Урок по литературе по теме: Е.Елубаев «Легенда о ласточке».


Тема: Е.Елубаев «Легенда о ласточке»
Цель: 1.Формировать представление о творчестве Е.Елубаева, совершенствовать навыки чтения и анализа литературного произведения; учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.
2.Развивать связную речь, память, творческое воображение, способность к самоанализу, совершенствование умения высказывать свои мысли.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к историческому прошлому своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Е.Елубаева, иллюстрации природы Казахстана и ласточки, флипчарт.
Ход урока:
Этапы урока Реализация работы
I.Организаци-онный момент. - Проверка готовности к уроку.
- Психологический настрой.
II.Подготовка к изучению нового. 1.Проверка Д/З-Пересказ легенды «Гора Бура».
-«Авторский стул»
-Рассказ –описание красоты родного края
2.Фаза вызова интереса.
Отгадайте загадку:
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два ряда.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает.
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
-Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
-Сегодня мы будем читать произведение Е.Елубаева «Легенда о ласточке». Потом вы сделаете вывод о том, почему ласточка – одна из любимых в народен птиц.3.Подготовка к восприятию текста.
-Что называют легендой?
Легенда –это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.
Наша страна прошла нелегкий путь, сложные этапы становления. На ее пути к независимости, полном побед и поражений, произошло много исторических событий.
О, Казахстан, страна моя,
Совсем иным ты стал при нас,
Что ты когда – то жил, страдая,
Нам трудно верится сейчас.
4.Словарная работа: опустошить, убогий, напасть, поверье, полчище, арба, нагайка.
Целевая установка:
-О каком древнем поверье идет речь в легенде?
III.Усвоение новых знаний. 1.Ассоциации к слову «Ласточка».
2.Первичное чтение учителем.
2.Проверка восприятия:
-Где и когда происходили события, описанные в легенде?
-Кто из героев произведения вам понравился больше и почему?
-О каком древнем поверье идет речь в легенде?
3.Повторное чтение учащимися.
IV. Проверка понимания нового. 1.Анализ произведения. Работа в группах.
-Прочитайте о жизни народа в суровый и грозный век. Почему его называли несчастным, но свободным?
-Расскажите о нашествии вражеских полчищ. Объясните выражение: «Под копытами стонала степь…»
-Опишите поведение старика перед встречей с захватчиками. Что он чувствовал? Что заставило старика остаться?
-Почему хан увел свое войско? Прочитайте его слова. С какой интонацией их надо читать?
2.Рассматривание иллюстраций в учебнике.
-Какими словами из легенды их можно подписать? А что нарисовали бы вы?
2.Определение идеи произведения.
3.Работа в паре:
-Прочитайте по ролям разговор хана со стариком. Оцените поступок главного героя легенды. Подберите слова для составления его словесного портрета.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. -Что нового узнали?
-Чему учит произведение Елубаева?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
-Если бы у вас спросили, как научиться забывать о себе ради других, что бы вы ответили?
-Напишите письмо главному герою легенды. Начните его словами «Доброе сердце о чужой беде болит».
VI. Д/З Стр.6 – 13, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию к тексту, составить словесный портрет старика.