Внеклассное общешкольное мероприятие Цаган — Сар.


ЦАГАН – САР
«Цаһан сар-хаврин байр»
Багшин үг: Мендвт күндтə мана гиичнр! Эндр хальмгаһар Цаһан Сарин нег шин. Энтнйир байрта ɵдр, хальмг улсин Цаһан Саргидг нəр.Υвлин киитнəс һару угаһарсндан байрлад, малас тɵл эклҗ авад, цаһан зүстə хот-хол элвҗсн тɵлəднь, эн байрин ɵдр Цаһан гиҗ нерəдгднə.
Эн үвлəс менд һарад,
Эндр Цаһаһан байртаһар кеһəд,
Эрүл менд, седкл тɵвкнүн
Эңкр нутгин хормад Дүүгдҗ-дүрклҗ цуһарн
Дурта Цаһаһан кетн!-гиҗ йɵрəҗəнəв.
– В давнее время, когда ещё люди жили в пещерах, они уже справляли праздники. Но наша, память людей, очень коротка. А есть еще и другая память, и она называется культурной. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, и передают из поколения в поколение.
И вот таким древним праздником у калмыцкого народа, который отмечают они ежегодно, и является ЦАГАН-САР(Белый месяц) – он был утвержден в честь бурхана (святого) Шагчи Чедухче.
Стихотворение читает Нишонбоева С.
«Цаган - Сар»
О белый месяц
Цвет молока
Плывут, над степью свисая
Облака.
И в траве
Хоть взошла невысоко
Уже парное
Плещет молоко.
Песня Цаган-Сар
– а вот такое предание – сказка записана в народе и бережно хранится долгие века.
Когда богом был сотворен человек, нечистые (злые) духи начали калмыков отворачивать от истинной веры, а бурхан Шагчи Чедухче узнал об этом и начал вместе с другими святыми жестокую войну с нечистой силой. Война шла 12 лет. И вот 12 лет святые не видели друг друга, и наконец, на 13 году, 29 января, когда Шагчи Чедухче одержал победу, при том полную, над нечистой силой, все святые (бурханы) встретились и стали поздравлять друг друга с этим счастливым днем. Главный бурхан вновь обратил калмыков в правоверных, т.е. в буддийскую веру. Отсюда возник обычай жать друг другу руки при встрече.
Праздник Цаган-Сар был учрежден Цзанхавой в 1409г. в честь победы Будды над злыми силами. Об истории возникновения праздника существует несколько легенд.
Вот одна из них:
– В начале весны года Змеи в степь пришла беда. Стали умирать люди, несчастье, горе пришли в каждый дом, в каждую семью. Ламы и гелюнги, собравшийся на многодневную службу, из книги предсказаний узнали, что страну ждет еще большая кара. У хана мангусов (дьявола нечистой силы) должен родиться сын, который по истечению года будет пожирать людей на всей земле. Сейчас хан не женат: ни одна девушка уму пока еще не нравится. И тогда ламы отобрали из 99 улусов единственную девушку по имени Окон, которая была и лицом мила и умом мудра.
Своим обаянием, красотой и умом она покорила сердце хана мангусов и вскоре Окон стала царицей его страны. Окон усмирила хана и в положенное время родила ему сына. Но Окон никогда не забывала о своем народе, о том что должна спасти его от смерти и всегда помнила, что ребенок, рожденный от дьявола, ступив ногами на землю мангусов, станет человеконенавистником. Поэтому однажды ночью обманув охрану, молодая мать бежала от хана мангусов, держа в одной руке меч, в другой повод буланого коня, а ребенка зажала в зубах. И так добралась до своего народа, не дав своему сыну ступить на землю мангусов.
С тех пор в память этого события ежегодно во всех хурулах служат всенощный молебен во славу отважной и мудрой Окон – Тенгри, во славу победы добра над злом.
30 января все гелюнги(служители веры) собрались в хуруле (церкви) и пели молитвы, в которых благодарили Шагчи Чедухче за спасения рода человеческого и просили его о том, что он посылал всем здоровья и благословил на веселый праздник.
– К празднику готовились заранее, резали скот. В дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Доставали из сундуков, развешивали на веревках новые наряды.
Варили мясо баранину, говядину или конину. Важным моментом праздника было приготовление национального мучного блюдо борцики. Борцики готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Делались они различными формами и с разными значениями. Так галун (гусь) приход весны; авртя тогил (крендель с рожками) рост скота, чтобы много было у всех овец, коров; хуц-в виде фигуры барана, означали большого приплода, но самым обязательным было изготовление борциков в виде солнца.
Стихотворение читает Гасайниева С.
«Борцики» Б. Сангаджиевой.
Я у плиты колдую, в тесте руки;
Все гости в сборе, сдвинуты столы,
Калмыцкий чай наполнил пиалы,
К нему я жарю нежные, борцики.
