной», «Интеграл» обращаю внимание учащихся на то, что не только наука служит обороне, но оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление.
Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предлагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края:
- В октябре 1941 г. враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, их них сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
-На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
-Найди значение выражения и узнай, сколько земляков – жителей Костровского сельского совета погибло во время Великой Отечественной войны: 23*26 – (3292 + 2579) : 57 – 71.
Сколько всего жителей нашего сельского совета ушло на фронт, если вернулось в 4 раза меньше, чем погибло?
- Вычислите. Зашифрованное слово – фамилия нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.
Ш. 1,2 + 0,35
В. 2,1 * 0,4
М. 7,2 : 9
Ы. 15 * 0,3
А. 3,6 : 40
Е. 2,2 – 1,19
Л. 12 : 0,3
0,8
0,04
40
4,5
1,55
1,01
0,84











0,8
0,04
40
4,5
1,55
1,01
0,84

м
А
Л
Ы
Ш
Е
В


Петр Степанович Малышев – уроженец д. Жилино Костровского сельского совета. Звания Героя Советского Союза он был удостоен за беспримерное мужество во время форсирования Днепра.
Я на уроках математики говорю, предлагая учащимся аналогичные задания, и о подвиге полного кавалера ордена Славы, отважного воздушного стрелка, тоже уроженце Костровского сельского совета П.А.Марченко, директоре Костровской школы в 1940-1941г.г., расстрелянном фашистами И.Ф.Анпилогове, Губареве А.Ф. – герое-моряке, работавшем 2 года перед войной завучем нашей школы, геройски погибшем.
Не могу оставить без внимания имя Чельцова Ф.С.- участника боев под Прохоровкой, кавалера двух орденов Красной Звезды, самой почетной солдатской медали «За отвагу» и множества других наград, директора нашей школы, а затем учителя истории. За безотказность в работе, за любовь к детям Федор Стефанович был награжден орденом Ленина, удостоен звания заслуженного учителя школ РСФСР. Но главная награда- память о нем сельчан. Под руководством Чельцова Ф.С. в 1964г. было построено новое здание школы руками учителей и учащихся. Это был в то время второй случай в стране, когда школу возводили не профессиональные строители, а собственными силами. Это яркий пример высокой духовности и нравственности в истории нашего села.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. Учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.














15