Обучение учащихся информатике на основе мтн – технологии (разработка модульной программы)

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ИНФОРМАТИКЕ
НА ОСНОВЕ МТН – ТЕХНОЛОГИИ (РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ).
Явтушенко Ирина Николаевна, Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Белоярский профессиональный колледж», преподаватель.

За последние десятилетия информатизация и компьютеризация всех сфер деятельности общества приняла глобальный характер. Невозможно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно как информационные технологии. Компьютеры используются практически в каждой отрасли производства и стали неотъемлемой частью каждой профессии, будь то автомеханик или повар-кондитер.
В настоящее время общество нуждается в специалистах различных отраслей, владеющих компьютерной грамотностью, рынок труда выбирает наиболее подготовленных, компетентных специалистов, поэтому существующий государственный стандарт в подготовке любого специалиста подразумевает обучение информатике.
Одной из педагогических технологий, позволяющих добиваться наиболее эффективных результатов при подготовке пользователей ПК, является модульное обучение.
Для привития навыков профессиональной деятельности при работе с компьютером наиболее подходит обучение, использующее Модули Трудовых Навыков (МТН-технология), которая обеспечивает:
системный подход к организации обучения с диагностично поставленными целями для каждого модуля;
пошаговое обучение, ориентированное на обучаемого,
учебные элементы с хорошо иллюстрированным учебным материалом;
трехступенчатую систему оценки (текущий, промежуточный и итоговый контроль).
МТН – технология для обучения учащихся, по информатике позволяет более эффективно подготовить будущих специалистов к условиям работы в информационном обществе.
Цели обучения при использовании МТН-технологии соотносятся с достигнутыми результатами. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. Темп учебной деятельности выбирается обучаемым индивидуально. К тому же поэтапный модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
Одним из основных этапов освоения МТН-технологии является разработка модульной программы профессионального обучения конкретной профессии – МТН - программы.
Структура программы, построенной по модульному принципу, более гибкая, учитывает особенности отдельного обучаемого, а также потребности местных рынков труда.
Процесс проектирования состоит из четырех этапов (Э.Кроше.):
анализа содержания и структуры профессиональной деятельности;
анализа содержания и структуры модульных блоков;
анализа навыков для каждого шага и определения необходимых учебных элементов;
составление МТН-программы обучения.
В начале необходимо проанализировать содержание конкретной профессиональной деятельности, выделить основные виды деятельности и определить основные функции специалиста, что послужит основой для разработки МТН-программы. Для разработки МТН-программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ» необходимо проанализировать деятельность пользователя персонального компьютера.
Результатом первого этапа проектирования является: определение функций специалиста, организационной структуры при выполнении этих функций, требований, которым должен отвечать, желающий обучаться данной специальности; перечень всех производственных заданий (Модульных блоков), выполняемых специалистом.
Проведенный анализ позволил выделить следующие функции пользователя(приведен только фрагмент):
ввод/вывод информации с различных носителей;
копирование информации, перезапись информации с одного носителя на другой;
обработка информации;
создание, удаление, переименование файлов/папок;
набор, редактирование текста, таблиц, рисунков в текстовом редакторе Word;
работа с табличным процессором Excel.
Организационная структура при выполнении этих функций следующая:
работает самостоятельно;
Завершают первый этап проектирования, следующие документы:
описание работы;

перечень и описание модульных блоков.




Проведенный анализ профессиональной деятельности позволил выделить операции, которыми должен овладеть обучаемый в процессе обучения, так в текстовом редакторе Word и табличном процессоре Excel можно выделить(приведен фрагмент):
набор, форматирование, распечатка текстов в тестовом редакторе Word;
набор, форматирование, распечатка таблиц в тестовом редакторе Word;
выполнение и корректировка рисунков в тестовом редакторе Word;
набор, форматирование и работа с данными в электронных таблицах Excel;
выполнение графиков и диаграмм в электронных таблицах Excel;
работа в локальных и глобальных сетях;
На следующем этапе проектирования анализируется содержание модульных блоков, и выделяются последовательность шагов, необходимых для выполнения конкретного задания, в рамках модульного блока. Выделенные навыки реализуются в психомоторных (ручных) и интеллектуальных навыках. Результатом данного этапа является формирование документа, который носит название “Таблица анализа модульного блока"

Анализ навыков на следующем этапе позволяет определить учебные элементы, требуемые, для формирования этих навыков.
В результате третьего этапа проектирования составляется справочная таблица «Модульный блок – Учебный элемент. Такие таблицы составляются для каждого модульного блока.

Завершает процесс проектирования МТН-таблица выбора, включающая Модульные блоки, входящие в состав профессиональной деятельности и соответствующие им Учебные элементы.
МТН-программы могут при необходимости дополняться новыми модульными блоками и учебными элементами, что актуально при освоении новых технологий. МТН – программа является мобильной учебно-программной документацией, позволяющей осуществить ее модернизацию в соответствии с появляющимися изменениями в технологии производственных процессов, оборудования, инструментов и материалов.
МТН-программу можно составить таким образом, что она будет включать те модульные блоки и учебные элементы, которые необходимы для данного конкретного предмета, данной конкретной ситуации, а также из программы могут быть удалены некоторые блоки или Учебные элементы, если обучаемый не нуждается в их изучении, а возможно хорошо ими владеет.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Борисова Н.В От традиционного через модульное к дистанционному образованию. Учебное пособие. - М.- Домодедово? ВИПК МВД России, 1999. – 174с. – Современные образовательные технологии? Модуль
Н.В. Бородина, Е.С. Самойлова. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал государственного профессионально педагогического университета, 1997.27с.









13PAGE 15


13PAGE 14415