Конспект урока по физике на тему Выталкивающая сила. Закон Архимеда (7 класс)


Конспект урока на тему: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» Урок в 7 классе
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Закон Архимеда»
Задачи:
Образовательная - опытным путем убедиться в действии выталкивающей силы в жидкостях и газах на погруженное в них тело, сформировать умения объяснять причины возникновения выталкивающей силы, установить характер зависимости силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела.
Развивающая – развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах, формировать умения анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат.
Воспитательная – содействовать формированию мировоззренческой идеипознаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: динамометры, сосуд с водой, тела разного объема, тела одинакового объема, мензурка, рычажные весы, мультимедийная доска, проектор, компьютер. План урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Обобщение и закрепление изученного материала
Применение новых знаний в учебной деятельности
Итоги урока. Рефлексия
Домашнее задание
Организационный момент
Приветствие. Проверь дружок, Готовь ли ты начать
Все ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие на остров Эврика по водам Физического океана. В плавание отправляется 4 команды юных моряков, на 4-ох великолепных кораблях, которые уже ждут пассажиров на пристани города Сиракузы. Наше плавание будет не простым, но сначала давайте вернемся в то далекое время в Сиракузы и просмотрим, как Архимед сделал свое великолепное открытие.
Демонстрация мультфильма

Учитель. Как известно, моряки всегда придерживаются на протяжении всего плавания определенного курса. Мы с вами тоже выберем курс нашего плавания. Нам необходимо будет опытным путем, выяснить от каких величин зависит сила Архимеда и научиться применять полученные знания. Для этого нам понадобится судовой журнал, в котором мы будем записывать все наши наблюдения и открытия. (Работа в рабочих тетрадях)
Взаимопомощь - ещё одно условие нашего плавания, поэтому задания старайтесь выполнять сообща, помогать друг другу.
Упражнение «Ожидания»
А сейчас каждый из вас в своем судовом журнале запишет свои ожидания от этого плавания. (Предполагаемые ответы: убедиться в существовании архимедовой силы, узнать от каких величин зависит сила Архимеда, получить новые знания и др.)
Актуализация опорных знаний
Учитель. Чтобы попасть на свои корабли, вам необходимо добраться до причала.
Для этого вы объединитесь в две группы – 1 группа «жокеи», 2 группа «лошадки». У каждого из вас есть карточки, на которых написаны вопросы и ответы.
Приём «Жокей и лошадь».
Задание: «жокеи» задают вопросы, а «лошадки» отвечают. Поехали!
Карточки «жокеям»
Что такое объем тела?
Что такое вес тела?
Как действует жидкость на погруженное в нее тело?
Что такое плотность вещества?
Зависит ли сила Архимед от плотности вещества, погруженного в жидкость?
Как зависит сила Архимеда от плотности жидкости или газа?
Как зависит сила Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость?
Как формулируется закон Архимеда?
Действует ли сила Архимеда в условиях невесомости?
Будет ли изменяться архимедова сила, действующая на камушек в стакане с водой, при изменении атмосферного давления?
Отпустим тело в жидкость. Почему по мере дальнейшего погружения тела архимедова сила не изменяется?
Что такое давление?
В каких единицах измеряется архимедова сила?
Карточки «лошадкам»
Физическая величина, которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства.
Сила, с которой тело действует на опору или подвес.
Жидкость выталкивает тело.
Физическая величина, характеризующая данное вещество и численно равная массе вещества единичного объема.
Не зависит.
Да, зависит.
Чем больше объем, погруженного тела, тем больше архимедова сила.
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.
Нет.
Нет.
Потому что архимедова сила не зависит от глубины погружения тела в жидкость.
Физическая величина, равная силе, действующей на единицу площади поверхности.
Ньютонах.
Изучение нового материала. Проведение исследовательской работы
Учитель. Итак, все участники вступили на палубы кораблей «Эврика», «Архимед», «Паскаль», «Сила».
Удачного вам плавания. Встретимся у причала «Исследования»
На столах у команд задания и приборы для исследования. Нужно выполнить задания и сделать вывод, от чего зависит архимедова сила.
В тетрадях группы делают отчет о работе и записывают вывод.
Основополагающий вопрос – от чего зависит сила Архимеда?
Задание группы №1
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндра из набора тел для калориметра, нить.
Определить архимедовы силы, действующие на первое и на второе тела.
Сравнить плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
ρ, кг/м3 Рвоздуха, Н Ржидкости,НFA, Н Вывод
Задание группы №2
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Определить архимедовы силы, действующие на каждое из тел.
Сравнить эти силы.
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Объем, м3 Рвоздуха, Н Ржидкости,НFA, Н Вывод
V1 V2 Задание группы №3
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый сосуд.
Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде..
Чем отличаются эти жидкости.
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Жидкость Рвозд, Н Ржидк.,НFA, Н Вывод
Вода Соленая вода Задание группы №4
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2 , большей, чем, h1.
Чем отличаются эти жидкости.
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
h, м Рвозд, Н Ржидк.,НFA, Н Вывод
h1 h2 Команды зачитывают выводы после проделанной работы и отвечают на вопрос, от чего зависит архимедова сила.

Учитель. Вы все большие молодцы, хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка

Обобщение и закрепление изученного материала
Учитель. Отдохнули? Тогда возвращаемся на палубы кораблей. Здесь вас встретят капитан Давление, штурман Сила давления, команда с именами – Плотность, Объем, Площадь, Сила тяжести, Архимедова сила, Масса и юнга по имени 9,8 Н/кг.
Ваша задача: навести порядок среди моряков, то есть записать формулы, которые связывают эти физические величины.
Учитель. Мы плавно перемещаемся по волнам океана и приближаемся к острову Эврика. Но что такое? Полундра! Корабли сели на рифы. Чтобы спастись, вы должны решить занимательные задачи Остера. У каждой команды находится карточка с условием задачи. Команда, которая раньше справляется с заданием, делает высадку на остров.
Задача для команды «Архимед» и команды «Паскаль»
Масса червяка Емели, которого дядя Петя встретил в огороде и уговорил сходить на рыбалку, была 0,09 г., длина 2 см., площадь поперечного сечения 0,05 см2 . Каков будет вес червяка в речке на крючке? (плотность воды 1000 кг/м3)
Задача для команды «Эврика» и команды «Сила»
Объем надувного шара, наполненного водородом 0,2 м3. Масса оболочки шарика вместе с веревочкой 5г. Сможет ли шарик поднять к потолку привязавшуюся к веревочке за хвост опытную сотрудницу белую мышку Мушку, масса которой 40 г? (плотность водорода 0,09 кг/м3 , плотность воздуха 1, 29 кг/м3 )Команды представляют решения задач.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Вот мы и добрались на остров Эврика, и хотелось бы узнать, чему вы научились во время
плавания. Тест. (Электронное приложение)




А сейчас давайте заглянем в судовые журналы, где вы писали ваши ожидания от урока, и напишите свои ощущения от урока.
Домашнее задание
Прочитать параграф, выучить основные понятия темы.
Дополнительное творческое задание: разработать сборник интересных фактов, примеров и задач по данной теме.