Рабочая программа факультатива по русскому языку для обучающихся 7-9 классов 3-х годичный курс Составитель: Жумабекова А.М. Город Астана 2015-2018 г.г.


Рабочая программа
факультатива по русскому языку
для обучающихся 7-9 классов
3-х годичный курс
Составитель: Жумабекова А.М.
Город Астана
2015-2018 г.г.
Пояснительная записка
Данный курс учит обучающихся грамотно пользоваться средствами языка, умению использовать различные средства выразительности в собственной речи и знакомит с языковыми нормами.
Основные задачи курса:
1.  Ознакомить с типами речевых и грамматических ошибок и путями их исправления, а также показать выразительные возможности намеренного отклонения от обыденной речи и литературных норм.
2.  Научить выступать перед аудиторией.
3.  Привить отвращение к речевым штампам и «красивостям».
4.  Научить понимать язык поэзии, отличать хорошие стихи от слабых, дилетантских.
5.  Вооружить приёмами построения высказывания и текста, познакомить с риторическими фигурами и углубить представление о тропах, изучаемых на уроках литературы.
6.  Научить пользоваться различными типами словарей.
7.  Научить тактичности и деликатности в общении.
8.  развить чувство юмора.
Специфические задачи:
1.Научить работать с тетрадью.
2.Научить «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой.
3.Познакомить с особенностями детской речи и с особенностями восприятия детьми речи взрослых.
Основные формы работы.
1.Работа над устными упражнениями учебника:
а) фронтальная эвристическая беседа;
б) диспут;
в) конференция;
2.Монологические подготовленные выступления
(на каждом занятии).
3.Деловые игры:
«Конкурс дикторов телевидения»
«Клуб знатоков»
«Самый умный»
«Что? Где? Когда?»
Тетради обучающихся.
1.  Тетрадь - справочник (48 листов)
Страницы:
Стр.1- Оглавление.
Стр.2-3 – Схема «Речь правильная и речь хорошая» п.1
Определение качеств хорошей речи. п.3
Стр.4 - Основные нормы языка и условные знаки, п.2
которыми отмечаются на полях тетради
соответствующие ошибки.
Стр.5 - Знаки корректуры («Приложение» 1)
Стр.6-7- Классификация грамматических ошибок
(«Приложение»2).
Стр.8-9- Классификация речевых ошибок
(«Приложение»3).
Стр.10-13- Тропы.
Стр.14-17- Риторические фигуры.
Стр.18-28- Личный словарь трудностей.
Стр.29 и дальше – практические работы, связанные с изучением языковых норм.
2. Тетрадь для творческих работ (48 листов)
Тематическое планирование.
7 класс.
№ Тема занятия Кол-во
часов Контрольные работы
1. Речь правильная и речь хорошая. 1 час 2. Правильность речи. 1 час 3. Качества хорошей речи. 2 часа 4. Выразительность речи 1 час 5. Тропы. 3 часа 6. Риторические фигуры. 2 часа 7. Антитеза. 1 час 8. Фигура перечисления. 1 час Контрольный тест - 2 часа.
Итого: 14 часов Фонетика 8 часов 9. Звуковой уровень речи. 1 час 10. Орфоэпические трудности. 2 часа 11. Звук в поэтической речи. 3 часа 12. Интонация. 1 час Анализ стихотворения – 1 час.
Слово. 1 час 13. Слово с точки зрения грамматики. 1 час Словообразование 6 часов 14. Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Г-1 2 часа 15. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. 2 часа 16. Словотворчество. 1 час Тест – 1 час
Лексикология 6 часов 17. Слово с точки зрения лексики. 1 час 18. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Р-1 2 часа 19. Лексикологические словари и справочники. 1 час 20. Слово в художественном тексте.
Метафорическое значение слова. 1 час 21. Аллегория и символ. 1 час К/работа по лексике -1 час
Итого: 35 часов 8 класс Лексикология
(продолжение изученного в 7 классе) 11 часов 22. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Р-2 2 часа 23. Оксюморон. 1 час 24. Лишнее слово как речевая ошибка. Р-3 2 часа 25. Градация. 1 час 26. Близкое употребление однокоренных слов. 1 час 27. Тавтология. Р-4 и неуместное повторение слов. 1 час 28. Повторение слова как речевая ошибка и как средство выразительности. 1 час 29. Анафора и эпифора. 1 час Тест – 1 час
Формообразование часов 30. Слово с точки зрения его формы. 1 час Имя числительное 31. Ошибки в образовании имён числительных.
Г-2 1 час Имя существительное 32. Ошибки в формах числа имён существительных. Г-2 1 час 33. Ошибки в падежных формах имён существительных. Г-2 1 час 34. Имена собственные склоняемые и несклоняемые. Г-2 1 час 35. Трудности в определении рода имён существительных. Г-2 1 час Имя прилагательное 36. Степени сравнения имён прилагательных. Г-2 1 час Местоимение 37. Трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений. Г-2 1 час 38. Трудности в употреблении местоимений.
(Г-11, Г-5; Р-3, Р-6) 2 часа 39. Местоимение и вежливость.
Местоимение и сочинение. 1 час 40. Местоимение и перифраз. 1 час Глагол и его формы. 41. Трудности в образовании глагола и его форм.
Г-1, Г-2)2 часа 42. Нарушение видо-временных отношений глаголов - подлинное (Р-11) и мнимое. 1 час К/работа по теме – 2 часа
Синтаксис - 1 43. Ошибки в употреблении деепричастного оборота. Г-6 2 часа 44. Синтаксическая бедность. Р-7 2 часа 45. Ошибки в употреблении причастного оборота.
Г-5 2 часа 46. Параллелизм. Тест. 1 час Итого: 35 часов 9 класс Наречие. 47. Трудности в образовании и употреблении наречий. 2 часа Служебные части речи. 48. Трудности в употреблении предлога. 2 часа 49. Трудности в употреблении союза. 1 час Синтаксис -2 50. Ошибки в согласовании. Г-3 1 час 51. Ошибки в управлении. Г-4 2 часа 52. Предложение. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Г-7 2 часа Тест – 1 час
53. Нарушение границ предложения
( парцелляция) как грамматическая ошибка.
Г-12 2 часа 54. Парцелляция как средство выразительности. 1 час 55. Предложение и мысль. К/работа. 2 часа 56. Фигура умолчания. 1 час 57. Риторический вопрос. 1 час 58. Нарушение порядка слов. 1 час 59. Инверсия как средство выразительности. 1 час 60. Пропуск необходимых слов. Г-11 2 часа 61. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений 1 час 62. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Г-8 2 часа 63. Ошибки в построении сложного предложения.
Г-9 2 часа 64. Прямая и косвенная речь. Г-10 2часа 65. Ошибки при цитировании. 1 час Обобщающее повторение 66. Игра «Клуб знатоков» по 1-10 параграфам. 1 час 66. Анализ домашних творческих работ на заданную тему. 1 час 67. Синтаксическая бедность словаря обучающихся в сочинениях.1 час 68. Анализ стихотворения. 1 час 69. Итоговая к/работа 1 час Итого: 34 часа