Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю …»

Урок литературы в 11 классе, построенный по технологии критического мышления.
Урок разработала и провела Кривошеева Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории города Абакана Республики Хакасия


Тема урока: « До боли, до слез я Россию пою » Изображение
Родины в цикле «На поле Куликовом».

Цели урока: обучить разностороннему анализу произведения, используя
стратегию « шесть шляп мышления»;
развивать коммуникативные способности обучающихся,
умение работать в малых группах;
воспитывать активную жизненную позицию,
готовность аргументированно отстаивать свою точку
зрения.

Методы: исследовательский, словесный; методы критического
мышления: «шесть шляп», «золотые правила ведения
дискуссии», эссе по выбранному слову.

Оборудование: таблица «Шесть шляп мышления», шляпы шести
цветов (белая, желтая, черная, красная, зеленая,
синяя), фломастеры, идентичные цветам шляп; плакат
«Золотые правила дискуссии», тексты стихов из цикла
«На поле Куликовом», эпиграф (временно закрыт).


Ход урока
Стадия вызова.
Урок начинается с чтения строк из стихотворения «Поэзия»
(1940 г): «Я верю силе трудовой руки,
Что запретит декретом Совнаркома
писать о Родине бездарные стихи»
Найдите слово, которое вас насторожило, которое звучит диссонансом к слову Родина.
(Бездарные)
Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием А. Розенблюма: «Писать о Родине возвышенно, прекрасно
И только так диктует вдохновенье»
Дайте лексическое значение слову «бездарные».
(Написанные без души, без вдохновения, без любви, «скудным» языком, без интереса к тому, о чем пишет)
Выделите слова противоположные по значению слову «бездарно».
(Возвышенно, прекрасно).
Какой проблеме, по вашему мнению, будет посвящен сегодняшний урок? Сформулируйте проблему в виде вопроса.


Проблема: Так как же писал о России Блок?
Учитель: Это и предстоит нам выяснить, проанализировав стихотворение
«Река раскинулась, течет, грустит лениво» из цикла
«На поле Куликовом»

Стадия осмысления.
Обучающиеся делятся на шесть групп и выбирают одну из шести «шляп мышления». В группе выбирается один человек, который озвучивает ответ от имени всех.
Учитель выразительно читает стихотворение и определяет время подготовки ответа (обычно 5 -7минут).
Таблица «Шесть шляп мышления».


Белая шляпа
Мыслим фактами, цифрами
Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!
Какие события произошли?
Герои произведения
место, время и т. д.

Желтая шляпа
Положительное, позитивное мышление
Выделение позитивных сторон и аргументирование: почему они являются позитивными.
Что хорошо, полезно, конструктивно и почему?

Черная шляпа
Критическое мышление
Не только выявление противоречий, недостатков, но и анализ их причин.
Что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – почему так произошло?

Красная шляпа
Эмоциональная
Нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами.
С каким именно моментом связана та или иная эмоция: грусть, радость, раздражение

Зеленая шляпа
Творческое мышление
помогает найти новые грани в изучаемом материале.
Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?
Как можно усовершенствовать тот или иной аспект?

синяя шляпа
Философская, обобщающая, аналитическая
анализ содержания, приемы и средства создания образа, нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.



Во время работы обучающиеся оформляют свои ответы на листах бумаги фломастером того же цвета, что и шляпа, выбранная группой.

Рефлексия.
Обучающиеся дают ответы по «своей шляпе», закрепляя на доске и «шляпу», и ответ.
Белая шляпа:
Обращение поэта к теме родины, России, ее историческому
пути было связано с трагическими событиями 1905-1907
годов.
Символизм уступает место реализму, хотя символика для
Блока продолжает оставаться важным элементом в поэзии.
воспринимая Россию с романтизмом, указывает на то, что
он знает ее реальные проблемы и болезни. Блок передает
тревожное ожидание, а не ход Куликовской битвы.
1 четверостишие – обобщающее; 2,3 – связаны с прошлым
России; 4,5 – переносят действие в современный Блоку мир
и т. д.

Желтая шляпа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Позитивные стороны: несмотря на то, что автор не знает
покоя, его счастье составляет именно такая жизнь –
быстрая, стремительная, пусть даже на пути встречается
множество препятствий и преград. Преодоление их
является для поэта стимулом, толчком к изменению жизни
страны: «Пусть ночь, Домчимся. Озарим кострами степную
даль».
Во втором четверостишии Россия приобретает резко
динамический характер. Восклицание поэта нарушают
печальную и грустную картину стихотворения: «О, Русь моя!
Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»
На наш взгляд, полезно и конструктивно то, что несмотря
на все трудности путь России устремлен в светлое
будущее. Сильная страна останется прекрасной и сильной.


