Технологическая карта урока по математике на тему Шкала термометра. Измерение температуры (4 класс)

Урок математики в 4 классе 16.01.2013
Тема урока: Шкала термометра. Измерение температуры.
Тип урока: применения новых знаний, практическая работа.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «температура» и способе её измерения
Задачи:
Образовательные:
– знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;
– формирование умений грамотно читать и записывать показания температуры, решать задачи на изменение температуры.
Воспитательные:
– формирование коммуникативных умений (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)
Развивающие:
– развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по результатам простых опытов), умение работать с ЭОР;
- развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя прибоы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках .

Планируемые метапредметные результаты:
1)Формирование личностных УУД : адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
2)Формирование регулятивных УУД :
целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно;
планирование – составление плана действий( с помощью учителя); самоконтроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка/самооценка - осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;
3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков фонетический анализ и синтез, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений с опорой на деформированный текст; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.
4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный.













Структура и ход урока

Этап урока
Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время


1
Актуализация знаний

1.Назовите источники тепла
2.Приведите примеры из опыта, как вы определяете величину тепловой энергии

3 мин.

2
Постановка проблемы










Слайд №1 «Измерение температуры»
В бассейн озеро входят мальчик и девочка. Мальчик перед эти принял холодный душ, а девочка вышла из сауны. Какие ощущения они испытывают?

На заре развития науки  ученые судили о температуре тела по непосредственному ощущению.

Для точных и объективных измерений температуры необходим прибор. Его создатели: Галилео Галилей, Цельсий.
Мальчику кажется вода теплой, а девочке холодной.
Вывод: ощущения не дают точных сведений о температуре воды.


3
Опыт №1
Оборудование
колба полная воды, пробка с трубкой, прищепка синяя и красная, свеча, подставка, пластиковых стакан со снегом.
Что происходит при нагревании воды? Почему?

Лабораторная работа.
Описывают опыт, делают вывод: при нагревании уровень воды в трубке повышается, т.к. повышается объем, при охлаждении- вода сужается.



4
Градуирование термометра
Слайд №2
В каких единицах измерят температуру?
(по Цельсию, Фаренгейту) Какие бывают термометры? Чем отличаются их шкалы?
Какая градуировка может быть на термометре для:
а) температуры в сауне;
б) температуры тела человека;
в) температуры воздуха в комнате
г) температуры воздуха на улице
д) температуры воздуха в холодильнике
Практическое задание:
1) рассмотри термометр, определи, что можно измерить им, наибольшую температуру, наименьшую температуру, цену деления


5
Решение практической задачи: измерение разности температуры
1. ЕК ЦОР «Как зависит от температуры движение муравья осенью?»


2.Опыт № 2

Организует работу по группам:
1 группа за компьютером
2 выполняет практическую работу (оборудование: пластиковые контейнеры, вода, горячая вода и снег)
3) сильные ученики получают дополнительные задания

Самостоятельно в группах выполняют практическое задание:
1) отмечай температуру воды через каждую минуту при нагревании или охлаждении, 2) по данным составьте и запишите решение задачи.


6
Рефлексия
Слайды № 3-5
Выводы: для измерения температуры существуют термометры, которые работают на принципе расширения жидкости при нагревании и сжимании при охлаждении.
-Чему новому научились?
Д/з с. 72 № 9,10,11














Коновалова В.М. учитель МАОУ СОШ № 38 г.Калининграда












гђ Заголовок 1гђ Заголовок 2гђ Заголовок 3гђ Заголовок 4гђ Заголовок 5гђ Заголовок 6гђ Заголовок 7гђ Заголовок 8гђ Заголовок 915