Программа факультатива Маленький пермяк(для учащихся 2-4 классов)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №100» г. Перми



Программа дополнительного образования

Утверждаю.




Директор МАОУ СОШ №100 г. Перми



Усольцева Л.В.



30.08.2010г.






Образовательная программа
факультатива
«Маленький Пермяк»

для учащихся 2 4 классов




Разработчик программы

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Шмырина Ф. В.

Руководитель МО

Учитель начальных классов

Лузина А.Н.



30.08.2010 г.




















г. Пермь








Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Маленький пермяк» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данный курс составлен на основе авторской программы доцента Князевой Н.А. «Маленький пермяк». Содержание занятий раскрывает основы природы, истории и культуры г.Перми и Пермского края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Цели программы:
способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;


Задачи программы:
образовательные
1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу во 2-4 классах; обеспечение преемственности обучения;
2.научность:соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
3.доступность:от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
4.наглядность:использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
5.деятельностный подход:использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
6.активность и сознательность:понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
7.прочность знаний (завершённость обучения):завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
8.принципы уважительного отношения к детскому творчеству:представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
преемственность:происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Содержание программы
2 класс.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей своего микрорайона. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.
Примерное тематическое планирование
2 класс (34часа, 1час в неделю)

№№
Тема

Кол-во
часов

1
Россия.
1

2
Пермский край.
1

3
Малая Родина.
1

4
Экскурсия в школьный музей
1

5
Семья.
1

6
Мама.
1

7
Имя.
1

8
Бабушки и дедушки.
1

9
Семейные праздники.
1

10
День рождения в семье.
1

11
Родословие.
1

12
Народ.
1

13
Район.
1

14
Улица.
1

15
Наши улицы. Экскурсия по району.
1

16
Пермские детские писатели.
1

17
Евгения Трутнева.
1

18
Борис Ширшов.
1

19
Анатолий Тумбасов.
1

20
Лев Кузьмин.
1

21
Алексей Домнин.
1

22
Сочинялки «Попробую я»
1

23
Кама.
1

24
Водоёмы нашего города
1

25
Птицы на улицах города.
1

26
Голубые глаза весны.
1

27
Зелёный наряд Перми.
1

28
Зелёный наряд нашего района.
1

29
Конкурс рисунков о своём городе.
1

30
День Победы.
1

31
Памятники Великой Отечественной войны в Перми.
1

32
Памятники героям в нашем городе.
1

33
Экскурсия в школьный музей.
1

34
Урок творчества.
1


Примерное тематическое планирование
3 класс (30часов, 1час в неделю)
№№
Тема

Кол-во
часов

1
Введение. Твоя Родина
1

2
Деревья и кустарники города
1

3
Пригородные пермские леса
1

4
Начало города
1

5
Губернский город Пермь
1

6
Улица Сибирская
1

7
Улица Покровская
1

8
Пермь главный город Прикамья
1

9
Музеи Перми
1

10
Краеведческий музей
1

11
Художественная галерея
1

12
Театр кукол
1

13
Театр юного зрителя
1

14
Драматический театр
1

15
Театр оперы и балета
1

16
Цирк
1

17
Пермские писатели
1

18
Сказки Прикамья
1

19
Владимир Воробьев
1

20
Лев Давыдычев
1

21
Книжная неделя
1

22
Главная библиотека Прикамья
1

23
Хвойные деревья
1

24
Лиственные деревья
1

25
Крупные звери наших лесов
1

26
Средние звери наших лесов
1

27
Мелкие животные
1

28
Пермяки Герои Советского Союза
1

29
Трудовой подвиг пермяков в годы Великой Отечественной войны
1

30


Экскурсии на места работы родителей ( учреждения быта и культуры)
1


Примерное тематическое планирование
4 класс (34часа, 1час в неделю)


Тема

Кол-во
часов


Природа Прикамья (4 часа)


1
Наш край
1

2
Заповедные места Прикамья
1

3
Голубые дороги края
1

4
Родники моей родины
1


Население Прикамья (9 часов)


5
Народы Прикамья одна семья
1

6
Русские
1

7
Русский фольклор
1

8
Русские сказки и легенды Прикамья
1

9
Татары и башкиры
1

10
Фольклор татар и башкир
1

11
Коми-пермяки
1

12
Фольклор коми-пермяцкого народа
1

13
Сказки и легенды коми-пермяцкого народа
1


По родному Прикамью (Путешествие по карте) (6 часов)


14
На запад
1

15
Верхнекамье
1

16
Стольный город Кунгур
1

17
На юг
1

18
По горнозаводской дороге
1

19
Посещение Кунгурской ледяной пещеры
1


Народное искусство Прикамья (5 часов)


20
Художественные ценности края
1

21
Каменные сказы
1

22
Пермская роспись по дереву
1

23
Деревянная архитектура Прикамья
1

24
Посещение Пермской галереи (деревянная скульптура)
1


Пермские писатели (2 часа)


25
Ирина Христолюбова
1

26
Аркадий Гайдар
1


Замечательные люди Прикамья (5 часов)


27
Наши славные земляки
1

28
Иван Свиязев
1

29
Александр и Федор Теплоуховы
1

30
Алексей Раменский
1

31
Сергей Дягилев
1


Солдаты судьбы (3 часа)


32
Александр Покрышкин
1

33
Пермские поэты о войне
1

34
Военные повести Олега Селянкина
1



Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .
Учащиеся научатся:
объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
называть государственные символы Перми и Пермского края;
ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
В 3 классе полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. Дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. Учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки. Больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы ВОВ и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.

В 4 классе повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. А.П.Гайдара. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

























Литература.
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
Л.А.Боровская, Н.С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение.Пермь:Пермский край,2009
Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001

15