Черная шляпа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Нам кажется, что Блок в этом стихотворении выступает как
поэт-реалист. Он предвидит будущее России, и оно вовсе не
безоблачно. Предстоят кровавые события, и поэтому мы
слышим: «Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь,
сердце, плачь!» Усиливает гнетущую обстановку повтор слов
«кровь» и «плачь». Причем глагол «плачь» употреблен в
повелительном, даже каком-то приказном тоне.
Блок беспокоится за будущее своей России, и это
беспокойство передается и нам.




Красная шляпа:
Нельзя не заметить глубокий патриотический смысл этого
стихотворения, отсюда чувство гордости за страну, в
которой мы сегодня живем. Оно вызвало много различных
эмоций: любовь к Родине (ведь как звучат слова «О, Русь
моя! Жена моя!»), глубокую тоску (« в твоей тоске, о
Русь»), чувство страха (слышите? «идут, идут
испуганные тучи, закат в крови»), восхищение («Летит,
летит степная кобылица»), веру в будущее («И вечный бой!
Покой нам только снится!»).

Блок говорил, что главное духовное свойство России – это
на грани порабощения оставаться самой собой. И вместе с
Блоком мы в Россию верим.

Зеленая шляпа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После прочтения стихотворения у нас возникло чувство
незавершенности, поэтому мы решили продолжить сюжет и
ввести в повествование собственное «я».
И сабля серебром сверкает!
И снова в бой!
Последний лучик солнца догорает,
Раздался вой, протяжный вой!
Свист ветра от бегущей кобылицы
Несется в темноте ночной,
И вновь покой стал небылицей,
Забытый и неведомый покой!
Россия-мать! Из сердца кровь струится!
Покоя нет в душе и наяву.
И ускакать бы мне с той самой кобылицей
В мир и покой я с нею уплыву.
Символом России мы считаем в этом стихотворении
несущуюся по степи кобылицу, ее мы и изобразили на
своем рисунке.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Синяя шляпа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Тема стихотворения – индивидуальный путь развития
страны от древней Руси до современной Блоку России.
Автор любит свою Родину, пишет о ней с восторгом и
трепетной нежностью. Тропы и языковые средства
помогают ему выразить отношение к стране, показать ее
красоту, величие и неповторимость. Блок использует
олицетворения «идут, идут тучи», эпитеты, которые, нам
кажется, схожи с метафорами «испуганные тучи», «путь
степной». Как поэт-символист, он не может и здесь
обойтись без образов-символов: для него Россия – жена,
мать («О, Русь моя! Жена моя!»). Образ степной кобылицы
– образ свободной России, стремительно несущейся
вперед, к новой жизни. И неважно, что впереди множество
преград, Россия все преодолеет
Обращаемся к эпиграфу урока:

Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его «петь
и плакать» своими неразрешенными загадками: Россия и
его собственная душа
Н. Гумилев.
Прошу обучающихся прокомментировать эпиграф.
(Действительно, Россия и душа Блока неразделимы. Он воспевает Русь и плачет над ее судьбой. Но будущее Родины для него ясно, потому и стихи светлые и высокие).

Учитель: Так как же писал о России Блок?
Ученики: Писал о Родине возвышенно, прекрасно
И только так, как диктовало вдохновенье.


Домашнее задание: «Я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить
высокие качества моего народа, но (я не научился
любить свою Родину с закрытыми глазами)»
П. Чаадаев.
продолжите высказывание Чаадаева. Напишите эссе по фразе, которую получите.



Стратегия «Шесть шляп мышления»

Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, т.е. в шести «шляпах».
В практику развития мышления метафору «шесть шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение с французского языка на русский можно перевести как «призадуматься, поразмыслить».
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта
( после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шляп, (группа может и сама выбрать цвет шляпы). Можно использовать разноцветные настоящие шляпы или нарисованные, сделанные из картона:
белая – мыслим фактами, цифрами,
желтая – позитивное мышление,
черная – противоположность желтой шляпе,
красная – эмоциональная,
зеленая – творческое мышление,
синяя – философская, обобщающая шляпа.
Работа в группах – 7-10 минут, отвечает один человек – 3-5 минут.
Используются «Золотые правила ведения дискуссий» (см. приложение)
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группах, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мышления. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.


«Золотые» правила дискуссии.

Активно участвуй в работе группы.
Выслушивай всех, не перебивая.
Не говори одновременно с другими.
Придерживайся темы.
Уважай мнение собеседника.
Надо слушать, а не успокаивать других.
Человек сам вправе решать, в какой степени он участвует в общей работе.
Любые вопросы важны.
Чем выше тон, тем ниже уровень дискуссии.













15