Рецепт их прост: посыпаем стол мукой
И тесто раскатываем в тонкий слой,
Затем дадим фантазии простор мы:
Квадраты, ромбы и кружочки кроя…
А помню, в детстве вырезала я
Ажурные, замысловатой формы…Но то рецепт, а есть еще секрет:
Та-тесто квасит, а другая нет;
Одна-в кипящем пенящемся маслеНедолго заставляла их плясать,
А та-подольше…
И когда бросать-
Мгновеньем раньше, позже ли, сейчас ли?
И, золотом пронизаны насквозь,
Как будто в каждом солнышко зажглось,
Они собою стол любой украсят.
И скажут старики: ушла зима,
Теперь-то уж бураны, холода, тьма
С весной не сладят, солнце не погаснет.
Ну, гости дорогие все к столу!
Калмыцкий чай налейте в пиалу
И пробуйте скорей мои борцики.
Пусть аромат их наполняет дом!
И пусть над нашим дружеским столом,
Звенят, плывут домбры калмыцкой звуки!
– ранним утром в день праздника совершался обряд. Переступив порог кибитки, хозяин дома кропил вокруг первой чашкой свеже сваренного чая. Это было подношение предкам и белому старцу. В доме происходило поздравление – хозяин становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы».
– молодые мужчины устраивали скачки. Всадники вступали в единоборство с плетьми (маля), которыми несчастно били друг друга. Старики группами ходили из кибитки в кибитку и угощались праздничными блюдами. Пожилые женщины собирались своим кругом, девушки своим и начинались танцы и песни.
Калмыцкий танец.
Так ведь какой же праздник без музыки, песни, без игр, без гостей.
А гостей принято встречать торжественно, а у калмыков самых дорогих гостей встречали еще и традиционными напитками джомбо (калмыцкий чай).
Стихотворение читает Евстафьев Артём.
«Калмыцкий чай»
Какой калмык, в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете
Напиток золотистый кипячу.
Да не просто настой! С душистым перцем,
И с маслом, и со свежим молоком.
Глотнешь его – и молодеет сердце,
Степное солнце полыхает в нем.
Зовет ли вокруг ночная вьюга,
Придавит ли траву полдневный зной-
Нет лучшего помощника и друга,
Чем наш, калмыцкий, крепкий чай степной.
– По буддийской традиции Цаган-Сар праздновался 15 дней, в течении которых ежегодно шла служба в хурулах.
– В честь праздника произносили йорялы т.е. благопожелания.
Йорял на праздник Цаган-Сар читает Буяминов ГусенПусть кушанья и напитки
Будут в изобилии.
Пусть хозяин дома
Счастливо живет.
Пусть год, сменяясь годом
Проходит чередой.
Весь мир честной и радостный
На празднике ЦаганПригубит, как положено,
Окн-ткнгри аршан.
Пусть год тепла и солнца,
Свободы и труда
В спокойствии и дружбе
Здравствует всегда!
– А сейчас я буду читать калмыцкие пословицы, а вы взамен будете называть русские пословицы.
1) Без знаний и у утром ночь. Ученье-свет, а не ученье-тьма
2) Войди в реку, не зная глубины. Не зная броду, не суйся в воду.
3) В родном краю и холст мягок. Чужбина – калина, родина-малина.
Родимая сторона-мать, а чужая- мачеха.
4) Если руки работают, то и рот работает. Как потопаешь, так и поломаешь.
Кто не работает, тот не ест.
5)Слово, сказанное бесцельно, что пуля, выпущенная без прицела.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Не бросай слова на ветер.
Современный танец.
Загадки:
1. Идут 5 старух, нагруженные льдом (пальцы и ногти).
2. Идет, идет, следа нет, режет, режет, крови нет (лодка).
4. Стойбище белое овцы черные (буквы, книга).
5. 10 братьев в двух домах, в разных квартирах (пальцы в перчатках).
А сейчас викторина.
– Почему праздник Цаган-Сар называется белым месяцеь?
(Праздник весны, освобождение от нечистой силы, злых духов).
– Какие обычаи существуют в праздновании Цаган-Сар?
(Хождение в гости, приготовление борциков, чая и других блюд).
. – Главные блюда и угощения на празднике Цаган-Сар?
(Калмыцкий чай и борцики)
– Калмыцкий чай на калмыцком языке звучит (Джомба)
– А что такое борцики? (Изделия из сдобного теста)
На празднике люди пели, танцевали, веселились, а по окончанию надо было приступать к работе.
Вот и мы с вами отдохнули и на этом наш праздник заканчивается. Спасибо всем и до свидания.
Стихотворение читает Гасайниева С.
Владимир Сандждиев. Цаган-СарВ далекой глубине времен
Народом-мудрецом рожден.
