Вопросник по статье Замысел комедии Грибоедова Горе от ума и Сюжет и жанр комедии учебника Литература. 9 класс. под редакцией В.Я.Коровиной

Вопросы и задания (к статье учебника)
«О комедии «Горе от ума»»(1824)
Тема «Замысел комедии»
Была ли напечатана комедия «Горе от ума» Грибоедова полностью при жизни писателя?
Сочетание каких жанров первоначально включал замысел комедии? (3 компонента)
Восстановите водевильный эпиграф, предпосланный в некоторых списках комедии «Горе от ума»:
Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым - .,
Всем умным – горе от ума.
Какой смысл приобрело выражение «горе от ума»,пришедшее из водевиля и лишенное того шаловливого оттенка, который несло оно там? Каким оно стало в комедии?
(2 ответа)
Чего не утратило выражение «горе от ума»,пришедшее из водевиля?
В чем пародоксальность выражение «горе от ума»,пришедшего из водевиля, если иметь в виду просветительский фон комедии?
Каким было раннее название комедии Грибоедова?
Что подчеркивало раннее название комедии Грибоедова?
Кто из персонажей комедии был носителем, сценическим инструментом просветительского ума, отвлеченного разума?
Каким образом Грибоедов в новом названии сменил акценты?
Что, свойственное содержанию комедии нравов и просветительской драматургии, не сохранилось в окончательном названии комедии? (назовите оттенок).
Традиция какого драматургического жанра (он был широко представлен во Франции, в частности в творчестве Мольера) понадобилась Грибоедову для воссоздания общественного конфликта?
максимальное количество баллов за полные ответы - 24
Ключи к вопросам по разделу «Замысел комедии» максимальное количество баллов - 24
Нет. (1)
Легкая светская комедия(1), комедия нравов (1) и водевиль(1).(итого 3)
счастье от безумья (2)
Более серьезным, более драматичным.(2)
Афористическую остроту(2) и пародоксальность(1).(итого 3)
Просветители обожествляли разум, а в комедии Грибоедова как раз ум становится причиной несчастий.(3)
«Горе уму».(1)
«Горе уму». Название подчеркивало, что основным «героем»комедии выступал просветительский разум, отвлеченный ум.(2)
Этим персонажем является Чацкий.(1)
Чацкий выдвинулся главным героем(1), ум стал одним из его свойств, качеств, (1)определивших содержание характера и личности(1).(итого 3)
Нравоучительный.(1)
Традиция «высокой» комедии(1) классицизма(1).(итого 2)
Оценивание работы: не зачтено, если менее 12 баллов – «2»; зачтено: от 12 до 18 баллов – «3»; от 19 до 22 баллов– «4»; 23-24 балла – «5»
Тема «Сюжет и жанр»
Чем грибоедовская комедия напомнила читателям сюжет комедии Мольера «Мизантроп»?
Оба героя комедий Мольера и Грибоедова – Альцест и Чацкий – носят в душах идеал человека и человечества: любят людей и хотят, чтобы в мире царили свобода, ум, любовь, чтобы не было лжи и пошлости, лицемерия и угодничества, чтобы в людях укрепились понятия чести и личного достоинства. В чем проявилось различие между образом Альцеста и образом Чацкого относительно воплощения их идеалов?
Мыслит ли Чацкий себя врагом всего человечества?
Альцест из комедии Мольера принимает современное ему общество за весь род людской, и его скептицизм адресован всему человечеству. Против чего негодует Чацкий из комедии Грибоедова?
Кроме комедийных жанров, в «Горе от ума» легко найти и другие. Перечислите, какие жанры. (4 ответа).
Как в наброске «Горя от ума» назвал свое сочинение Грибоедов (в духе романтических драм и драматических поэм конца 18 – начала 19 века)?
