Урок по теме Миграция населения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТАШЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПОС.ПЕРВОМАЙСКИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по географии
Тема: «Миграция населения»
Преподаватель Куликенева Л.КТема: «Миграция населения
Цель: Ознакомление обучающихся с процессом
миграции, его причинами и видами.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить обучающихся с видами
миграции, выяснить причины миграции.
2. Развивающая: стимулировать развитие мыслительных
операций, как анализ, сравнения, обобщения.
3. Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративныйОснащение урока:
УМК: учебник, карты атласа (политико-административная), бортовой журнал, проектор, компьютер,
Ход урока 1.Оргмомент
2.Актуализация знаний в виде фронтального опроса.
Вопросы:
1. Назовите и покажите на карте основные районы размещения населения.
2.Каковы причины неравномерного размещения населения.
3.Найдите на карте и в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.
(обучающиеся находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят, где размещена основная часть населения в этих странах)
3.Изучение нового материала.
Рассказ преподавателя с элементами беседы
Показать эпиграф задать вопрос обучающимся
Эпиграфом к нашему занятию будут слова Н.Н.Баранского Слайд 1(читать слова с выражением). В этом эпиграфе скрыта тема нашего сегодняшнего, занятия, постарайтесь сами определить тему нашего урока (называют тему). Слайд2, где написана тема, раздаю бортовой журнал. По ходу нашего занятия вы будете вести бортовой журнал, куда будете записывать основные ключевые понятия и сообщения. Итак, вы сами определи тему урока, записываем в бортовой журнал.
Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения.
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, 
Дети говорят цели, Слайд 3, где написаны цели. Обучающиеся кратко записываю в бортовой журнал.
Мотивация учебной деятельности
Изучая географию, историю другие школьные предметы вы знаете, что отдельные люди, семьи и даже целые народы переселяются по стране и из страны в страну. В конце нашей работы на уроке мы должны четко понимать, что такое - миграции? Какие виды миграций? В чём причины миграции населения.
Основные вопросы по данной теме мы рассмотрим по плану, Слайд 4
Первый вопрос, который мы рассмотрим
1.Процессы миграции.
2.Виды миграции
3.Причины (мотивы) миграции
Переходим к рассмотрению первого пункта нашего плана. Давайте с вами вспомним понятие: Что такое миграция? (ответы детей). Высказывайте свое мнение, рассуждайте. Слайд 5 с определением миграции. Запись в бортовой журнал. Начиная с момента своего появления человек, постоянно перемещался, заселив большую часть суши. Перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением ими каких-либо административных или государственных границ называются миграциями населения
Мы с вами вспомнили понятие миграция, а сейчас рассмотрим второй пункт нашего плана: Виды миграции. Вспомните из курса школьной программы, какие виды миграции вам знакомы? (Ответы детей).
Слайд 6.внутренние и внешние миграции
Выделяют следующие виды международной миграции населения. Слайд 7 ,карта.
1. Безвозвратная (постоянная), осуществляемая с целью выезда на постоянное место жительства в принимающей стране. Слайд 8
2. Времено-постоянная: как правило, она ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся зависимости от страны выезда, возрастно-половой, семейной и профессиональной характеристики мигрантов). В международной статистике такого вида мигранты носят название «долгосрочные эмигранты и иммигранты», «временные рабочие по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».
3. Сезонная: связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидности сезонной миграции – кочевничество, сохранившееся главным образом в Западной Африке и на Ближнем Востоке, а также паломничество к святым местам. В международной статистике сезонным мигрантам соответствуют термины «краткосрочные иммигранты и эмигранты», «мигранты-сезонники» и др.
Маятниковая миграция (челночная, приграничная) – ежедневный, реже еженедельный, переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих таким образом границу для работы в соседней стране, называют «рабочими-фронтальерами». Данный вид миграции получил широкое распространение в Западной Европе и Северной Америке, например, между Канадой и США (десятки тысяч людей ежедневно). Важный вид современной международной миграции населения – нелегальная (подпольная) иммиграция. Нелегальные мигранты – лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны (так, из Мексики в США нелегально переходят границу более 1 млн. человек ежегодно), а также лица, пересекающие границу на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.п.) с последующим нелегальным трудоустройством.
3.Каковы причины, мотивы миграции. Вам предстоит выяснить, самостоятельно работая с текстом учебника и делая краткую запись в бортовом журнале. Это будет ответ на третий вопрос нашего плана.(обучающиеся работают с учебником).назовите основные причины миграции (опрос показ слайда 9 причины миграции).
4.Закрепление составление синквейна для закрепления сегодняшнего занятия вам предстоит составить синквейн по теме. Миграция населения
Рефлексия. А теперь ответьте мне:- - Узнали ли вы что-то новое на уроке?
- Доволен ли «Я» своей работой на уроке?
- Узнал ли «Я» что-то новое для себя?
- Как «Я» оцениваю свою работу на уроке
Итог по бортовому журналу
Сейчас мы с вами подведем итог нашего занятия, опираясь на записи в бортовом журнале скажите о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового вы узнали,(ответы ).
Показ Слайда 1 слова Н.Н.БаранскогоЗаканчивая наше занятие, хочу вернуться к эпиграфу урока (зачитываю эпиграф, задаю вопрос, опираясь на все о чем мы говорили на сегодняшнем занятии, выскажите свое мнение, в чем же суть слов Н.Н. Баранского и почему они взяты эпиграфом? Где скрыта главная мысль и обоснуйте свой ответ
Оценки.
Д/з Учебник географии 10-11кл Максаковский стр.71-74

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
__Ф.И._____________________________________________
Тема: ДАТА___________
_Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________Ключевые понятия сообщения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТАШЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПОС.ПЕРВОМАЙСКОГО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по географии
Тема: «Миграция населения»
Преподаватель Куликенева Л.К.