Урок С применением технологии БИС тема Миграция населения Казахстана


Карта «устный урок – 1»
Поурочное планирование
Дата 21.10.2016г.
Класс 9
Предмет география
Тема «Миграция населения»
Учитель Бугаёв Виталий Владимирович
Форма проведения: карта «Устный урок – 1» Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания» 9 класс
Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива 63%, учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоения предмета, как критерий успешного человека.
Задача: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели.
1 тип урока. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация-актуализация субъективного опыта учащихся-организация восприятия-организация осмысления- первичная проверка понимания- организация первичного закрепления- анализ – рефлексия.
«Устный урок – 1» Тема: «Миграция населения».
1 Орг. Момент мотивация. Мотивация учащихся класс-команда, настрой на работу, установка нормы. Работа с приложением у доски: Виды миграции населения, для заинтересованности и активизации учащихся и постановки цели урока. В правом углу доски ставится число нормы 63%. 10 из 16 учеников должны получить оценки 4-5.
2 Актуализация субъективного опыта учащихся Перекрестный опрос по теме предыдущего урока по теме: «Сельское население плотность и размещение населения».
1. Сколько сельских населенных пунктов насчитывается в РК? (6 947 сел)
2. В каком году сельское население сократилось на 431 тыс. чел. или 6% ?(1999 год)
3. В скольких регионах Казахстана в 2004 году была отмечена тенденция роста сельского населения? (в 8 регионах)
4. Чему равна средняя плотность населения РК? ( 6 чел. на км 2)
5. Во сколько раз плотность населения ниже среднемировой? (в 7 раз)
6. Для каких областей характерна наибольшая плотность населения? (ЮКО-22,3 чел. км2 и Алматинской области-19 чел. на км2)
7. Для каких областей характерна наименьшая плотность населения? (Мангыстауской, Актюбинской областях – 2 чел. на км. 2)
8. Сколько проживает населения в южных регионах страны от общей численности населения в % соотношении? (46%)
9. Какова численность сельского населения в 2013 году? (7 646,9 тыс. чел.- 45,2 %)
10. С чем связан переезд жителей в города? (поиск работы)
11. Почему все сельские населенные пункты в разных частях Казахстана отличаются друг от друга? (по природным, историческим, экономическим условиям)
12. К сёлам относятся? (населенные пункты жители которых заняты в сельском хозяйстве)
13. В какой из областей Казахстана проживает наибольшее число сельского населения? (ЮКО-20,4 %,)
14. Сколько этапов включает в себя становление сельских населенных пунктов? (4 этапа)
15. Какие факторы влияют на территориальное размещение населения? (экологиеские, климатические, экономические)
16. Почему территория Казахстана является редко населенной? (площадь -2,7млн.км.2, население – 17 млн. чел., средняя плотность – 6 чел.) Первая отметка. Всем учащимся на МПМ ставится плюс или минус по результатам.
На доске записывается результат нормы
3 Организация восприятия Первая критическая точка. Перед началом урока на доску выносятся опорные слова по изучаемой теме в количестве 14 слов.
Опорные слова по теме «Миграция населения».
1. Движение
2. Миграция
3. Эмиграция
4. Иммиграция
5. Репатриация
6. Реэмиграция
7. Депортация
8. Этнос
9. Трудовые ресурсы
10. Урбанизация
11. Рыночная экономика
12. Сальдо
13. «Нұрлы көш» («Светлое кочевье»)
14. Родина
Преподаватель объясняет значение слов по теме. Ученики запоминают опорные слова по нормативу времени. 14 слов 1 мин. : 15сек. По окончании нормы времени на запоминание, опорные слова закрываются. Ученики письменно воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали. По окончании времени на запись, опорные слова открываются, ученики обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ. После этого, учитель проводит выборочный контроль у тех учащихся которые получили плюс и если находит неверно данные результаты. То минус получают оба ученика , за фальсификацию результатов.
Вторая отметка. Норматив времени на запоминание 14 слов–1мин.: 15сек.
учащимся на МПМ ставится плюс или минус по результатам.
На доске записывается результат нормы
4 Организация осмысления. Учащиеся должны прочитать текст в учебнике (пар.13 миграция населения) по нормативу времени. Учитель предупреждает, что опрос проводится с целью проверки их знания прочитанного материала.
7-11 классы: 4 мин. На лист текста.
5 Первичная проверка внимания. Перекрестный опрос. Учитель по МПМ опрашивает по теме урока, но не по порядку. Если один ученик не ответил, то учитель повторяет вопрос и опрашивает любого ученика у которого стоит минус. Если нет ответа – отвечает сам.
Перекрестный опрос по теме: «миграция населения»
1. Что такое миграция? (это переселение людей из одних районов проживания в другие)
2. Назовите виды миграции…? (по направлению, по продолжительности, по причинам, по форме)
3. Внутренняя миграция-это…? (переезд населения внутри страны)
4. В каком году зафиксирован наивысший показатель миграции (1994 год 410,4 тыс. чел.)?
5. Что называется репатриацией…? (возвращение на родину.)
6. Сколько этнических мигрантов республика приняла в период с 1991 по 2009 год? (более 1 млн. чел.)
7. В каком году был принят закон РК о миграции? (1992 год)
8. Сколько эмигрантов в 2010 году переехали в Россию? (64,5 тыс. чел.)
9. Сколько переселенцев осталось жить в стране после строительства Карагандинского металлургического комбината? (100 тыс. чел.)