Продолжая традиции «высокой» комедии, наполняя её новым жизненным содержанием, Грибоедов удерживал связь с устойчивыми комедийными конфликтами, образами масками, комедийными ситуациями. Перечислите постоянные сценические маски (амплуа) следующих персонажей: Лизы, Молчалина, Скалозуба, Репетилова, Фамусова.
Какие три персонажа комедии претендуют на роль ложного жениха?
Какие четыре амплуа можно увидеть в Чацком?
Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма. Перечислите все три.
Какое из них намеренно ослабляется в развязке интриги?
Грибоедов придавал правилам классицизма не формальный смысл, а другой. Назовите его.
Назовите главных лиц общества, с которыми происходит столкновение Чацкого.
Конфликт комедии происходит в доме Фамусова. Что символизирует этот дом?
Три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Как это отразилось на Чацком? Каким он стал?
Чацкий находится в резком противоречии с обществом. Как понимают «ум» Фамусов и Молчалин?
С чем связан «ум» в представлении Чацкого?
Как (чем) завязывается интрига в общественной комедии Грибоедова?
Какое действие является кульминационным моментов комедии, когда сливаются общественная и любовная линии (в любви Софьи к Молчалину проступает не только личное предпочтение или каприз, но и обусловленность общественными причинами)? Что в нем происходит?
В каком действии интрига развязывается, и каким образом разрешаются обе линии (происходит намеренное ослабление единство действия)?
Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Какое условие? (ответ связан со стихосложением)
Ключи к вопросам по разделу «Сюжет и жанр комедии».
Максимальное количество баллов – 56
В этом произведении главный герой был противопоставлен всему обществу, (1)пороки которого вызывали у него презрение и негодование,(1) и он обрушивал на них град насмешек и колкостей(1).
Итого 3 балла
Альцест видит идеальное общество в прошлом, (1) Чацкий – в будущем. (1)
Итого 2 балла
Нет (1)
Чацкий негодует против конкретного общественного уклада.(1)
Ода,(1) эпиграмма,(1) пародия,(1) сценическая поэма.(1) Итого 4 балла
«сценической поэмой» (2)
Лиза - служанка (субретка),(1) Молчалин - первый любовник,(1) ложный жених, (1)Скалозуб – ложный жених, (1) Репетилов - пустомеля,(1) Фамусов - легковерный отец.(1) Итого 6 баллов
Чацкий,(1) Молчалин,(1) Скалозуб(1). Итого 3 балла
Злой умник, (1)говорун, (1)ложный жених(1) и герой-резонер(1). - 4 балла
Единство места,(1) времени,(1) действия(1). Единство действия.(1) - 4 балла
Содержательный смысл. (1)
Фамусов,(1) Софья,(1) Молчалин(1). Итого 3 балла
Всю аристократически-патриархальную(1) Москву.(1) Итого 2 балла
Сразу повзрослел, возмужал,(1) стал более трезвым в рассуждениях (1)и менее восторженным.(1) Итого 3 балла
Для Фамусова и Молчалина «ум» - это практическая хитрость, (1)умение приспособиться, (1)подольститься к власть имущим (1)и добиться личного благополучия. (1) Итого 4 балла
Для Чацкого «ум» связан с личной независимостью,(1) свободой духа и чувства,(1) с гражданским служением на пользу общества(1). – 3 балла
Любовью (благодаря интимным отношениям героев)(1)
3 действие. (1)Софья пускает слух, будто Чацкий сошел с ума(1).
Итого 2 балла
В 4 действии.(1) Чацкий узнает правду о любви Софьи (1)и о том, что он чужд обществу(1), которое не только не боится его критики, обличений и насмешек, но и само перешло в атаку, вытолкнуло героя из привычное ему по рождению и воспитанию среды и вынудило его бежать неведомо куда(2).
Итого 5 баллов
Написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами, (1)какими обычно писались басни(1).
Итого 2 балла


Оценивание работы: не зачтено, если менее 25 баллов – «2»;
зачтено: от 25 до 35 баллов – «3»; от 36 до 49 баллов– «4»; 50-56 баллов – «5»