Конспект урока по физике Применение закона Архимеда (7класс)


Мартынова Светлана Алексеевна
МБОУ «Средняя школа № 4 им. А.А.Леонова» города Гагарин Смоленской области
Учитель физики

Тема урока: «Применение закона Архимеда».
Класс: 7
Цель урока: рассмотреть проявление архимедовой силы в повседневной жизни, технике.
Задачи урока:
Познавательные: углубить и закрепить знания об архимедовой силе и условиях плавания тел; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы).
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.
Ведущие технологии: продуктивного чтения и проблемного диалога.
Оборудование: весы, пластмассовая бутылка 1,5л, сосуд с водой, с раствором соли, 2 яйца с разным временем хранения, модель человека из пробирки, насос
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Технологическая карта урока:
Название этапа Деятельность
учителя ученика
Орг. момент. Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Здравствуйте, садитесь. Настраиваются на урок
2. Актуализация учениками своих знаний.
Сегодня на уроке мы ещё раз убедимся, что Архимедом был открыт великий закон, а доказательством этому – применение данного закона в жизненных ситуациях и технике.
Для повторения знаний, полученных в ходе изучения Архимедовой силы, предлагаю вам следующее задание. У каждого из вас на столе лежит рассказ «Интересное утро», в котором допущены ошибки. Прочитав рассказ, вы должны будете их обнаружить и выписать в левый (первый) столбик листка.
На работу вам даётся 5 минут.
Время истекло. Отложите ваши листочки на край парты, мы к ним ещё вернёмся, но уже в конце урока. Берут листочки с текстом и начинают работать
Интересное утро.
Проснувшись, я вспомнил, что договорился с Толей идти на речку смотреть, как ломается и тонет лёд. Солнце взошло, и вся комната была залита ярким светом, хотя ещё вчера было пасмурно. Взглянув на барометр, я отметил, что давление за ночь заметно упало.
В ванной комнате налил в таз воды и случайно уронил в неё кусок мыла. Мыло не утонуло и, поймав его на поверхности воды, умылся, а затем пошёл на кухню завтракать. Достав из холодильника стакан с молоком, размешал его, так как сливки были на дне, и выпил с вкусной булочкой.
Прибежав с Толиком на реку, увидели рыбаков. Один из них, наверное, поймав что-то, с трудом пытался вытащить улов на поверхность, и когда рыба показалась над водой, рыбак легко подтянул её к себе.
Довольные увиденным, мы побежали домой.………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы учениками.
- Когда мы говорим об архимедовой силе, то сразу вспоминаем условия плавания тел. Почему же многие живые организмы способны плавать в воде и под водой?
Сообщение об этом нам подготовил…
- Однако совершенно очевидно, что вес человеческого тела и вес вытесненной им воды, находятся в весьма хрупком равновесии, так что достаточно ничтожного пустяка, чтобы оно нарушилось в ту или иную сторону. Как вы думаете, у какого человека больше шансов спастись, если он упал в воду и не умеет плавать: у которого руки находятся в воде или у того, кто, высунув их, зовёт на помощь?
Вот давайте это и проверим на опыте.
Демонстрация опыта:
Пусть моделью человеческого тела будет стеклянная пробирка, пробка – голова человека, 2 пластмассовые палочки – руки. Если руки опустить, то голова находиться над водой, если поднять, то под водой. Кто объяснит наблюдаемое явление?
Необходимость преодолевать водные преграды, перевозить грузы уже в глубокой древности привели к изобретению человеком плавучих средств: плоты, лодки, теплоходы, корабли. О плавании надводных судов мы с вами говорили на прошлых уроках, но существуют суда, способные плавать под водой, т.е. подводные лодки. Когда же они были построены и каким образом происходит их погружение и всплытие?
Давайте рассчитаем, сколько полуторалитровых бутылок понадобиться для того, чтобы соорудить плот? Что нам для этого необходимо знать?
- Правильно. Взвешивание бутылки мы доверим …….
Средняя масса 7-классника 45кг.

