Разработка урока изо на тему Рисование пейзажа.Перспектива по мотивам калмыцкой легенды о Цаган сар-Празднике весны

Тема урока: «Рисование пейзажа. Перспектива»
(По мотивам калмыцкой легенды об истории праздника Цаhан сар)


Цель урока::
-Закрепить знания детей о жанре пейзажа, особенностях изображения,
- дать определение перспективы;
- познакомить с особенностями построения перспективы,.

Оборудование: для учителя - рисунки по теме «Перспектива», картинная плоскость с изображением неба и земли, силуэты деревьев, кибиток, холмов,реки,4 вида дом. скота, людей и т.д. разной величины (маленькие, средние, большие); для учащихся - альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры.
Литературный ряд: легенда о Цаган сар, стихи и загадки о пейзаже.

Ход урока.
1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2.Работа по теме урока.
- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.

Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белостенные кибитки
Иль калмыцкие стада,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования пространства.
А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу».
В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.
1)Первое свойство пространства. Масштабная разница.
Вы, вероятно, замечали, что по мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.
(Показ рисунков). Вон на остановке шагах в тридцати от тебя стоит человек. Подведи свою ладонь под его башмаки – и вот ты великан, а он лилипут.
То же самое, не сходя с места, ты можешь сделать с памятником, домом, машиной.
- Итак, ближнее – крупно, дальнее – мелко. - Это первый закон рисования пейзажа.
Но, рисуя предмет меньше, вы еще не сделали его дальше.
Вот вы видите на рисунке мальчика ( показ рисунка), а позади этого мальчика линия - это линия горизонта, то есть линия которая делит землю и небо.
Любой предмет, помещенный между этим мальчиком и этой линией, мы можем делать больше или меньше.
Надо лишь не забывать, что все, находящееся выше этой линии, - небо, а ниже земля. И хотя голова человека или крыша дома могут находиться на уровне неба (выше линии горизонта), ноги человека или основание дома всегда на земле (ниже линии горизонта). То же самое касается и других предметов, и деревьев, и животных, и сооружений.
Все то, о чем мы говорили, художники называют перспективой. Итак повторим: перспектива - это изображение глубокого пространства. Все предметы в пространстве подчинены ей. Она способна из великана сделать карлика и наоборот.
2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее. Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев изображенных на этом рисунке (показ рисунка).
Окон Тенгр стоит под деревом, а сзади него шумит лес. Дерево, под которым она стоит , можно отчетливо разглядеть: кору, ветви, листья, даже жучков ползающих по нему. Это от того, что оно стоит близко. Деревья же, которые далеко, предстают перед вами без особых подробностей. Литья сливаются в единый зеленый массив - листву, стволы и ветви также еле различимы, не говоря уже о рисунке коры, жучках и прочем. Помните, когда вы будете рисовать пространство (ближе - дальше), что оно обладает свойством не только уменьшать, но также и обобщать детали.
- Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа.
3) Третье свойство пространства. Работа цветом.
Все предметы, которые вы хотите нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, вы как бы оптически приближаете к себе рисуемый предмет. А предметы, которые вы хотите нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона, таким образом, вы отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее).
Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством.
- Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинают делиться на две группы – удаляющиеся и приближающиеся. К первой группе относятся все холодные цвета, ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.
4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое: цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.
(Показ рисунка). Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане.
Поэтому, если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим. Если гуашью - добавьте белил. Если акварелью - разбавляйте цвет водой.

3.Проверка полученных знаний.
А) А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «ближе -дальше» и заполним таблицу.

1
2
3
4

Ближе
Крупнее
Подробнее
Теплее
Ярче

Дальше
Мельче
Обобщеннее
Холоднее
Бледнее


Б) Второе задание. Дидактическая игра
Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Задание. Построить на заданной таблице из предлагаемых предметов пейзаж, учитывая правила перспективы.
С детьми идет обсуждение правил построения пейзажа.
«Композиция» ( латинское слово) означает «располагать какие – либо предметы красиво».

В) Практическая работа. Нарисовать пейзаж, учитывая правила перспективы.
1. Разделим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.
- Ребята а, вы знаете, что такое план?
- Планом называют взаимное расположение частей, порядок чего-либо. На картине бывает передний план, средний и задний. Передний план составляют крупные предметы, средний – помельче, задний – еще меньше.

Целевые обходы учителя:
Контроль за организацией рабочего места.
Контроль за правильностью выполнения приемов работы
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством работы.

4. Анализ выполненных работ учащихся.








13PAGE \* MERGEFORMAT14315