10. В каком году началось возвращение казахов на историческую родину? (1991 год)
11. Главная задача программы «Нурлы кош»? (эффективное размещение этнических казахов)
12. Почему в советские годы численность населения резко возросла? (гигантские стройки, освоение недр, строительство ЖД, металлургических предприятий)
13. В каких областях наблюдается наибольшая часть миграционных прибытий? (ЮКО, ВКО, Мангыстаускую и Алматинскую область)
14. С какими странами происходят основные миграционные обмены? (СНГ)
15. Какай вид миграции преобладает в Казахстане в настоящее время? (внутренняя)
16. Сколько в 2012 году из республики выбыло населения? (26 530 чел.)
Вторая критическая точка. Учитель по результатам определяет, что учащиеся не поняли и не раскрыли в полной мере. Затем, в течении 1-2 минут обьясняе и раскрывает проблемные зоны.
По окончании этапа, разрешается бросить «Спасательный круг» тем учащимся, у которых два минуса.
Вопросы «Спасательный круг».
17. Сколько в 2012 году прибыло в республику населения? (27 977 чел.)
18. Что называется депортацией?
19. В каком году подписано соглашение «партнерство в области трудовой миграции и социальной защите трудовых мигрантов»…? (1994год) Третья отметка.
учащимся на МПМ ставится плюс или минус по результатам.
На доске записывается результат нормы.
6 Организация первичного закрепления. Критический опрос.
Правила построения: первая часть вопроса строится при помощи отвлекающих вопросов: где, когда, почему, по какой причине, и.т.д.; вторая часть вопроса заведомо должна быть ошибочной. Учитель по МПМ опрашивает учащихся не по порядку, по теме урока. Вопросы, сознательно искажаются для того, чтобы проверить качество усвоения учащимися изучаемой темы.
Критические вопросы по теме: «миграция населения»
1. Объясните почему основные потоки эмигрантов направлены в Узбекистан. Туда в 2010 году переехали 34 тыс человек, в основном из северных и западных районов. (Россия, 64,5 тыс человек, только северных районов)
2. Репатриация – это процесс повышения роли городов в развитии общества? (нет, это возвращение коренного населения)
3. Докажите, что департация это переезд населения внутри страны. (департация это принудительное переселение, переез населения внутри страны это внутренняя миграция)
4. Программа «Нурлы кош» направлена на партнерство в области трудовой миграции и социальной защите трудовых мигрантов? (Программа нурлы кош главная задача эффективное размещение этнических казахов)
5. По каким причинам, в советские годы численность населения снизилась? (увеличилась, стройка, освоение полезных ископаемых, строительство ж/д, освоение целины)
6. Объясните как влияет миграция на развитие хозяйства нашей страны? (+, -)
7. Миграция делится на внутреннею и межрегиональную? (на внутреннею и внешнею)
8. Почему большая часть миграционных прибытий приходится на СКО, Павлодарскую и Кустанайскую область? (в этих областях выбытие, прибытие в ЮКО, Мангыстаускую и Алматинскую область)
9. По какой причине наивысший показатель депортации был зафиксирован в 1994году…? (показатель миграции)
10. Докажите, что межрегиональная эмиграция сохраняется уже несколько лет
: и население стремится в Кызылорду и Алматы…?( миграция, Астана)
11. По какой причине в 70-80гг в период освоения целинных и залежных земель, внешняя миграция составила более 1 млн человек..? (50-60 гг осталось в стране более 1 млн человек)
12. Почему из стран СНГ по числу иммигрантов лидируют Белоруссия, Казахстан, Туркменистан…? (правильный ответ Узбекистан, Россия, Кыргызстан)
13. Почему основные миграционные обмены происходят с США и Германией..? (правильный ответ СНГ)
14. По каким причинам в начале 90-х годов добровольный характер миграции сменился на вынужденный…? (развал СССР, экономические трудности, безработица)
15. Почему возвращение казахов на историческую родину началось лишь в 1999 году…? (1991г. После распада СССР)
16. 2. Репатриация – это процесс повышения роли городов в развитии общества? (нет, это возвращение коренного населения)
Третья критическая точка. Учитель по результатам определяет, что учащиеся не поняли и не раскрыли в полной мере. Затем, в течении 1-2 минут объясняет и раскрывает проблемные зоны.
Четвертая отметка. Ставится все учащимся плюс или минус по результатам. Не допускается ответ «да» или «нет».
7 Анализ. Время 5 минут. Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме.
Слова пишутся, разборчиво не сокращаются. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами.
Четвертая критическая точка. Учитель, по результатам урока определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере.
Четвертая отметка. Ставится все учащимся плюс или минус по результатам. Норматив слов 7-11 класс 63.
8 Рефлексия Учитель, кратко анализирует урок по выполнению нормы на каждом этапе, а затем по количеству оценок 4 и 5 в соответствии с нормой. Учитель указывает учащимся на их проблемы.
9 Оценки Норматив выставления оценок в журнал по МПМ:
4-5 отметок-5 баллов
3 отметки 4 балла
2 отметки 3 балла
1 отметка 2 балла Норматив качества: 63% учащихся должны получить 5 баллов.
10 Домашнее задание Кто получил 5 баллов: параграф 13
4 балла: параграф 13, оформить схему в тетради виды миграции
2-3 балла: параграф 13, оформить схему в тетради виды миграции, подготовить дополнительную информацию.