Кто желает решить эту задачу?
Будучи внимательными хозяйками, можно на кухне обнаружить следующее явление:
Берём два куриных яйца и опускаем в воду. Яйца тонут. А теперь…… (опускаются в раствор соли; одно яйцо тонет, а другое всплывает) Что произошло? Кто может объяснить наблюдаемое явление и сделать вывод?
Учащиеся слушают рассказ своего одноклассника:
В настоящее время известно, что жизнь на Земле зародилась в водной среде. Это произошло около 4миллиардов лет тому назад. 400миллионов лет назад жизнь вышла из моря. 65 миллионов лет назад появились первые млекопитающие. Но вода и сейчас продолжает составлять значительную часть в живых организмах, причём как в морских животных, так и в млекопитающих, обитающих на суше, включая человека. Например, у десятидневного человеческого эмбриона содержание воды достигает 95%, у новорождённого – приблизительно 72%, а у взрослого человека – в среднем 60%.
Строение человека таково, что его плотность оказывается близкой к плотности воды. У многих людей она чуть меньше, особенно когда желудок пустой, а вода солёная. В таких случаях человек способен свободно находиться на поверхности воды, не боясь утонуть.
Ребята высказывают свои предположения
Учащиеся объясняют наблюдаемое явление и делают вывод:
- вскидывая руки вверх, рот и ноздри оказываются под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в лёгкие и ещё большее количество в желудок и всё тело становится тяжелее и этого оказывается достаточно, чтобы человек пошёл ко дну. Для людей не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция, причём голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались рот и нос. Приняв подобную позу, можно без всяких усилий держаться у поверхности воды.
Учащиеся слушают рассказ своего одноклассника:
Подводная лодка – это боевой военный корабль, предназначенный для нанесения скрытых торпедных ударов по кораблям и транспортам противника, а также ведения разведки. В отдельных случаях подводные лодки служат для подводной транспортировки ценных грузов.
Первая подводная лодка была построена в 1620г. в Англии. Её изобретателем был голландский учёный Корнелиус ван Дреббель. Много позже подводные лодки появились в России (1724), Франции (1801), в Германии (1850). К началу ХХ века почти все морские державы начали строить боевые подводные лодки.
Подводная лодка имеет стальной сигарообразной формы корпус, способный выдерживать давление воды на больших глубинах. Для погружения в воду в подводных лодках применяют специальные балластные цистерны, заполняемые водой. Всплытие достигается продуванием водяного балласта сжатым воздухом.
Механизм погружения и всплытия подводной лодки можно продемонстрировать на следующей модели.
(демонстрация опыта с пластиковой бутылкой и насосом))
Учащиеся говорят, какие величины необходимы для решения задачи:
- Масса бутылки
Измеряем массу бутылки, получается – 60г
- Объём бутылки (он известен и равен 1,5л)
Масса человека
Учащиеся в тетрадях, а один ученик на доске решают задачу:
Дано: СИ: Решение:
m1=60г 0,06кг На плот действует архимедова сила, направ-
m=45кг ленная вертикально вверх и силы тяжести
V1=1,5л 0,0015м3 человека и всех бутылок, направленные
ρ=1000кг/м3 вниз. Запишем условие плавания тел:
FA=mg+m1Ng
N-? ρgNV1= mg+m1Ng
ρNV1= m+m1N
ρNV1-m1N= m
N=mρV1-m1 N=45кг1000кгм3∙0,0015м3-0,06кг=32Ответ: 32 пластиковые бутылки необходимо для создания плота, способного перевезти ребёнка.
Учащиеся выдвигают гипотезы и совместными усилиями приходят к следующему ответу:
яйца отличаются по времени хранения; у старого, а может уже с истекшим сроком годности плотность меньше плотности раствора соли в воде и оно всплывает; у свежего яйца - плотность больше и оно тонет.
4. Проверка индивидуального задания
Помните, с чего мы начали наш урок? С отыскания ошибок в тексте «Интересное утро». Возьмите листочки с края стола и теперь уже в правом столбце напишите допущенные ошибки. Может в ходе урока вы получили знания, которые позволили вам увидеть незамеченные ошибки. Кто желает прокомментировать данный текст?
Оцените свою работу. Учтите, что в тексте было 5 ошибок. Учащиеся называют ошибки в тексте:
- лёд не тонет в воде;
- давление выросло;
- мыло тонет в воде;
- сливки на поверхности молока;
- улов в воде легче, чем вытащенный из воды.
Ученики выставляют себе оценку
5. Рефлексия,
домашнее задание Наш урок подошёл к концу. Оцените свою деятельность на уроке с помощью приёма «Выбор», подчеркнув соответствующие вашему настроению слова
1. На уроке я работал активно, пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен
3. Урок показался мне коротким, длинным
4. За урок я не устал, устал
5. Мое настроение стало лучше, стало хуже
6. Материал урока для меня был понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
Домашнее задание по выбору:
экспериментальное – определите плотность своего тела и сравните с плотностью чистой воды;
исследовательское – бросьте в стакан с водой шипучую таблетку; опишите её поведение в воде и объясните
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
Записывают домашнее задание.
Литература:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин.-15-е изд.,, стереотип. - М.:Дрофа, 2011.-192 с2. Дидактические материалы А.Е Марон, Е. А. Марон
3. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина.
4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике - 6-7 класс. 1985.