Статья Тревожность в младшем школьном возрасте, как определить и как решить этот вопрос

Тревожность в младшем школьном возрасте,
как определить и как решить этот вопрос.

В наше неспокойное время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Тревожность – как черта личности связана с генетическим детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.
Считается, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
Высокая оценка и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок старается всеми силами сохранить этот уровень, так как это обеспечивает ему самоуважение и хорошее отношение к себе. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знании, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию. От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатывается механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Сильная потребность в самоутверждений приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя. И такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость , подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.
Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь- это переключение интересов и притязании ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.
Определяются три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни.
Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. При наличий творческой силы самого ребенка, при его желаний, возможно, найти пути их преодоления.
Избалованность. Привычка ребенка все получать, ничего не отдавая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становиться стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
Отверженность ребенка. Такой ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их , а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других он верит и в свои силы. И он платит всем враждебностью, а отсюда необщительность и замкнутость, неспособность к сотрудничеству.
Умение любить требует развития и тренировок, в этом огромная роль принадлежит семье, и так как ребенок маленький, то прежде всего роль матери основная. И поэтому самое главное учение в жизни каждого это научиться межличностным отношениям, только посредством их происходит развитие и духовное возрастание человека. Именно из взаимодействий с окружающей средой у ребенка возникает представление со средой, но также могут быть заимствованы у других людей и восприняты так, словно индивид выработал их сам.
Школа является первоначальной ступенью, которая открывает перед ребенком мир социально- общественной жизни, берет на себя одну из главных ролей в воспитаний ребенка и становится одним из определяющих факторов в становлений личности ребенка. В тоже время смена привычной обстановки, ритма жизни оказывает на ребенка сильнейшее воздействие и ставит его в состояние режима ожидания опасности и тревоги. Как правило, чтобы справиться с этим ребенок прибегает ко лжи, начинает фантазировать, порой дети резко меняют свое поведение вне близкого круга общения, и двоякое поведение накладывает свой отпечаток. Поэтому важна связь школы с родителями, ведь изначально кроме биологически заложенной информаций в каждом из нас есть семейные традиций и устой, которые являются для ребенка непоколебимыми, и порой что-то изменить или внести новое встречает отпор, и связь с матерью, воздействие через нее порой является нитью, которую приходится постоянно теребить. Ведь чувство тревоги неизбежно сопровождает всю учебную деятельность, даже в самой идеальной школе. Потому как сам процесс освоения нового таит в себе тревогу перед поступком. Полностью снять состояние тревоги не возможно, но смягчить ее получение возможно, и для этого нужно приложить усилия. Задать ребенку тот ритм решения задач, с которыми он сможет справится при мобилизаций эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности.

15