Грядущему потомству в дар
Калмыцкий праздник Цаган-Сар.
Горят лампадки по домам
И люди молятся догам,
Хранящим, в этой жизни нас
От бед и от недобрых глаз.
Щедры мы в радости своей
Стол для прохожих и гостей
Мы накрываем от души-
Поешь, попей, потом спляши.
И, словом редким
Словом метким
Воздай хвалу далеким предкам
За дар воистину великойОбъединяющий калмыков.Постановка калмыцкой народной сказки «Смена времени». Действующие лица: хан-Буяминов Гусен,1старик-Евстафьев Артём, 2старик-Нишонбоева Сусана, 3 старик-Гасайниева Саният, приближённый хана-Буяминов Гусен.
Один хан, желая знать мудрость своего народа, сделал объявление:
— Все, кто считает себя келмерчами, в семидневный срок должны явиться ко мне.
Объявление хана с молниеносной быстротой дошло до самых отдаленных хотонов и кибиток.
На объявление хана откликнулись три старика.
Три старика церемонно сели в приемной хана.
Хан, узнав, что к нему пришли три старика, вошел в приемную.
Увидев стариков, он заметил, что у первого старика на голове совсем нет волос, у второго волосы седые, а усы черные, а у третьего нет усов.
— Сколько вам лет? — обратился он к первому старику.
— Пятьдесят,— последовал ответ.
— Сколько вам лет?— обратился он ко второму.
— Пятьдесят,— ответил старик.
— Сколько вам лет? — обратился он к третьему старику.
— Пятьдесят,— ответил старик,
— Значит, все ровесники?
— Да,— подтвердили старики.
— Вот вы все ровесники,— обратился хан к первому,— почему же у вас на голове нет волос?
— Я на своем веку видел много плохого и хорошего. Я так много думал, как лучше жить людям, что на голове ни одного волоска не осталось.
— Вы с ними ровесник, почему у вас волосы седые, а усы черные?— спросил хан у второго старика.
— Мои волосы — мои ровесники. Они у меня были еще тогда, когда я только что родился, а усы выросли, когда мне было двадцать пять лет. Волосы на двадцать пять лет старше, чем усы. Поэтому волосы седые, старые, а усы молодые, черные.
— Вы ровесник с ними, почему у вас совсем нет усов?— спросил хан у третьего старика.
— Я единственный потомок моих родителей. По этому, для того чтобы не обидеть отца, я родился муж чиной, а для того чтобы не обидеть мать, я родился, чтобы быть безусым.
Хан за находчивость стариков подарил им мешок золота. Старики, поблагодарив хана, поспешно вышли.
Один приближенный хана, увидев их с мешком золота, подумал: «Эх, глупый же наш хан. С какой стати он отдал мешок золота этим корягам? Неужели они мудрее меня? Нет! Равного мне не найти на свете! Так держитесь у меня! Задам я вам три вопроса и загоню в тупик! Не ответите, так вам конец. Давай сюда золото». С этой мыслью он пустился догонять стариков.
Первый старик увидел вихрем летевшего всадника и сказал:
— Слушайте, он — за нами. Вы с золотом продолжайте путь, а я подожду, что скажет молодец.
Те согласились и ушли.
Приближенный хана, прискакав, прямо с лошади спросил:
— Вы мудрец?
— Да, мудрец.
— Тогда дайте ответ на мои вопросы. Что такое мир?
— Это день и ночь. Днем работаем, а ночью отдыхаем,
— Что такое земля, что такое вода?
— Земля — это мать человека и животных, а вода — мать рыб.
— Что такое смена времени?
При этом вопросе старик, делая вид, что он смутился, говорит:
— Ах, какое несчастье! Ответ на этот вопрос я забыл у тех стариков. Позвольте на минутку мне вашу лошадь. Сейчас же доставлю ответ.
«Попался, гадюка! Вот когда я тебя возьму за жабры!» — подумал приближенный хана и сказал:
— Бери!
Старик, сев на лошадь, сказал:
— У вас была лошадь, у меня не было. Вы сидели на лошади, я стоял на земле. Вы сейчас на земле, а я на лошади. Это и есть смена времени. Спасибо вам!— С этими словами старик ускакал.
Приближенный хана остался не только без золота, но и без своей лошади.
Хранители сказок | Калмыцкие народные сказки

Калмыцкие игры.

Заключение. Поздравление зам.по УВР Гогеновой Л.Б.
Эн сәәхн Цаһан сарин өдрләЦуг тадниг йөрәҗәнәвиднҖил болhн Цаhаhан кеҗ,Үвләс амулң -менд hарҗ,Бәәсн hазр-уснаннь өлзә буйнд багтҗ,Идән-чигән элвг-делвг болҗ,Окн Теңгрин аршанд күртҗ,Менд амулң бәәцхәй!