Конспект открытого урока Миграция населения Казахстана (9 класс)


Экономическая и социальная география Казахстана
Цель LS: активизация познавательной деятельности посредством внедрения технологии критического мышления (КМ).

Задачи:
Повышение эффективности восприятия информации
Создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества
Инициирование участия в самостоятельном освоении знаний
Повышение качества обсуждения в условиях малых и больших групп
Активизация мышления учащихся
Класс: 9
Дата 21.10.15
Урок: 15
Тема: Миграция населения.
Цель: Изучить особенности миграции населения.
Задачи:
Образовательная:Сформировать знания у учащихся о видах и причинах миграции населения в мире и в Казахстане.
Развивающая: Развивать умение работать с различными источниками географической информации: тематическими картами, статистическими материалами; развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление, умение систематизировать учебный материал.
Воспитательная:Воспитывать толерантность к чужому мнению, уважительное отношение к праву человека Казахстана на свободу выбора, передвижения и принятия решений, прививать этические нормы общения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, учебный диалог,метод проблемного обучения, самооценки и самоанализа.
Используемая технология: ТКМ (технология критического мышления), ИКТ, групповая работа (создание коллаборативной среды)
Формы организации: групповая, индивидуальная,фронтальная.
Средства обучения: мультимедийный комплекс, учебник, статистические, раздаточные, дополнительные материалы атласы, физическая карта Казахстана, карточки, плакат, Закон РК о миграции населения от 22 июля 2011 года №477-IV ЗРК.
Терминология:миграция, мигрант, иммигрант, эмигрант, миграционное сальдо, репатриация.
Критерий успешности:
Ученик уровня «А» Ученик уровня «В» Ученик уровня «С»
Способен аргументировать, сопоставлять, демонстрировать, умение рассуждать о причинах миграций, должен знать о значении и влиянии на развитие экономики нашей страны. Умеет делать выводы об особенностях миграций на территории РК, строить диаграммы, изображать схемы, составлять кластеры. Дает определения понятиям «миграция», «сальдо миграции». Знает виды миграции. Работа у карты.
Критерии оценивания:
Оценка 5 (ученик А): все вопросы освещены полностью, доказаны примерами и схемами, группа уверенно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка 4 (ученик В): ответы освещены не полностью, есть затруднения при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка 3 (ученик С): работа выполнена на 50 %, ответы есть, но всегда приводятся доказательства, группа затруднялась на дополнительные вопросы.
Ход урока:
Организационно - мотивационный этап урока (2 мин)
Цель: Эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия, проверка отсутствующих, готовности к уроку)Психологическая подготовка к работе:
- Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок.
На меня все посмотрели Улыбнулись и присели. Порядок на столе, Порядок в голове. Как всегда мы снова Начать урок готовы.
Выявление эмоционально-психологического состояния учащихся: на столе лежат смайлики. Дети поднимают нужный смайлик, который характеризует их состояние перед уроком.II.Проверка домашнего задания (10 мин)
Фронтальный опрос:
- Назовите факторы, влияющие на размещение населения
- Почему территория РК является редконаселенной?
-Каковы особенности размещения населения в сельской местности?
Изучение нового материала(20 мин). Работа в группах.
Заполнение таблицы ХЗУ на доске. В конце урока возвращение к 3-му столбцу.
Хочу знать Знаю Узнал
Эпиграф урока:
«Люди - не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами.»Н.БаранскийМиграция – это сложный социальный процесс, своего рода «прыжок в неизвестность». Это не только собственно переселение, но и приспособление (адаптация) к другой жизненной обстановке.Проблемный вопрос классу: как вы думаете, в чем заключается экономическое значение миграции?
Домашнее опережающее творческое задание: презентация «Миграции». Выступление Федотова Елена.
Знакомство с темой - презентация «Миграции населения»
Работа в группах с материалом учебника, §13 на стр. 60-63., с раздаточным, дополнительным, статистическим материалом – ответы на вопросы по карточкам. (приложение Г,Д,Е) – 13 минут.
Защита своих ответов. 7 мин
Итог урока : выставление оценок, рефлексия, д/з. ( 5 мин)
Домашнее задание: §13 . С.60-63. Ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить пройденный материал.
Рефлексивно –оценочный этап: взаимооценка в группах в Листе взаимоконтроля (приложение:4)
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды– яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Учитель:
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Будет краткой наша речь, Говорим мы: «До свиданья!», До счастливых новых встреч!
Спасибо за урок!
Приложение: Г
Задания 1 группе:
Что такое миграция?
Используя текст учебника на с.60, дополнительный материал на с. 80-82., составьте кластер «Виды миграции»
По направлению


миграция



По форме

По времени
По причинам




-Назовите причины, вызывающие миграцию населения.
- Решите задачу. Вычислите сальдо миграции
В 2012 году в РК иммигрировали 28, 5 тыс.чел, эмигрировали 29,8 тыс. Сальдо ?
Приложение: Д
Задания 2 группе:
Охарактеризуйте особенности миграции в Казахстане: масштабы и география, используя дополнительный материал с.82-83.
Советское время Годы независимости
Проанализируйте диаграмму «Структура миграции населения в Казахстане (1992 -2012 гг.) в млн.чел.

Какие особенности характерны для внешней и внутренней миграции населения Казахстана? Назовите основные потоки
Внешняя миграция Внутренняя миграция
Потоки: -Приложение: Е
Задания 3 группе:
Выясните:
1) эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан
2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Попытайтесь объяснить, каковы причины такого выбора.
Ответьте на вопросы, используя научную терминологию
Выпускница университета из Атырау учится в Великобритании. Какую миграцию она осуществляет?
В Казахстане на уборке урожая ежегодно работают 80 тыс.граждан Кыргызстана. Что эта за миграция?
Семья казахов из Узбекистана переселилась в Казахстан. Как назовут этих иммигрантов в нашей стране?